Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктажи для водителей автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Сотрудники, которые не желают проходить специальный инструктаж должны быть отстранены от выполнения своих профессиональных обязанностей с последующими материальными и дисциплинарными взысканиями до тех пор, пока они не изменят свое отношение к занятиям по безопасному вождению. Период отстранения от работы не оплачивается.
Если же компания выпускает на линию водителя, не прошедшего специального инструктирования, то собственника транспортного средства наказывают в соответствии с пунктом №5 статьи 12.31.1 Административного Кодекса Федерации. Причем, даже в том случае, когда поездка не привела к возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с пунктом № 22 Приказа № 7, при непроведении обучения, а также его нерпохождении, владельцам автомобилей запрещено допускать своих сотрудников к работе на транспортных средствах.
Перечень инструкций по охране труда для водителей
- Инструкция по охране труда водителя бензовоза
- Инструкция по охране труда водителя автобуса
- Инструкция по охране труда водителя автоцистерны
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя микроавтобуса
- Инструкция по охране труда водителя мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя самосвала
- Инструкция по охране труда водителя топливозаправщика
- Инструкция по охране труда водителя цементовоза
- Инструкция по охране труда водителя эвакуатора
- Инструкция по охране труда водителя ассенизационной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля дорожной службы
- Инструкция по охране труда водителя инкасаторской машины
- Инструкция по охране труда водителя контейнерного мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя пескоразбрасывающей машины
- Инструкция по охране труда водителя поливомоечной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля скорой помощи
- Инструкция по охране труда водителя снегоуборочной машины
- Инструкция по охране труда водителя автопогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя автобетоносмесителя
- Инструкция по охране труда водителя вездехода
- Инструкция по охране труда водителя трала
- Инструкция по охране труда водителя скотовоза
- Инструкция по охране труда водителя электропогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя при погрузке и перевозке древесины
- Инструкция по охране труда водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда водителя при работе в условиях низких температур
- Инструкция по охране труда водителя экспедитора
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- Инструкция по охране труда водителя при вывозке леса
1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.
1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— выполнять только ту работу, которую поручили;
— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— применять средства индивидуальной защиты;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенного уровня шума на рабочем месте;
— повышенного уровня вибрации;
— недостаточной освещенности рабочей зоны;
— нервно-психических перегрузок.
1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Перчатки с точечным покрытием | 12 пар |
Перчатки резиновые или из полимерных материалов | дежурные |
Жилет сигнальный 2 класса защиты | 1 |
4.1. При несчастном случае:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:
— приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;
— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
4.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
4.5. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД
Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного
Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.
Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.
Обзор инструкций для водителей дает полное понимание того, что существуют общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда. Так, к примеру, к вождению автомобилем не допускаются лица в болезненном состоянии и переутомленные. Перед допуском к выполнению служебных обязанностей водитель обязан пройти медицинский осмотр. Запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств в период управления транспортом. Если водитель отдыхает в кабине автомобиля, то двигатель должен быть отключен. Нельзя передвигаться в местах, где не установлены проезды для машин. Водитель обязан всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист и уметь оказать первую медицинскую помощь.
Неважно, как называется инструктаж для водителей, вводный или предрейсовый, главное предназначение каждого из них — закрепить знания о безопасных методах вождения, довести информацию о предполагаемой опасности и погодных условиях.
— новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;
— действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т. п.);
— действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;
— осуществлении противоугонных и противопожарных мер.
4.6. Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:
— об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т. п.;
— об увеличении транспортных и пешеходных потоков;
— о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;
— о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;
— об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.
Предрейсовый инструктаж по БДД
Правила о предрейсовом инструктаже несколько изменились с сентября 2021 года. Раньше он должен был проводиться только перед выполнением работ повышенной опасности — например, при управлении ТС в составе колонны, перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. Сейчас предрейсовый инструктаж проводится:
- перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту);
- при организованной перевозке детей;
- при перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
👉 Обратите внимание! Если водитель каждый раз ездит в рейс по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж нужен ему только перед первым рейсом. Но если его маршрут меняется ежедневно — то и предрейсовый инструктаж ему необходимо проводить ежедневно. |
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
Теперь внимание, вопрос: какой вид инструктажа нужно провести тем, кто выезжает на линию?
Что ответил на соответствующий вопрос Роструд (пристегнитесь!):
То чувство, когда контрольно-надзорный орган не зная вразумительного ответа будет штрафовать нас за непроведение или неправильное (по сугубо личному мнению территориальной ГИТ) провидение инструктажей по охране труда согласно подпункту 2 пункта 256 приказа 59н. К сожалению, на этом абсурд не заканчивается.
В поисках истины нашлось два письма Минтруда. Валерий Корж и Татьяна Жигастова пытаются разъяснить так:
Итого мы имеем целевой инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при выполнении разовых работ? Как выезд водителя на линию может быть разовым-одноразовым? Для него это привычное дело. Он же, мать его, водитель! Не, бывают, конечно, камикадзе, но это же не для них правила писаны.
Заглянем ещё раз в постановление 1/29:
2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Если и называть инструктаж перед выездом на линию (хотя непонятно, что имеется ввиду под термином «линия») целевым, то не потому, что водитель будет выполнять разовые работы, а потому, что без «разрешения» и «специальных документов», как то водительские права, путевой лист, предрейсовый медосмотр, управлять автомобилем он не вправе!
В тоже время в постановлении 1/29 не сказано, что именно подразумевается под «разрешениями» и «специальными документами».
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. К управлению автобусами допускаются водители автобуса не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления автобусом соответствующей категории и талон к нему, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.
Стажировка водителя-стажера автобуса должна проводиться в дневное, вечернее по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок.
Для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки водителя, устанавливается табличка с надписью «Стажер».
2. Не реже одного раза в 6 месяцев водитель проходит повторный инструктаж, при необходимости — внеплановый и целевой инструктажи, ежегодно – проверку знаний по вопросам охраны труда.
3. Водитель обязан:
- соблюдать правила дорожного движения;
- останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции;
- содержать автобус в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
- уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем для них сигнале регулировщика или светофора, и пешеходам, идущим к находящемуся на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части дороги или посадочной площадки, расположенной на этой стороне проезжей части дороги;
- принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения детей, инвалидов, людей преклонного возраста, а также велосипедистов;
- принимать меры по недопущению загрязнения дорог;
- соблюдать требования настоящей Инструкции;
- соблюдать требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- знать и соблюдать правила технической эксплуатации обслуживаемого транспортного средства;
- выполнять только ту работу, которая поручена, не допускать на рабочее место посторонних лиц; не покидать рабочее место в рабочее время без разрешения руководителя работ;
- правильно применять необходимые специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом руководителя работ;
- соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, режим труда и отдыха, трудовую дисциплину (отдыхать и курить допускается только в специально оборудованных для этого местах).
- выполнять требования охраны труда; знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
- знать место расположения аптечки первой медицинской помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- сообщать непосредственному руководителю работ или другому уполномоченному должностному лицу нанимателя обо всех происшедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, нарушениях правил дорожного движения, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, замеченных неисправностях.
4. Водитель обязан соблюдать правила личной гигиены:
- пищу необходимо принимать только в специально предназначенном месте, предварительно вымыв руки с мылом;
- не допускается мыть руки в масле, эмульсии, керосине;
- для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этих целей устройств (сатураторы, питьевые бачки, фонтанчики и тому подобные устройства).
5. Водителю не допускается:
- управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
- управлять автобусом в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
- участвовать в дорожном движении на автобусе с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков), а также с иными неисправностями, предусмотренными Правилами дорожного движения;
- пользоваться во время движения автобуса мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения автобуса допускается только в случае, если автобус оснащен комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- выполнять ремонт автобуса и его обслуживание на проезжей части дороги;
- создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
- эксплуатировать автобус с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший государственного технического осмотра;
- допускать загрязнение дорог и окружающей среды.
6. В процессе работы на водителей автобуса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
- движущиеся машины и механизмы;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автобуса;
- стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автобуса;
- возможность возникновения пожара, как при движении автобуса, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- эмоциональные перегрузки, монотонность труда;
- нанесение травм посторонним лицом.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
30. Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.
31. Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
32. Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.
33. Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
34. При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
- пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
- не брать рукоятку в обхват;
- при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
- не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
- 35. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.
36. Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.
37. Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.
38. Водителю не разрешается:
- во время стоянок спать в кабине и салоне автобуса при работающем двигателе;
- продолжать движение с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения;
- осуществлять движение по маршруту с открытой дверью кабины водителя;
- буксировать автобус при наличии в кабине или салоне автобуса пассажиров;
- отвлекаться во время движения, принимать пищу, курить и т.п.;
- вывешивать в кабине вымпелы, талисманы и прочую печатную продукцию;
- пользоваться авто-радио и магнитолами, не предусмотренными конструкцией автобуса;
- возить с собой спиртные напитки, наркотические и токсические вещества;
- управлять автобусом в болезненном состоянии или при алкогольном (наркотическом, токсическом) опьянении.
39. С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.
40. По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.
41. Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.
42. Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.
43. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.
44. При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.
45. В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).
46. Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
47. Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части.
48. Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.
49. Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:
- выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
- установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
- установить под колеса автобуса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
- закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).
50. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.
51. Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
52. Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
53. Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.
54. При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.
55. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.
56. Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.
57. Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
58. Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.
59. Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
- при въезде и выезде из ворот организации, склада;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
60. Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.
61. В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:
- допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
- эксплуатировать неисправные приборы системы питания автобуса;
- применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
- при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
- курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
- применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.
62. При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
- перевозить и хранить топливо можно только в исправных резервуарах или металлических бочках с плотно закрывающимися металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках;
- заполнять резервуары топливом необходимо не более чем на 90% их вместимости;
- исправность тары, заполненной топливом, следует проверять ежедневно. Причины, вызывающие подтекание и «потение», следует немедленно устранять. Если это невозможно, автобусное топливо необходимо перелить в исправную тару, соблюдая все меры предосторожности, чтобы топливо не разлилось, не попало на тело или одежду работника;
- не допускается при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом.
- при появлении во время движения запаха топлива водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.
63. Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.
64. Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).
65. На заправочном пункте не допускается:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
- нахождение пассажиров в салоне автобуса, кабине.
- использовать шланги и тому подобные приспособления, которые допускают подтекание.
- заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
- использовать заправочный пистолет без рукавиц;
- допускать попадание топлива на кожу рук и тела;
- получение топлива в любые емкости, кроме топливных баков;
- работа предпускового подогревателя двигателя и автономного отопителя кабины водителя;
- перелив топлива.
66. Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:
- при неисправной топливной системе подавать топливо самотеком из емкости (канистры);
- применять для мытья двигателя, одежды и пр. – бензин и др. ЛВЖ;
- оставлять в кабине, моторном отсеке, багажных ящиках и пр. местах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
- заправлять и хранить топливо в любых емкостях, кроме топливных баков;
- допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
- курить, (пользоваться огнем) вблизи от топливных систем, бака и пр.;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей на автобусе (отогревание замёрзших топливопроводов и т. п.);
- использование на автобусе нестандартных предохранителей.
Общие требования при предрейсовом инструктаже
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.