Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация НДС при УСН в смете в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компенсация при выполнении госзаказа рассчитывается и оформляется по аналогичному принципу. Исполнители работ, работающие на упрощенке, платят НДС своим контрагентам на ОСНО. Например, оплачивая работу субподрядчиков или при осуществлении закупки материалов и комплектующих «с НДС».
Госзаказ и компенсация НДС упрощенцем
Союз инженеров-сметчиков в недавнем письме № РС-ПГ-200/2020 от 8 июня 2020 года предлагает упрощенцам использовать алгоритм определения компенсации затрат НДС. Рассчитанный по формуле налог упрощенец, работающий по госзаказу, также отражает в сметном расчете в отдельной строке «Компенсация по НДС». По-другому исполнитель госзаказа на УСН не имеет права их предъявить к оплате заказчику и потеряет 20% от своих расходов, оплаченных контрагентам «с НДС». Как видите, ничего сложного в порядке расчета компенсации НДС упрощенцами нет.
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Что отсутствует в новой методике?
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
N п/п | Виды работ | Нормативы накладных расходов к ФОТ рабочих, занятых в строительной отрасли, % | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приказ 812/пр | МДС 33 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | ||
Центральные регионы | МПРКС | РКС | ||||||||
I | Строительные работы | |||||||||
1 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
1.1 | механизированным способом | 92 | 95 | -3,26% | 93 | 100 | -7,53% | 97 | 105 | -8,25% |
1.2 | ручным способом | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.3 | с применением средств гидромеханизации | 94 | 85 | 9,57% | 95 | 84 | 11,58% | 99 | 94 | 5,05% |
1.4 | по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.5 | механизированное рыхление и разработка вечномерзлого грунта | 94 | — | 95 | — | 99 | — | |||
2 | Горновскрышные работы | 99 | 101 | -2,02% | 100 | 105 | -5,00% | 104 | 119 | -14,42% |
3 | Буровзрывные работы | 106 | 110 | -3,77% | 107 | 116 | -8,41% | 111 | 121 | -9,01% |
4 | Скважины | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 118 | -10,28% | 111 | 123 | -10,81% |
5 | Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов: | |||||||||
5.1 | свайные работы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 138 | -16,95% | 123 | 150 | -21,95% |
5.2 | опускные колодцы | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
5.3 | закрепление грунтов | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
6 | Бетонные и железобетонные монолитные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 6.1, 6.2) | 102 | промышленном 105 жилищно-гражданском 120 | 103 | промышленном 110 жилищно-гражданском 126 | 107 | промышленном 116 жилищно-гражданском 132 | |||
6.1 | с применением индустриальных видов опалубки | 108 | — | 109 | — | 113 | — | |||
6.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 118 | 105 | 11,02% | 119 | 110 | 7,56% | 124 | 116 | 6,45% |
7 | Бетонные и железобетонные сборные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 7.1 и 7.2) | 110 | промышленном 130 жилищно-гражданском 155 | 111 | промышленном 137 жилищно-гражданском 163 | 116 | промышленном 143 жилищно-гражданском 171 | |||
7.1 | жилых, общественных и административно-бытовых зданий промышленных предприятий | 116 | 117 | 122 | ||||||
7.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 132 | 130 | 1,52% | 133 | 137 | -3,01% | 139 | 143 | -2,88% |
8 | Конструкции из кирпича и блоков | 110 | 122 | -10,91% | 111 | 128 | -15,32% | 116 | 134 | -15,52% |
9 | Строительные металлические конструкции (за исключением пункта 9.1) | 93 | 90 | 3,23% | 94 | 95 | -1,06% | 98 | 99 | -1,02% |
9.1 | конструкции атомных электрических станций | 99 | — | 100 | — | 104 | — | |||
10 | Деревянные конструкции | 108 | 118 | -9,26% | 109 | 124 | -13,76% | 113 | 130 | -15,04% |
11 | Полы | 112 | 123 | -9,82% | 113 | 129 | -14,16% | 118 | 135 | -14,41% |
12 | Кровли | 109 | 120 | -10,09% | 110 | 126 | -14,55% | 114 | 132 | -15,79% |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
14 | Конструкции в сельском строительстве (за исключением пунктов 14.1, 14.2) | 95 | металлические 90 каркаснообшивные 118 |
96 | металлические 95 каркаснообшивные 124 |
100 | металлические 99 каркаснообшивные 130 |
|||
14.1 | здания и сооружения из бетонных и железобетонных конструкций | 113 | 130 | -15,04% | 114 | 137 | -20,18% | 119 | 143 | -20,17% |
14.2 | установка железобетонных конструкций при строительстве теплиц и овощехранилищ | 99 | 103 | -4,04% | 100 | 108 | -8,00% | 104 | 113 | -8,65% |
15 | Отделочные работы | 100 | 105 | -5,00% | 101 | 110 | -8,91% | 105 | 116 | -10,48% |
16 | Сантехнические работы: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) | 121 | 128 | -5,79% | 122 | 134 | -9,84% | 127 | 141 | -11,02% |
17 | Временные сборно-разборные здания и сооружения | 96 | 96 | 0,00% | 97 | 101 | -4,12% | 101 | 106 | -4,95% |
18 | Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 137 | -16,10% | 123 | 143 | -16,26% |
19 | Магистральные и промысловые трубопроводы | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
20 | Теплоизоляционные работы | 97 | 100 | -3,09% | 98 | 105 | -7,14% | 102 | 110 | -7,84% |
21 | Автомобильные дороги (за исключением пункта 21.1) | 126 | 142 | -12,70% | 127 | 149 | -17,32% | 132 | 156 | -18,18% |
21.1 | устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее | 113 | — | 114 | 119 | — | ||||
22 | Железные дороги | 109 | 114 | -4,59% | 110 | 120 | -9,09% | 114 | 125 | -9,65% |
23 | Тоннели и метрополитены: | |||||||||
23.1 | закрытый способ работ | 146 | 145 | 0,68% | 147 | 150 | -2,04% | 153 | 160 | -4,58% |
23.2 | открытый способ работ | 126 | 125 | 0,79% | 127 | 127 | 0,00% | 132 | 140 | -6,06% |
24 | Мосты и трубы | 122 | 110 | 9,84% | 123 | 135 | -9,76% | 128 | 148 | -15,63% |
25 | Аэродромы | 107 | 115 | -7,48% | 108 | 121 | -12,04% | 112 | 134 | -19,64% |
26 | Трамвайные пути | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 126 | -17,76% | 111 | 129 | -16,22% |
27 | Линии электропередачи | 103 | 105 | -1,94% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 126 | -16,67% |
28 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения | 98 | 100 | -2,04% | 99 | 105 | -6,06% | 103 | 110 | -6,80% |
29 | Горнопроходческие работы: | |||||||||
29.1 | прохождение горных выработок | 103 | 108 | -4,85% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 119 | -10,19% |
29.2 | другие работы | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
30 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
31 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 117 | 120 | -2,56% | 118 | 126 | -6,78% | 123 | 132 | -7,32% |
32 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 108 | 122 | -12,96% | 109 | 128 | -17,43% | 113 | 134 | -18,58% |
33 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
34 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений | 109 | 118 | -8,26% | 110 | 124 | -12,73% | 114 | 130 | -14,04% |
35 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
36 | Берегоукрепительные работы | 94 | 89 | 5,32% | 95 | 93 | 2,11% | 99 | 98 | 1,01% |
37 | Судовозные пути стапелей и слипов | 97 | 97 | 0,00% | 98 | 102 | -4,08% | 102 | 107 | -4,90% |
38 | Подводно-строительные (водолазные) работы | 108 | 115 | -6,48% | 109 | 121 | -11,01% | 113 | 127 | -12,39% |
39 | Промышленные печи и трубы | 102 | 105 | -2,94% | 103 | 110 | -6,80% | 107 | 116 | -8,41% |
40 | Работы по реконструкции зданий и сооружений: | |||||||||
40.1 | усиление и замена существующих конструкций, возведение отдельных конструктивных элементов (за исключением работ по приготовлению материалов в построечных условиях) | 103 | 110 | -6,80% | 104 | 116 | -11,54% | 108 | 121 | -12,04% |
40.2 | разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом | 91 | -20,88% | 92 | 116 | -26,09% | 96 | 121 | -26,04% | |
41 | Озеленение. Защитные лесонасаждения | 103 | 115 | -11,65% | 104 | 121 | -16,35% | 108 | 140 | -29,63% |
II | Монтаж оборудования | |||||||||
42 | Металлообрабатывающее оборудование | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
43 | Деревообрабатывающее оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
44 | Подъемно-транспортное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
45 | Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
46 | Весовое оборудование | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
47 | Теплосиловое оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
48 | Компрессорные установки, насосы и вентиляторы | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
49 | Электротехнические установки (за исключением пункта 52): | |||||||||
49.1 | на атомных электростанциях | 113 | 110 | 2,65% | 114 | 116 | -1,75% | 119 | 121 | -1,68% |
49.2 | на горнорудных объектах | 97 | — | 98 | — | 102 | — | |||
49.3 | на других объектах | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
50 | Электрические печи | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
51 | Оборудование связи (за исключением пункта 52): | |||||||||
51.1 | прокладка и монтаж сетей связи | 90 | 100 | -11,11% | 91 | 105 | -15,38% | 95 | 110 | -15,79% |
51.2 | монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
51.3 | прокладка и монтаж междугородных линий связи | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
51.4 | устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах | 94 | 92 | 2,13% | 95 | 97 | -2,11% | 99 | 101 | -2,02% |
52 | Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах | 96 | 95 | 1,04% | 97 | 100 | -3,09% | 101 | 105 | -3,96% |
53 | Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники (за исключением пункта 52) | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
54 | Технологические трубопроводы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
55 | Оборудование атомных электрических станций | 109 | 101 | 7,34% | 110 | 106 | 3,64% | 114 | 111 | 2,63% |
56 | Оборудование прокатных производств | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
57 | Оборудование для очистки газов | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
58 | Оборудование предприятий черной металлургии | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
59 | Оборудование предприятий цветной металлургии | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
60 | Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
61 | Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
62 | Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
63 | Оборудование метрополитенов и тоннелей | 96 | 80 | 16,67% | 97 | 84 | 13,40% | 101 | 88 | 12,87% |
64 | Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
65 | Оборудование предприятий электротехнической промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
66 | Оборудование предприятий промышленности строительных материалов | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
67 | Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
68 | Оборудование предприятий текстильной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
69 | Оборудование предприятий полиграфической промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
70 | Оборудование предприятий пищевой промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
71 | Оборудование театрально-зрелищных предприятий | 87 | 80 | 8,05% | 88 | 84 | 4,55% | 91 | 88 | 3,30% |
72 | Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
73 | Оборудование предприятий кинематографии | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
74 | Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
75 | Оборудование предприятий легкой промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
76 | Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
77 | Оборудование сельскохозяйственных производств | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
78 | Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
79 | Оборудование общего назначения | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
80 | Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз | 90 | 66 | 26,67% | 91 | 66 | 27,47% | 95 | 66 | 30,53% |
81 | Контроль монтажных сварных соединений | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
82 | Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов, сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
III | Пусконаладочные работы | |||||||||
83 | Пусконаладочные работы (за исключением технологического оборудования АЭС) | 74 | 65 | 12,16% | 75 | 68 | 9,33% | 78 | 72 | 7,69% |
84 | Пусконаладочные работы технологического оборудования АЭС | 83 | 84 | 87 | ||||||
IV | Ремонтно-строительные работы | |||||||||
85 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
85.1 | механизированным способом | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
85.2 | вручную | 87 | 75 | 13,79% | 88 | 79 | 10,23% | 91 | 83 | 8,79% |
86 | Фундаменты | 93 | 93 | 0,00% | 94 | 98 | -4,26% | 98 | 102 | -4,08% |
87 | Стены | 92 | 86 | 6,52% | 93 | 90 | 3,23% | 97 | 95 | 2,06% |
88 | Перекрытия | 92 | 85 | 7,61% | 93 | 89 | 4,30% | 97 | 94 | 3,09% |
89 | Перегородки | 92 | 89 | 3,26% | 93 | 93 | 0,00% | 97 | 98 | -1,03% |
90 | Проемы | 90 | 82 | 8,89% | 91 | 86 | 5,49% | 95 | 90 | 5,26% |
91 | Полы | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
92 | Крыши, кровли | 90 | 83 | 7,78% | 91 | 87 | 4,40% | 95 | 91 | 4,21% |
93 | Лестницы, крыльца | 89 | 76 | 14,61% | 90 | 80 | 11,11% | 93 | 84 | 9,68% |
94 | Печные работы | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
95 | Штукатурные работы | 89 | 79 | 11,24% | 90 | 83 | 7,78% | 93 | 87 | 6,45% |
96 | Малярные работы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
97 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 90 | 77 | 14,44% | 91 | 81 | 10,99% | 95 | 85 | 10,53% |
98 | Лепные работы | 90 | 74 | 17,78% | 91 | 78 | 14,29% | 95 | 81 | 14,74% |
99 | Внутренние санитарно-технические работы: | |||||||||
99.1 | демонтаж и разборка | 87 | 74 | 14,94% | 88 | 78 | 11,36% | 91 | 81 | 10,99% |
99.2 | смена труб, санприборов, запорной арматуры и другое | 103 | 103 | 0,00% | 104 | 108 | -3,85% | 108 | 113 | -4,63% |
100 | Наружные инженерные сети: | |||||||||
100.1 | демонтаж, разборка, очистка; | 89 | 74 | 16,85% | 90 | 78 | 13,33% | 93 | 81 | 12,90% |
100.2 | замена участков трубопроводов, восстановление и замена изделий и другое | 104 | 108 | -3,85% | 105 | 108 | -2,86% | 109 | 113 | -3,67% |
101 | Электромонтажные работы | 91 | 85 | 6,59% | 92 | 89 | 3,26% | 96 | 94 | 2,08% |
102 | Благоустройство | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
103 | Прочие ремонтно-строительные работы | 92 | 78 | 15,22% | 93 | 82 | 11,83% | 97 | 86 | 11,34% |
V | Капитальный ремонт оборудования | |||||||||
104 | Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), за исключением отделов 5 и 6 |
89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), отделы 5 и 6 | 74 | 80 | -8,11% | 75 | 84 | -12,00% | 78 | 88 | -12,82% | |
105 | Ревизия трубопроводной арматуры | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
VI | Прочие работы | |||||||||
106 | погрузочно-разгрузочные работы | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% |
107 | перевозка строительных грузов автомобильным транспортом | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% |
108 | изготовление в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% |
109 | Получение электроэнергии от передвижных источников снабжения | 78 | — | 78 | — | 78 | — |
Возмещение НДС при УСН
В общем случае компании на УСН освобождены от расчёта и уплаты НДС. Однако есть ситуации, при которых налогоплательщики на этом режиме налогообложения обязаны вести учёт НДС:
- если заключён договор строительного подряда с контрагентами на ОСНО. В этом случае требуется учитывать и компенсировать затраты на НДС, уплаченный в составе стоимости товарно-материальных ценностей, ГСМ, расходных инструментов;
- если в Россию ввезена иностранная продукция для торговли. В этой ситуации на сумму сделки и величину таможенных пошлин начисляется НДС, который затем по мере реализации товаров перечисляется в бюджет (п. 3 ст. 346.11 НК РФ);
- если при исполнении договора доверительного управления, простого и инвестиционного товарищества один участник на УСН, а второй на ОСНО. В данном случае компания на УСН учитывает и уплачивает НДС по всем сделкам в рамках заключённого договора (ст. 174.1 НК РФ);
- если арендуется или выкупается муниципальное имущество в собственность компании на УСН. Тогда из суммы сделки выделяется НДС и уплачивается в бюджет, а также в качестве налогового агента сдаётся декларация (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если покупатель просит поставщика на УСН выставить счёт-фактуру с указанием размера НДС. В этой ситуации требуется заплатить налог и сдать отчётность (п. 5 ст. 173 НК РФ).
банковские гарантии, кредиты и займы
☎ Связаться с нами!
Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.
В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком — исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.
В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.
Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.
Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».
Коэффициенты к сметной прибыли и накладным расходам
Сметчики довольно часто задаются вопросом о том, какие понижающие индексы они должны применить по отношению к сметной прибыли и накладным расходам.
Сметчики, как правило, работают на постоянной основе в одной и той же компании, которая занимается определенной деятельностью. Если сметчику нужно сделать смету на другой вид деятельности, он может составить ее по привычному шаблону. Данный шаблон может отклоняться от норм и требований ценообразования в требуемой деятельности.
Организации, находящиеся на упрощенке, при формировании сметных документов должны использовать специальные понижающие индексы к расходам и сметной прибыли.
Выбор коэффициентов к сметной прибыли (СП) и к накладным расходам (НК) находится в прямой зависимости от способа индексирования стоимости в текущие цены.
Существует два способа индексации:
- К СМР;
Индексация к СМР в основном используется тогда, когда необходимо выполнить инвестиционные расчеты. Реже данный метод применяется для расчетов между заказчиком и исполнителем. Данный способ расчета представляет собой использование одного и того же индекса к цене СМР (к прямым расходам в смете).
- По статьям расходов.
Индексация по статьям расходов используется, если необходимо произвести расчеты за работы между заказчиком и исполнителем. Данный метод представляет собой использование разнообразных индексов на зарплату водителей, эксплуатацию машин, материалы. Практически во всех случаях индексы на эксплуатацию техники на зарплату водителей являются одинаковыми. Это значит, что на фонд оплаты труда индекс является общим.
Если организация находится на упрощенке, она должна использовать все те же коэффициенты, что и организации-общережимники, однако в дополнение к общим индексам она должна использовать еще и специальные:
- По отношению к накладным расходам – 0,94;
- По отношению к сметной прибыли – 0,9.
Компенсация НДС при использовании УСН
Для того чтобы рассчитать сумму компенсации НДС при использовании упрощённой системы налогообложения необходимо в окне с параметрами сметы перейти на закладку Лимит. затраты и там добавить статью затрат в главу с названием Налоги и обязательные платежи. В том случае, если статья затрат добавляется вручную, пользователь должен сам указать нужное наименование статьи затрат, а в колонке Значение ввести следующую формулу:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20
где 0,1712 (17,12%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов согласно МДС 81-33.2004 (для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, требуется применять в формуле значение 0,182 согласно МДС 81-34.2004); 0,15 (15%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли; 0,20 (20%) – ставка НДС.
Нюансы расчета компенсации НДС с индексами к СМР в ПК «ГРАНД-Смета».
Если нет необходимости в том, чтобы в документе отображалась такая громоздкая формула, достаточно включить внизу окна опцию Скрывать формулу в итогах.
В каких случаях требуется расчет НДС
Субъект на УСН при просчете стоимости своих работ, продаже товаров и выполнении услуг не должен учитывать НДС. Но для предприятия иногда очень невыгодно исключение налога на добавленную стоимость из состава затрат. Например, строительная компания при расчете сметы не вносит в нее этот налог, тем не менее, она будет обязана приобретать большинство стройматериалов с учетом НДС. В итоге, бизнес при больших заказах будет терпеть достаточно ощутимые убытки.
Кроме того, согласно Налоговому кодексу, ИП и организации на упрощенной системе налогообложения обязаны вычислять и уплачивать НДС в следующих ситуациях:
- аренда или приобретение муниципального имущества – взносы в бюджет от «упрощенца»-налогового агента;
- ввоз иностранных товаров в Россию – налогом облагается сумма импорта с учетом ввозных пошлин;
- проведение операций простого или инвестиционного товарищества;
- выставление документов с определением НДС по желанию заказчика.
Если налогоплательщик не будет соблюдать правила учета НДС при проведении указанных операций, то он может понести значительные убытки, а его контрагенты не смогут принять к вычету данный размер налога.
Как компенсировать НДС при УСН
В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.
Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой.
Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!
Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.
Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.
- Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.
- Для покупателя, работающего по УСН кирпич будет стоить 12 руб.. НДС не выделяется и не может подлежать возврату
Но в сметах НДС начисляется в итоге (в лимитированных затратах), а в позициях сметы стоимость материалов (МАТ) и эксплуатации машин (ЭМ) указывается без НДС.
Значит подрядчик купит кирпич за 12 руб, в смету добавит кирпич за 10 руб. Не начислив НДС в итоге, он теряет 2 руб.
Но начислять НДС в итоге сметы ему нельзя, т.к. он не является его плательщиком.
В таком случае подрядчику необходимо компенсировать затраты на уплаченный им НДС. В лимитированных затратах в итоге сметы «НДС» заменяется на «Компенсация НДС при УСН».
Как посчитать и учесть компенсацию НДС в смете при УСН
Общими положениями УСН учёт и перечисление НДС не предусмотрено. Однако, Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи, когда исчислить НДС всё-таки придётся:
- если предстоит выполнение госзаказа или контрагентом по договору строительного подряда выступает организация, находящаяся на ОСНО
- поставка товаров для предприятия осуществляется из-за границы
- имеют место договора доверительного управления, простого или инвестиционного товарищества, при условии, что контрагент находится на ОСНО
- если предприятие арендует или выкупает имущество у муниципалитетов
- предприятие на УСН выдало покупателю счёт-фактуру с выделенной суммой НДС
Далее тема в статье будет рассматриваться при условии проведения строительных работ.
Компенсация – это способ, позволяющий предпринимателям на УСН совершать сделки с организациями на ОСНО. С её помощью можно учитывать и принимать к вычету НДС, который был перечислен предпринимателями на УСН при приобретении сырья и материалов, необходимых для выполнения договорных обязательств.
Совместная деятельность предприятий на УСН и ОСНО подразумевает наличие риска для обоих. В случае «упрощёнки» налоговая может признать сумму договора необоснованной и снизить его стоимость, для общей системы налогообложения существует вероятность, что инспекторы откажут в применении вычета, позволяющего уменьшит величину налога для уплаты в бюджет.
Организациям, передающим в безвозмездное пользование несобственное недвижимое имущество, а также доверительным управляющим, сдающим в аренду такое имущество в связи с исполнением договора доверительного управления имуществом, дано право применять УСН (подп. 2.1.5 ст. 324 НК).
Кроме того, сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг), предоставление в иное возмездное пользование имущества, являющегося общей собственностью, не только лицом, управляющим этим имуществом, но садоводческим товариществом (гаражным или дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения УСН.
По мнению законодателей, ссудодатель не «зарабатывает» на передаче в безвозмездное пользование не принадлежащего ему имущества, а потому не имеет смысла исключать применение налога при УСН, ставки которого значительно ниже ставок налога на прибыль и подоходного налога, в схемах минимизации налогообложения платы за пользование имуществом, осуществляемой крупным и средним бизнесом за счет привлечения плательщика налога при УСН. Кроме того, изъятие таких ограничений позволит субъектам малого бизнеса предоставлять арендованные ими жилые помещения в безвозмездное пользование своим работникам без утраты права применения льготного режима.
Лишать доверительных управляющих права применять УСН в связи со сдачей в аренду недвижимого имущества, переданное им в доверительное управление, тем более нелогично. Доходом доверительного управляющего является лишь вознаграждение за оказанные услуги, а доходы от аренды являются объектом налогообложения доверителя.
По-прежнему не вправе применять УСН унитарные предприятия — собственником имущества которых являются юридическое лицо (за исключением некоммерческой организации Республики Беларусь), Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица. При этом формулировка подп. 2.4 ст. 324 НК приведена в соответствие с нормами ст. 113 ГК.
Так, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) либо частные унитарные предприятия. При этом имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Таким образом, новая формулировка подп. 2.4 п. 2 ст. 324 НК является более точной.
Операции с ценными бумагами
С 2021 года доходы ИП по операциям по реализации (погашению) ценных бумаг облагаются подоходным налогом, а не налогом при УСН (подп. 1.2.1 ст. 326 и подп. 2.6 ст. 328 НК).
Данная норма позволит ИП пользоваться льготным порядком налогообложения указанных доходов наравне с организациями, применяющих упрощенную систему налогообложения, и иными физлицами, не являющимися ИП.
Напомним, по общему правилу освобождаются от налога на прибыль и подоходного налога прибыль и доходы по операциям с ценными бумагами, перечисленными в ч. 2 п. 12 ст. 181 НК, а также в абз. 6 п. 33 и п. 34 ст. 208 НК. Если юридическое лицо применяет УСН, то для него в отношении прибыли от реализации (погашения) ценных бумаг сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль (абз. 5 ч. 2 подп. 1.1.1 ст. 326 НК). Но выручка организации от реализации (погашения) ценных бумаг не включается в валовую выручку для целей определения налоговой базы налога при УСН (подп. 2.6 ст. 328 НК).
Однако, ИП, применяющий УСН, до этого года должны были включать в выручку для целей определения налоговой базы и валовой выручки доходы, определяемые в порядке, установленном п. 11 ст. 199 и п. 4 ст. 205 НК для определения доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при исчислении и уплате подоходного налога, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 328 НК (п. 6 ст. 328 НК). Неясность формулировок позволяла налоговым органам считать, что ИП должны включать в налогооблагаемую базу налога при УСН суммы доходов по ценным бумагами.
Теперь эта неясность устранена, и ИП получили право на налоговые льготы при инвестировании своих средств в ценные бумаги, включая государственные и корпоративные облигации.
Налог на недвижимость
Индивидуальные предприниматели, использующие УСН имеют право не уплачивать налог на недвижимость (п. 3 ст. 227 НК). Однако им могут также принадлежать иные объекты, предназначенные только для личного, бытового, семейного использования (например, жилые дома, гаражи и т.д.), которые не участвуют в предпринимательской деятельности. Корректировки части первой подп. 1.2.3 п. 1 ст. 326 НК позволяет четко ограничить перечень объектов, в отношении которых ИП вправе не уплачивать налог на недвижимость в связи с применением УСН.
При осуществлении индивидуальными предпринимателями деятельности, по которой применяются различные режимы налогообложения, и при представлении налоговых деклараций. не производится четкого распределения использования конкретных объектов недвижимости по видам деятельности, по которым применяются различные режимы налогообложения. Чтобы уточнить, в каких случаях ИП вправе не уплачивать налог на недвижимость, новая редакция части 1 подп. 1.2.3 ст. 326 НК определяет, что налог при УСН заменяет ИП налог на недвижимость, в отношении используемых в предпринимательской деятельности капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, признаваемых объектом налогообложения налогом на недвижимость согласно п. 3 ст. 227 НК, если иное не установлено настоящим подпунктом.
Доходы взаимосвязанных лиц
В 2020 году для ИП, применяющих УСН, сохранялся общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога в отношении доходов, получаемых ими от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являлись участниками, собственниками этих организаций (подп. 1.2.1 ст. 326, подп. 2.17 ст. 328 НК). Теперь такие доходы будут облагаться не подоходным налогом, а налогом при УСН по ставке 16%. НДС в отношении таких оборотов тоже не исчисляется (исключен подп. 1.2 ст. 113 НК). В круг лиц, доходы от которых облагаются у получивших их ИП налогом при УСН по ставке 16% включены (абз. 3 подп. 1.3 ст. 329 НК):
-
некоммерческие организации, участниками, собственниками, руководителями которых являются вышеуказанные ИП и (или) их близкие родственники;
-
коммерческие организации, в которых ИП и (или) их близкие родственники являются руководителями.
Компенсация НДС при использовании УСН
1. Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, действительно утратил свое значение, как и говорится в ответах «Консультаций и разъяснений» в журнале «Вестник ценообразования», в связи с выходом письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС.
2. Формула расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20
представленная в данной статье — корректна и действует. Отмена вышеуказанного письма на данную формулу никак не повлияла.
Можно сказать, что в данной формуле учтено современное положение, учтено письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС и учтена «отмена» примера расчета в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, так как эти документы влияют на переменные, которых в формуле не содержится.
Результат изменения переменных, а именно коэффициентов к НР, этими документами рассчитывается заранее, и в формулу попадает уже как конечные НР, с учетом коэффициентов.
Поскольку Минюст РФ отменил письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС, которое в свою очередь отменяло действие Письма Госстроя от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10, получается, что на текущий момент это письмо является действующим и для обоснования формулы расчета компенсации НДС при УСН стоит ссылаться на него.
Организация, находящаяся на УСН, уплачивает НДС в составе материальных ресурсов, приобретая их у поставщиков. Также организация уплачивает НДС в составе машин и механизмов, ремонтируя их, приобретая для них смазочные материалы и т.д. также с НДС. По основополагающему принципу в смете должны учитываться все минимально необходимые ресурсы для выполнения объекта. А значит и этот самый НДС в составе материалов и машин также должен быть учтён, поскольку в смете все материальные ресурсы и механизмы учтены без НДС. Формула (МАТ+О+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,182+СП*0,15)*0,20 учитывает именно НДС на материальные ресурсы и эксплуатацию машин.
Состав формулы: МАТ- материалы из сметы, О- оборудование из сметы, ЭМ-ЗПМ – чистая эксплуатация машин без зарплаты машинистов. НР*0,182 – доля материальных ресурсов в составе накладных расходов (МДС 81–34.2004 приложение 8) — учитывается также, т.к. организация подрядчика приобретает материальные ресурсы в составе НР с НДС (например, канцелярские принадлежности для офиса), СП*0,15- такая же доля материалов в составе сметной прибыли.
НДС или Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, исчисление которого производится в бюджет Российской Федерации при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. НДС в смете — это налог, исчисление которого производится при строительстве того или иного объекта. С 2004 года до конца 2018 года размер налога на добавленную стоимость в сметной документации в Российской Федерации составлял 18%. Однако, с 1 января 2019 года произошло изменение налога в сторону увеличения, согласно Федеральному закону №303-ФЗ от 03.08.2019 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, ставка НДС в сметах с января 2019 года составляет 20%.
Следует отметить, что помимо тех случаев, когда составляется смета с НДС, бывают случаи, когда возникает необходимость составления сметы без НДС, или когда нужна смета с НДС для подрядчика, работающего без НДС или по ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Рассмотрим перечисленные случаи более подробно.
Прежде всего, необходимо выяснить, учитываются ли в сметах цены с НДС или без НДС. Локальными сметами учитывается стоимость прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП), т.е. цены на все ресурсы, в том числе и материальные, учитываются без НДС (Рисунок 1). Выделение стоимости налога на добавленную стоимость, как правило, происходит при подведении итогов локальной сметы (Рисунок 2). Существует множество программ и программных комплексов по составлению сметной документации, в которых оперативно и без труда можно добавить в сметный расчет нужный налог, в том числе и НДС. Так, например, НДС в «Гранд-смете» (одной из самых популярных на сегодняшний день программ для составления различных сметных форм, КС-2, КС-3, КС-6а и пр.) можно добавить в считанные минуты.
Сметные формы без учета НДС при подведении итогов составляются довольно редко. Например, в случаях, если необходимо узнать стоимость лишь прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Также составление сметы без НДС возможно в случае, если и Заказчик и Подрядчик являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения.
Следует начать с Федерального закона «44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и контрактов на строительство, заключенных до 1 января 2019 года. Каким образом будет произведен учет НДС в смете, представленной подрядчиком? Будет ли изменена ставка налога на добавленную стоимость, если договор на строительные работы был заключен до 1 января 2019 года?
Письмом Министерства Финансов Российской Федерации №24-03-07/61247 от 28.08.2018 г. предложено следующее: определение и дальнейшее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), или цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком (исполнителем, поставщиком), возможно с применением следующих методов:
- метод анализа рынка (сопоставление рыночных тем);
- нормативный метод;
- метод тарифов;
- метод проектно-сметный;
- метод затрат.
Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта является твердой в течение всего срока действия контракта и изменению не подлежит. Таким образом, выводом является то, НДС в смете в 2019 году не может быть увеличен, если смета включена в контракт, заключенный до повышения ставки НДС.
В случае, если подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС, согласно письму №НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г., существует возможность применения коэффициентов к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (НР) при составлении сметной документации (форма сметы №4, КС-2, КС-3 и прочих). Однако следует отметить, что предприниматели на УСН в любом случае должны оплачивать НДС за услуги, строительные материалы, конструкции и изделия, включающие в свой состав налог на добавленную стоимость.
Остается открытым вопрос, как запросить смету без НДС на торгах, если подрядчик не является плательщиком НДС. Согласно Закону №44-ФЗ, как было упомянуто выше, цена контракта является твердой и изменению не подлежит. Таким образом, если в контракте указано, что смета включает НДС, то независимо от вида применяемой подрядчиком системы налогообложения контракт заключается на таких условиях. Представляется возможным при проведении торгов предоставлять сметную документацию в двух вариантах: с НДС и без НДС.
НДС в локальном сметном расчете
Установленный ранее порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения, утратил силу с 1 января 2021 года.
В связи с отменой с 1 января 2021 года пониженных страховых тарифов для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), по большинству видов деятельности ОКВЭД-2, в том числе связанных с выполнением строительных работ, по которым ранее применялись льготные тарифы (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ),
Союз инженеров-сметчиков России СООБЩАЕТ:
Коэффициент 0,7 (и ранее применявшийся взамен него коэффициент 0,94) к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения не применяется.
Также утратил силу и не применяется коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения, приведенный в примечаниях к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 (о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения) Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001.
Как посчитать и учесть компенсацию НДС в смете при УСН
Следует отметить, что приведенные выше обозначения статей затрат (МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР, СП, ОБ) являются стандартными встроенными переменными в программе Гранд-Смета, что позволит вам очень удобно воспользоваться данной формулой как она есть.
Просто откройте раздел Параметры сметы, перейдите в раздел лимитированных затрат. В разделе в новых сметах обычно по умолчанию стоит НДС 20%. Взамен «НДС» в графе наименование введите «Затраты на компенсацию НДС при УСН» без кавычек, а в графе значение, вместо «20%» введите формулу:
как есть. Отличие от варианта выше в том, что здесь нет пробелов и знаком умножения является не «х», а «*», именно так Гранд-Смета должна ее правильно прочитать.
То есть, рабочей формулой расчета остается:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Выполняю локальный сметный расчёт по новой Методике 2020 года при упрощённой системе налогообложения, добавляю в лимитированных затратах в разделе «Налоги и обязательные платежи» статью затрат с формулой МАТ*0,2*7,3 (где 7,3 — это индекс к СМР). В результате рассчитывается только стоимость в базовом уровне цен, а сумма по смете в текущем уровне цен остаётся такая же, как и до начисления этой статьи затрат.
Смета — один из главных финансовых документов в СНТ. Он позволяет председателю и правлению представить расходы на предстоящий период на утверждение общего собрания садоводов.
От суммы, указанной в смете, напрямую зависит размер членских взносов, который будет установлен в товариществе.
Однако каждый председатель должен знать, что основанием для приходно-расходной сметы СНТ является финансово-экономическое обоснование (ФЭО), которое также утверждается общим собранием.
Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО.
Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется.
Для ознакомления можно использовать несколько способов:
- опубликовать на сайте товарищества;
- распечатать и вывесить на доске информации на территории СНТ;
- разослать на электронные почты собственников.
Если председатель не выполнит этих условий, садоводы имеют право оспорить в суде решение об утверждении сметы, принятое на общем собрании.
Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.
После того как смета и ее финансово-экономическое обоснование будут утверждены членами СНТ на общем собрании, правление товарищества обязано зафиксировать и отразить этот факт в протоколе.