Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Приватизация земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
2 вида обособленных подразделений ЮЛ: филиалы, представительства.
С точки зрения предпринимательской правоспособности Филиал обладает большим объемом полномочий – может осуществлять разные виды деятельности, в силу госрегистрации, имеющихся лицензий.
Представительство – вправе оказывать представительские услуги.
Ф и П могут иметь денежные средства, которые получают при предпринимательской деятельности.
Внутренние акты ЮЛ определяют правовой режим такой прибыли, а именно, соотношение прибыли, поступающей в распоряжение центральных органов управления ЮЛ, и остающуюся прибыль у руководителя филиала.
Если филиал не приносит прибыли по финансовому году – могут принять решения:
— о расторжении трудового договора с директором филиала (если есть основания).
— о ликвидации филиала
— об оказании филиалу финансовой помощи (безвозмездно).
В ряде случаев, вся, или почти вся предпринимательская деятельность ЮЛ сосредоточена в филиалах или представительствах. В отношении кредитных организаций – имеют многоступенчатую структуру, когда в составе филиала могут быть образованы иные обособленные отделения, пункты.
Признаки обособленности подразделений:
— иной юридический адрес, находящийся за пределами ЮЛ (м.б. за пределами РФ).
— закрепление имущества на особом вещном праве.
— наличие специального положения о филиале или представительстве. Особый порядок создания (решение общего собрания учредителей). ОАО, Потребительские кооперативы.
Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.
1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:
- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- государственных и муниципальных учреждений;
- юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:
- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
- подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
- осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
- обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:
- осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
- обеспечивает оценку федерального имущества;
- заключает договоры купли-продажи федерального имущества
- ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
В процессе приватизации государственного и муниципального имущества между ее участниками возникают соответствующие общественные отношения, регулируемые правом.
В правовой литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений».
В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ).
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ).
То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Разделение государственной собственности, а также выделение муниципальной собственности было проведено на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Дальнейшее разграничение государственной собственности и отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы и лица.
Закон о приватизации 2001 г. наделяет правом действовать от имени Российской Федерации при приватизации федерального имущества Правительство РФ.
В пределах своей компетенции Правительство РФ: ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.
Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по приватизации федерального имущества является Министерство имущественных отношений РФ (ранее — Мингосимущество, Госкомимущество), действующее на основании Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1063 «О Министерстве государственного имущества Российской Федерации» и Положения о Министерстве имущественных отношений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377.
По специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения.
Таким образом, действующее законодательство ограничивает компетенцию федеральных органов исполнительной власти и иных государственных учреждений по принятию решений о приватизации и продаже имущества, закрепляя указанные полномочия непосредственно за Правительством РФ.
Ранее действовавший Закон 1997 г. определял особую категорию субъектов в отношениях приватизации — продавцов федерального имущества (ст.10 Закона), которыми являлись специализированное учреждение и назначенные им представители.
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1438 «О специализированном учреждении по продаже федерального имущества» в качестве специализированного учреждения был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ).
Правовое положение РФФИ было определено Положением о Российском фонде федерального имущества, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 «Вопросы Российского фонда федерального имущества».
В настоящее время правовое положение РФФИ установлено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 «О Российском фонде федерального имущества».
Соответствующие специализированные учреждения — фонды имущества были созданы и в субъектах Российской Федерации.
Их правовое положение определялось распоряжением РФФИ от 14 апреля 1994 г. N 76 «Об утверждении Примерного Положения о фонде имущества республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, наделенного полномочиями местного отделения Российского фонда федерального имущества».
Федеральное законодательство не определяет структуру и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества.
Указанные вопросы должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст.5 Закона о приватизации 2001 г.).
Надо признать не совсем удачным выбор данного термина, поскольку не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи.
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.
Таким образом, покупателями при приватизации не могут быть государственные и муниципальные предприятия, а также иные юридические лица (общества, товарищества), имеющие определенную долю государственной собственности.
Подобное ограничение установлено исходя из смысла приватизации, при которой государственное имущество должно быть передано только в частную собственность, в противном случае передача имущества не будет являться приватизацией.
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации, поскольку это будет противоречить законодательству об акционерных обществах.
Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя.
Государственный контроль
В соответствии с действующим законодательством приватизация муниципальных объектов предусматривает получение новым владельцем постоянного права собственности на них. Данная возможность предусматривается только в случае полной продажи недвижимости в пользу юридических или физических лиц, включая как частичную оплату, так и безвозмездное их предоставление.
Основываясь на действующем федеральном законодательстве, данная процедура представляет собой отчуждение права собственности в пользу заинтересованного лица, что говорит о том, что сама по себе она должна быть безвозмездной.
Данная практика является выгодной для государства за счет того, что далеко не всегда используется вся имеющаяся недвижимость, вследствие чего некоторые из них могут не только не использоваться по прямому назначению, но и являться убыточными для своего владельца.
За счет проведения приватизации государство не только обеспечивает дополнительный приток средств в свой бюджет, но в дальнейшем еще и начинает получать налоги, которые платит новый владелец имущества за его использование.
Главная суть данной процедуры заключается в том, что за счет ее проведения обеспечивается замедление или сокращение имеющихся темпов расширения экономики государства, и при этом растет доля частных секторов. В процессе проведения приватизации частные лица получают полный или частичный контроль над какой-либо государственной собственностью, что дополнительно позволяет увеличить конкурентоспособность экономики России, а также более эффективно использовать имеющуюся недвижимость.
Таким образом, приватизация представляет собой трансформацию уже имеющегося у государства недвижимости и ее эксплуатацию в соответствии с первоначально заложенным назначением. Также приватизация позволяет улучшить жилищные условия для населения, а также предоставить возможность государству задействовать различные социальные программы, призванные помочь людям льготных категорий.
При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения. Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком. В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).
При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:
- справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
- справку о размере земельного участка;
- документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
- справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
- техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.
1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:
• государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• государственных и муниципальных учреждений;
• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:
а) Правительство РФ, которое:
• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:
• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
• обеспечивает оценку федерального имущества;
• заключает договоры купли-продажи федерального имущества.
• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления.
Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.
Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.
Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственную собственность и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами (на специализированном аукционе и др.).
Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества:
а) закрепление в государственной собственности 100 % акций акционерных обществ;
б) закрепление в государственной собственности определенного числа (менее 100 %) акций открытого акционерного общества;
в) использование специального права («золотая акция»).
Специальное право «золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.
Специальное право «золотая акция» используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.
Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Представителем РФ, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.
Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ.
Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
• о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
• о реорганизации открытого акционерного общества;
• о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
• об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
• о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).
Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:
- с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
- с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.
Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:
- Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
- Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.
Среди особенностей, которыми обладают объекты приватизации, необходимо отметить следующие:
- Отчуждение материальных ценностей в пользу частных лиц затрагивает интересы сотрудников, трудового коллектива предприятия. Их защита требует специального регулирования.
- Сделке по отчуждению предшествует включение объектов в прогнозный план и принятие решения, устанавливающего условия приватизации конкретного имущества уполномоченным исполнительным органом.
- Отчуждение обладает возмездным характером.
- В качестве продавцов от имени правительства могут выступать специализированные госучреждения.
- Как указывает ФЗ № 2001, приватизируются объекты, которые входят в состав муниципальной или федеральной казны, кроме тех, на которые положения закона не распространяются.
Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
Сущность приватизационных процессов
Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.
Концепции приватизации
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.
Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Способы приватизации
Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.
Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.
Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Субъекты приватизации государственного имущества
В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.
При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:
- унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
- организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
- организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.
Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.
Особенности передачи муниципальной собственности
Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
Кто может приватизировать нежилое помещение?
Выкупить нежилую недвижимость могут арендаторы, у которых есть действующий договор аренды, заключенный с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Кроме того, предприниматель должен соответствовать следующим важным требованиям:
- не иметь задолженности по арендной плате, а также пеней, штрафов на момент подачи заявления и на день заключения договора купли-продажи;
- непрерывно арендовать объект:
- не менее 2-х лет (если он не включен в перечень объектов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства);
- не менее 3-х лет (если объект находится в перечне не меньше 5 лет со дня подачи заявления о выкупе);
Похожие записи: