Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная трудовая миграция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.
Экономические |
Неэкономические |
|
|
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы способствовали выходу России на международный рынок труда. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Около 50 тыс. российских трудовых мигрантов направлялось в страны Западной Европы – Германию, Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находила работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. По данным Федеральной миграционной службы, трудовая миграция из России имеет тенденцию к возрастанию и составляет в последние годы примерно 50 тыс. человек в год. Оценить число россиян в странах дальнего зарубежья сложно, поскольку международная статистика зачастую учитывает их вместе со всеми гражданами бывшего СССР. Максимальная оценка численности – 1,1 млн. человек.
Россия в основном выступает поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Только с 1989 года по 2001 год страну покинули более 100 тыс. ученых – математиков, химиков, физиков, биологов в возрасте 35-45 лет. И уехали они в те страны, которые проводят грамотную миграционную политику по отношению к высококвалифицированным специалистам. По экспертным оценкам, ежегодный материализованный ущерб от «утечки мозгов» за границу в 90-е годы доходил до 50-60 млрд. долларов. Это в свою очередь ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению кризисных явлений в наукоемких отраслях российской промышленности.
В то же время экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По некоторым оценкам, каждая тысяча российских граждан выезжающих на работу за границу могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долларов.
Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х годах значительно большее распространение, чем отъезд россиян за рубеж на заработки. В середине 90-х годов в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (2003 г. – 380 тыс. человек, 2004 г. – 460 тыс. человек). Для сравнения: в 2005 году определена квота для приема трудовых мигрантов в количестве 300 тыс. человек. При этом по данным Федеральной миграционной службы в стране официально было зарегистрировано 500 тыс. мигрантов. Численность рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья примерно одинакова. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел.
Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.
Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В 2004 власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей, Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.
Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей (снизилась со 148,7 млн. человек в 1992 году до 144, 8 млн. человек в 2001 году) грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой государство не решается по далеким от экономии политическим, культурным и социальным мотивам.
По оценке Координационного совета объединений работодателей России, при самом благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов – в противном случае на отечественных предприятиях будет попросту некому работать. Это касается в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.
Несмотря на увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2 % занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).
Рынок труда такого мегаполиса как Москва в 2003 году привлек, по данным ФМС, 106 тыс. человек (30% всех легальных трудовых мигрантов в масштабах России). Реальные масштабы трудовой миграции, конечно, значительно превышают данные официальной статистики. Москва как крупный мегаполис обладает диверсифицированным, емким и самым развитым рынком труда в современной России, с широкими возможностями трудоустройства и высокими заработками, разветвленной транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств.
Трудовая миграция породила в России мощный поток денежных переводов, (ремитанс), поступающих родственникам и семьям трудовых мигрантов. Эти денежные суммы могут проходить через официальные каналы (банковскую систему, систему денежных переводов), а также поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы – «частные трансферты» Согласно некоторым данным, из России трудовые мигранты только по официальным каналам переводят и вывозят на родину ежегодно до 15 млрд. долларов. Очевидно, проблема привлечения денежных переводов трудовых мигрантов в официальный финансовый сектор весьма актуальна и для России.
Трудовая миграция в России имеет множество позитивных социально-экономических аспектов. Трудовые мигранты (гастарбайтеры) заполняют многие непрестижные ниши с тяжелыми условиями труда, куда не идут местные жители. Вместе с тем трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов. Это – стимулирование роста теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией является формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Замкнутость общин усиливает негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения, обостряет межнациональные отношения и делает невозможной интеграцию мигрантов в новую культурную среду (китайская община, вьетнамская диаспора и др.).
Существует несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию среди российских экспертов и политиков. Первый подход – консервативный, связывает трудовую миграцию в Россию исключительно с негативными социально-экономическими последствиями. Их идея сводится к закрытию страны от трудовых мигрантов и усилению контроля на границах.
Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне
За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.
Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.
Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.
Российские работодатели предпочитают иностранным рабочим коренных жителей и гораздо охотнее принимают их на работу. Существенным плюсом является то, что соотечественники в совершенстве владеют русским языком и хорошо знакомы с историей страны, знают местные традиции и являются экономически выгодными для России. На современном этапе специалистами разработана и введена в действие специальная программа репатриации, позволяющая трудоустраивать соотечественников. С ее помощью предоставляется возможным регулировать миграционные процессы и содействовать направлению соотечественников в приоритетные районы страны. Обычно это регионы, где недостаточно высокий уровень рабочей силы, а также крупные населенные пункты, в которых есть потребность привлекать квалифицированных специалистов. То же самое можно констатировать касательно иных российских территорий подобного плана.
Трудовая миграция: современные тенденции, причины и особенности
Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.
Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.
Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:
- Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
- Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, приносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран.
Международная трудовая миграция
Международную миграцию вызывают экономические, политические и военные причины. Основную роль в современном движении населения играет трудовая миграция, в которую вовлечены практически все субъекты мирового хозяйства и масштабы которой постоянно увеличиваются.
Межстрановая трудовая миграция, ставшая типичным явлением социально-экономической жизни современного мира, вызывается национальными различиями в заработной плате.
В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию зарплаты и увеличению ВМП, однако на практике все основные выгоды от миграции рабочей силы получают принимающие страны. Интенсивность миграции порождает подъемы и спады экономического развития стран.
Международная трудовая миграция
Под ней понимается перемещение людей через границы определенных государств со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Международная трудовая миграция как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции. Эмиграция – это выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны. Реэмиграция – возвращение на родину к постоянному месту жительства.
В настоящее время в различных странах утвердились разные подходы к определению признаков международной миграции, в основе которых лежат расхождения в интерпретации продолжительности пребывания и пели приезда. В связи с этим существуют разные способы регистрации мигрантов, что затрудняет сопоставимость данных национальных статистических организаций.
Основными показателями движения потоков международных мигрантов являются масштабы выбытия и прибытия, сальдо миграции и валовая миграция. Масштабы выбытия – число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период времени с целью трудоустройства. Масштаб прибытия – число иммигрантов, прибывших за определенный период времени. Сальдо миграции – чистая миграция, или разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период. Валовая миграция – общая миграция, или сумма числа прибывших и числа выбывших в стране (регионе) за определенный период. Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и др.
Международный рынок труда формируется на основе трудовой миграции. На трудовую миграцию влияют как экономические, так и неэкономические причины.
Причинами трудовой миграции могут быть следующие:
- – этнические (национализм);
- – религиозные;
- – семейные (воссоединение семьи);
- – экологические;
- – политико-правовые (политические гонения, криминальная обстановка в стране и др.);
- – личные (духовная близость культур, желание познать новую культуру).
Кроме того, причинами миграции служат:
- – наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран, и прежде всего в уровне заработной платы;
- – создание международных транснациональных корпораций (ТНК) и вывоз капитала;
- – развитие научно-технического прогресса, требующего высококвалифицированных специалистов;
В условиях глобализации важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная трудовая миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-технического и общественного прогресса, более рациональному использованию человеческих ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мировых цивилизаций.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).
Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне
Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.
На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.
Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Справка! Отдельной категорией следует выделить вахтовый метод работы, широко распространенный в России для привлечения рабочей силы в районы со сложными климатическими условиями.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).