Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер (мопед) в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Категория прав на скутер
Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.
Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.
Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Обязательным требованием для получения водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД. Однако до этого придется пройти обучение, которое состоит из теории и практики.
Порядок прохождения обучения регламентирован на федеральном уровне. Поэтому вне зависимости от места его прохождения, будущий водитель как минимум получит 70 часов теории и 30 часов практики.
ВАЖНО !!! Теоретическая основа мало чем отличает от той, что проходят для получения других категорий. Это общие правила дорожного движения, законодательство, основы оказания медицинской помощи.
Практика проходит на автодроме, где ученик выполняет определенные упражнения. В городе обучение не происходит. Поскольку управление мопедом не является сложным, сама программа осваивается довольно быстро.
ВНИМАНИЕ !!! После прохождения всего курса обучения, ученика допускают к сдаче экзаменов в ГИБДД. Однако некоторые автошколы вводят внутренний экзамен. Чаще всего ученику придется пройти тестирование, аналогичное тому, что будет в ГИБДД.
В зависимости от региона и конкретных условий обучения, стоимость всего курса может варьировать от 10 до 15 тысяч рублей. Время обучения – около 1 месяца.
Ответственность за отсутствие водительского удостоверения
Отсутствие водительского удостоверения признается правонарушением, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность. Санкция статьи КоАП содержит наказание в виде крупного штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.
ВНИМАНИЕ !!! Помимо административного наказания, водителю грозит мера дополнительной ответственности – задержание транспортного средства. Это означает, что мопед будет эвакуирован и отправлен на штрафную стоянку, где будет находиться до момента устранения нарушения.
Предотвратить эвакуацию можно, если рядом будет другой законный пользователь мопеда – лицо, имеющее водительское удостоверение и получившее разрешение. В противном случае нарушитель будет обязан оплачивать услуги эвакуатора, а затем и штрафной стоянки. В среднем, сутки обойдутся в 1 тысячу рублей. Практике известны случаи, когда в итоге водителю приходилось оплачивать больше, чем сама стоимость недорогого скутера.
Кроме этого, могут возникнуть проблемы со страховыми компаниями, которые подадут гражданские иски на компенсацию причиненного ущерба. При аварийной ситуации с возникшим ДТП, страховые компании должны компенсировать убытки второму водителю. Если виновником был водитель на скутере, страховщики могут перенаправить регрессный иск, по которому водитель будет обязан оплатить все причиненные убытки. Суммы таких исков могут крайне сильно варьироваться и достигать десятков тысяч рублей.
Езда на мопеде без прав
С учетом того, что подобная двухколесная машина нередко не воспринимается полноценным транспортным средством из-за ее небольшой мощности и скорости, актуален вопрос о езде без прав.
На основании существующих норм, без прав езда на мопеде или же другом транспорте, который приравнивается к нему по показателям, категорически запрещена.
Важно, что права водитель должен иметь с собой и показывать при требовании сотруднику ГИБДД. Также в ПДД написано, что может быть передано водительское удостоверение или же временное разрешение на право управления конкретным транспортным средством, согласно его категории.
Важно, чтобы в правах не было пометки ML. Подобная отметка ставится в правах, где открыта любая другая категория. Она означает запрет на управление мопедами и другими транспортными средствами, которые приравниваются к ним по техническим показателям. Подобный запрет обусловлен исключительно медицинскими показаниями и ограничениями, установленными в справке, обязательной для каждого, кто сейчас получает водительские права.
На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств.
В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения.
Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов.
Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.
Согласно законодательству Российской Федерации и ПДД, к новой категории М причисляются все транспортные средства, имеющие следующие характеристики:
- двигатель внутреннего сгорания топлива объемом более пятидесяти кубов;
- электродвигатель, который развивает мощность от 0,26 до 4 кВт;
- ТС, максимальная скорость которых не превышает 60 км/час.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Категория прав для общественного транспорта
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Ее особенность в том, что она открывается с 16 лет.КвадрициклКвадрициклы представляют собой небольшие автомобили весом до 400 кг, с объемом двигателя до 50 куб. см или электромотором мощностью до 4000 Вт. Данный вид транспорта предназначен для езды по дорогам общего пользования.
Стоит отметить, что автоматическое продление срока действия прав касается примерно пяти миллионов удостоверений. Отметим, новая норма рассчитана не только на водителей, задействованных в логистике, но и на всех «обычных» автомобилистов, чьи права заканчиваются в указанный период. При этом у всех желающих остаётся возможность поменять права в указанный срок, даже если правило на них распространяется.
ТрициклТрицикл ― это трехколесное транспортное средство. Для того чтобы им можно было управлять, необходимо открыть подкатегорию В1, которая входит в категорию А. Мощность двигателя такого ТС не превышает 20 л.с. или 15 кВт, общий вес составляет 400 кг.МопедУправлять мопедом можно с 16 лет, но это разрешено только для владельцев прав подкатегории М, входящей в общую категорию А.
Есть и другие условия, при которых получение новых прав останется обязательным. В этом перечне обозначены ситуации, когда действующее удостоверение было утрачено или повреждено, когда изменились данные автомобилиста, а также случаи, если у водителя появились медицинские ограничения к управлению транспортом.
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Порядок получения водительских прав
Получить права категории М, А или А1 можно, следуя нормам 196-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. В соответствии с их положениями, чтобы получить права на мопед или скутер, соискатель должен:
- удовлетворять требованиям по возрасту;
- иметь медицинские показания к управлению ТС.
Последовательность действий, необходимых для того, чтобы открыть категорию М, А и А1 для управления скутером или мопедом:
- Получить медицинское заключение.
- Пройти курс обучения ПДД и навыкам управления ТС в мотошколе.
- Сдать экзамены (теоретическую и практическую части, их принимают уполномоченные сотрудники ГИБДД).
- Уплатить госпошлину.
- Сдать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.
Типовой перечень документов для получения водительских прав:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство о прохождении обучения;
- медицинское заключение по форме № 083/У.
Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2020 году?
На скутере, чей объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, необходимы права категории М. Если обратиться к статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», выяснится, что такое удостоверение нужно на мопеды и легкие квадрициклы. Определение первого транспортного средства закреплено в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что мопедом именуют двух или трехколесное ТС с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 км\ч. Если скутер соответствует этим характеристикам, он признается мопедом. В результате возникает необходимость в получении водительского удостоверения на скутер категории М.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Квадроциклы и скутеры: что нужно знать водителям и какую экипировку подобрать
Водительское удостоверение с категорией М можно получить с 16 лет. Для этого нужно сдать теорию и практику в ГИБДД. Важно, что при наличии прав более высокой категории, отдельно открывать М в удостоверении не нужно. Но есть исключение. Если в правах стоит отметка ML, значит управление мопедом или скутером запрещено по медицинским показаниям. Сдавать на права категории М с такой отметкой нельзя.
Скутеры и мопеды, максимальная скорость которых превышает показатель 50 км/ч, а также транспорт с электродвигателем (мощность от 0,25 кВт до 4 кВт в режиме длительной нагрузки) необходимо ставить на учет, чтобы получить регистрационные документы и номера. Регистрация проходит в ГИБДД после предъявления договора купли-продажи (для нового транспорта) или диагностической карты по итогам техосмотра (для б/у изделий). Для транспорта с максимальной скоростью до 50 км/ч и объемом двигателя до 50 куб. см. регистрация не нужна, а гос. номера не выдаются.
- Отделы ГИБДД — найти в своем регионе
- Автошколы — найти в своем регионе
- Мотошколы — найти в своем регионе
- через Госуслуги
В правилах дорожного движения, такое понятие как скутер вообще не указано. Но дается описание мопеда. Где говорится, что он относится к транспортному средству с объемом двигателя до 50 куб м, и максимальной скоростью 50 км/ч. Данные показатели дают возможность объединить в единую группу целый класс машин, обладающих следующими техническими характеристиками:
- Наличие облегченной рамы.
- Колеса небольшого диаметра.
- Двигатель малого объема.
- Две и менее передач.
- Небольшой расход топлива.
- Невозможность перемещаться на дальние расстояния.
Скутер представляет собой двух или трехколесный транспорт, который не может развивать на дороге скорость выше 50 км/ч. Объем мотора как правило бывает в пределах 50-230 м/куб. При этом он может работать на бензине или быть электрическим, мощностью от 0,25 до 4 кВт. Отличает скутер особенное сиденье, которое в народе именуют «табуретка».
Мопед и скутер принадлежат к категории «М» прав, куда также можно отнести и квадроциклы.
Скутер и мопед используется преимущественно в пределах населенного пункта. К основным преимуществам такой техники можно отнести ее невысокую стоимость и маневренность, что позволяет не простаивать длительное время в пробках. Стоит отметить и недостатки транспорта – это невозможность перевозить грузы и ограничение по скорости.
В 2019 году в Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, были внесены некоторые изменения, которые коснулись и транспорта категории «М». До поправок на скутере и мопеде с небольшим объемом двигателя было допустимо передвигаться и взрослым и несовершеннолетним. Так как для данной категории не нужно было особого разрешения, прохождения учебы и сдачи экзамена. Данные обстоятельства стали приводить к различного рода эксцессам, в особенности многие граждане управляли скутером нетрезвом состоянии.
Теперь для езды на данном транспорте необходимо водительское удостоверение категории М. Для этого водителю нужно:
- пройти медицинский осмотр;
- пройти обучение в атошколе;
- сдать экзамен в отделении ГИБДД.
Если же человек в момент остановки будет пьян, он понесет те же наказания, что и водители других видов транспорта.
Для вождения на мопеде и скутере теперь нужно оформить и полис ОСАГО.
Необходимые документы
Чтобы получить права на мопед, необходимо подготовить бумаги, предусмотренные законодательством. Если водитель достиг 18 лет и имеет удостоверение категории В или С, проходить специальное обучение на категорию М или А ему не нужно. Однако при движении удостоверение с категорией М должно быть при себе. Оно предъявляется в случае запроса от сотрудника ГИБДД.
Чтобы получить права на скутер до 50 см³, необходимо предоставить:
- заявление по образцу и на бланке ГИБДД;
- личный документ (паспорт);
- информация из психиатрического и наркологического диспансеров;
- фотография 3х4;
- медицинское заключение по установленной форме;
- бланк об оплате пошлины за экзамен.