Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о предрейсовых медосмотрах водителей автотранспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Прохождение предрейсовых медосмотров – это не право, а обязанность, закрепленная действующими нормативно-правовыми актами. Не следует путать эту процедуру с медицинским освидетельствованием на право управления ТС. Все сотрудники, которые занимают в компании должность водителя, должны посещать медика перед каждой поездкой.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Послерейсовый медосмотр
Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Кто может проводить предрейсовый осмотр водителей?
К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.
Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.
В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.
Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля
Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:
- опрос о физическом самочувствии;
- визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
- замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
- выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
- объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
- анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Этап 1 Экспертиза объекта лицензирования для определения соответствия объекта лицензирования лицензионным требованиям. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:
- План БТИ помещения для медицинского кабинета
- Свидетельство О собственности на указанное помещение.
- Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде.
Этап 2 Получение Санитарно-Эпидемиологического заключения на осуществление медицинской деятельности. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:
- Устав предприятия (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о постановке на учет в Налоговом органе – ИНН (Удостоверенная копия)
- Выписка из ЕГРЮЛ, свежая не старше 10 дней (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о праве собственности на помещение (Удостоверенная копия)
- Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев. (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о регистрации Предприятия – ОГРН (Удостоверенная копия)
Этап 3 Оформление лицензии на медицинский кабинет. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:
- Устав предприятия + изменения к уставу, если таковые были (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о постановке на учет в Налоговом органе – ИНН (Удостоверенная копия)
- Выписка из ЕГРЮЛ, свежая не старше 10 дней (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о праве собственности на помещение (Удостоверенная копия)
- Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев. (Удостоверенная копия)
- Свидетельство о регистрации Предприятия + свидетельства о вносимых в устав изменений, если таковые были – ОГРН (Удостоверенная копия)
- Информационное письмо о постановке на учет в органах статистики – Коды статистики (Удостоверенная копия)
- Протокол (или решение) о создании предприятия + протоколы (решения) о вносимых изменениях в уставные документы, если таковые имеются (Удостоверенная копия)
- Платежное поручение об оплате Государственной пошлины за предоставление лицензии.
- План БТИ на помещение, в котором будет размещаться медицинский кабинет (Удостоверенная копия)
- Выписка об основных средствах предприятия приобретенных Лицензиантом для осуществления Фармацевтической деятельности.
- Сведения о наличии специалиста с высшим образованием (Удостоверенная копия). При отсутствии специалистов мы сможем подобрать вам необходимых специалистов.
- Действующий сертификат специалиста о прохождении курсов повышения квалификации по специальности (Удостоверенная копия).
- Приказ о назначении на должность заведующего (Удостоверенная копия)
- Трудовой договор с заведующим (Удостоверенная копия)
- Приказ о назначении Генерального директора (Удостоверенная копия).
- Перечень имеющегося медицинского оборудования для кабинета в соответствии с заявленными видами медицинской деятельности.
- Сертификаты соответствия на медицинское оборудование.
- Регистрационные удостоверения на медицинское оборудование для кабинета предрейсового осмотра.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинское оборудование.
- Накладные на медицинское оборудование.
- Выписка о нахождении медицинского оборудования на балансе предприятия.
- Договоры на техническое обслуживание медицинского оборудования.
- Договора на гарантийное обслуживание медицинского оборудования + гарантийные талоны.
Этап 4 Проведение выездной экспертизы объекта лицензирования и представленных документов. Выездную экспертизу проводят: Департамент здравоохранения или Росздравнадзор.
Этап 5 Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности. Получает лицензию сам Лицензиант с предоставлением Доверенности, паспорта и печати. (Если получает сам директор, то необходимо представить Приказ о назначении на должность).
Если лицо, проводящее медосмотр, является штатным сотрудником компании, лицензию на такого рода деятельность требуется оформить руководителю предприятия. Это довольно сложный процесс, после которого организация приобретает статус лечебного учреждения.
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате – год).
Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.
Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.
Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:
- самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
- направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.
Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.
Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.
Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.
Требования к организации, проводящей медосмотры
Одно из главных требований для медицинских учреждений на 2020 год – наличие лицензии, позволяющей заниматься соответствующим видом проверки. Персоналу требуется получить допуск к осмотрам, а также пройти специализированные курсы. В любом случае специалисты должны иметь подтверждающие дипломы и прочие подобные документы. Иначе пройти осмотр законно не получится.
Сами помещения, где проводят осмотры, должны состоять не менее чем из двух комнат. В одной организуют сами осмотры, в другой – отбирают биологические пробы. Ранее уже писалось, обязателен ли осмотр для всех.
Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей — видео:
Из списка необходимого оборудования стоит выделить следующие приспособления:
- комната с приспособлениями для отбора биологических материалов;
- сумки, внутри которых есть полный набор медикаментов, чтобы оказать неотложную помощь;
- медицинские шпатели, не меньше 10 штук;
- столики, где оборудование хранится;
- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (их должно быть от 2 до 10 штук в постоянном запасе);
- прибор, измеряющий количество паров в воздухе;
- термометры с приборами, определяющими давление;
- письменные столы, стулья, настольные лампы, шкафы для одежды, вешалки для верхней одежды, напольные коврики, сейфы;
- Медицинские кушетки и др.
О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств , письмо минтранса россии от 04 апреля 2019 года №д3-514-пг
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г. , регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).
Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе
Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.
Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе).
Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).
1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.
1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;
— порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— методы проведения предрейсовых осмотров водителей;
— правила внутреннего трудового распорядка организации;
— основы организации труда;
— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
Кто должен проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?
Какие водители должны проходить предрейсовый и кто проходит послерейсовый осмотр? Обязательные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (медосмотры) должны проходить все лица, работающие на должности водителей автомобилей вне зависимости от категории прав, типа ТС и дальности предстоящей поездки. Кроме того, в соответствии с абз.3-4 п.3-4 ст.23 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ, проводятся осмотры индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих транспортные перевозки. Выполнять данное требование закона необходимо в течение всего периода работы.
На основании вышеуказанного закона такое обязательное условие, как проведение предрейсового медицинского осмотра, может быть отменено для водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб – скорой помощи, МЧС, полиции, пожарных бригад и др. Послерейсовому медицинскому осмотру подвергаются все без исключений.