Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в казначейском сопровождении: что нужно знать бюджетникам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодатели ежегодно выпускают закон о бюджете: в 202-м это — Закон №385-ФЗ от 08.12.2020 о федеральном бюджете на 2021 год и плановые периоды 2022–2023. В результате обновились и правила казначейского сопровождения в 2021 году (ПП РФ №2106 от 15.12.2020). По новому порядку обязательно сопровождение контрактов, заключенных на целевые средства по нацпроектам (ч. 2 ст. 5 385-ФЗ).
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе
Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ в 2021 году является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства №2153 от 18.12.2020.
Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.
Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны, и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:
- органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
- ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
- «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.
Все случаи, исключающие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2021 году, описаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 385-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Общие правила для ГОЗ таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах.
Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Что изменится в 2021 году
Законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на будущий год и плановый период. В 2020 году вышел 385-ФЗ от 08.12.20. На основании обновленного норматива с 01.01.21 изменятся и правила казначейского сопровождения госконтрактов в 2021 году (постановление правительства №2106 от 15.12.20). Новый порядок подробно описан в ч. 2, 3 и 6 ст. 5, ч. 10, 11 ст. 5 (остатки финансирования) и ч. 7 ст. 5 (целевые средства) закона №385-ФЗ.
В 2021 году казначейское сопровождение обязательно для госконтрактов, заключенных на целевые деньги (среди прочих и по нацпроектам). Обеспечивайте казначейское сопровождение для:
- авансирования по контрактам получателей субсидирования и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет субсидий из бюджета;
- авансирования по госконтрактам (кроме ГОЗ) на сумму 100 млн руб. и больше;
- оплаты по контрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ от 600 000 руб. и оплаты по контрактам, которые заключают для исполнения этих госконтрактов по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- авансов по госконтрактам на сумму от 100 млн руб., которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения с лицевыми счетами, открытыми в ТОФК, финансирование таких госконтрактов проводится за счет субсидирования по нормам абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
- расчетов по госконтрактам на реализацию ГОЗ на сумму от 600 000 руб. и расчетов по контрактам для исполнения соглашений по ГОЗ на сумму от 600 000 руб.;
- авансов по контрактам на сумму от 100 млн руб., которые заключают заказчики — федеральные бюджетные и автономные учреждения для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд; субсидирования юрлицам (кроме субсидий БУ и АУ); бюджетных инвестиций из бюджета РФ или местного бюджета по концессионным соглашениям, где источником финансирования выступают межбюджетные целевые трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капвложений в объекты государственной или муниципальной собственности субъекта РФ;
- авансов по контрактам исполнителей и соисполнителей в рамках исполнения соглашений по п. 3, 4, 6 и 8 ч. 2 ст. 5 385-ФЗ.
Порядок казначейского контроля
Регламент ведения сопровождения госконтрактов органами Казначейства определяют нормативы правительства РФ. В 2020 году этим нормативно-правовым актом является постановление правительства №1765 от 30.12.2018. Порядок казначейского сопровождения таков: территориальные органы Федерального казначейства направляют в ЦБ РФ запрос на открытие счета для юридического лица — неучастника бюджетного процесса (НУБП). Юрлица, выступающие в роли поставщиков, открывают, в свою очередь, лицевые счета в ТОФК — для дальнейших взаиморасчетов с заказчиками. Если стороны заключают контракт с казначейским сопровождением, то, помимо существенных, в документ также включаются и дополнительные условия:
- определение субподрядчиков (при необходимости);
- открытие лицевого счета на подрядчика и на всех указанных субподрядчиков;
- предоставление в ТОФК документации, подтверждающей целевое направление расходуемых средств;
- идентификатор государственного контракта — казначейское сопровождение невозможно без идентификации соглашения и всех сопроводительных и расчетных документов.
Поставщик, который является получателем целевых денежных средств, обязан предоставить по требованию сотрудников ТОФК все подтверждающие документы: подписанный сторонами госконтракт, оправдательные первичные документы по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ).
Когда специалисты ТОФК удостоверятся в целевом расходовании финансировании, они перечисляют денежные средства на открытые лицевые счета по требованию получателя. Перевод финансов на обычный расчетный счет исполнителя не допускается, за исключением случаев, когда получателю требуются деньги на взаиморасчеты с сотрудниками по оплате труда или для иных платежей в пользу служащих.
При казначейском сопровождении в ходе исполнения госконтракта ТОФК также имеет право проверять полноту и качество выполнения его предмета, соблюдение сроков поставки, сам факт поставки, соответствие указанной прибыли и себестоимости их фактическим величинам.
Как работает казначейское сопровождение
Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.
- У каждого территориального подразделения Федерального казначейства есть счет в Центральном банке. На этот счет заказчик переводит аванс, предусмотренный госконтрактом.
- После заключения госконтракта выпускается акт о том, на какое территориальное подразделение казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается казначейский счет.
- Для получения средств поставщик представляет казначейству все подтверждающие документы: госконтракт и «первичку» по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Удостоверившись в целевом расходовании денежных средств, казначейство перечисляет необходимую сумму поставщику.
При этом целевые деньги не перечисляются:
- в качестве взносов в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика);
- на депозитные счета;
- на банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)
Основы сопровождения госконтрактов Казначейством
Ранее вопрос о казначейском сопровождении поднимался только в 275-ФЗ — при исполнении договоров по государственному оборонному заказу. Теперь для контроля исполнительными органами целевого использования выделенных и доведенных заказчикам бюджетных средств контроль Казначейства применяется и в рамках реализации госконтрактов по 44-ФЗ, и вопрос о том, что такое казначейское сопровождение контрактов, снова стал актуален.
По сути, это один из инструментов госконтроля. Казначейское сопровождение позволяет определить уровень эффективности расходования целевых средств. Под целевыми средствами понимается финансирование, направленное бюджетному учреждению на исполнение определенных целей и условий, установленных вышестоящими организациями. Целевое финансирование должно использоваться строго по назначению — на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для достижения определенных целей. Казначейское сопровождение помогает отслеживать направление движения средств бюджета. Получатели бюджетных средств открывают специальные счета в отделениях Федерального казначейства.
Когда казначейство сопровождало госконтракты в 2021 году
Реализация казначейского сопровождения контрактов в 2021 году осуществлялась для случаев, которые перечислены в ч. 2 ст. 5 380-ФЗ от 02.12.2019:
- государственных контрактов, цена которых превышает 100 млн руб.;
- соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц в том случае, когда такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 млн руб. и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
- авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 млн руб., а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, заключенных с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения президента РФ, а также контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
- расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 млн руб.
Действующее законодательство предусматривает исключения. Они указаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Исходя из этой нормы, казначейское сопровождение не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых «Внешэкономбанку» и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи и проч. В ч. 8 ст. 5 459-ФЗ определена обязанность казначейского обеспечения обязательств, осуществляемых в отношении следующих целевых средств:
- Для всех случаев, приведенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ.
- Для финансирования юридических лиц по госконтрактам на строительство или реконструкцию объектов государственной собственности, которые включены в ФАИП — Федеральную адресную инвестиционную программу 2021. Казначейское обеспечение обязательств в данном случае проводится и для контрактов, которые заключаются в рамках исполнения основных контрактов.
- Для финансирования, предоставляемого в случаях, определенных правительством РФ, а также государственными корпорациями «Роскосмос» и «Росатом» и нормативно-правовыми актами органов федеральной власти.
Порядок казначейского обеспечения обязательств определяет Министерство финансов РФ. Юридические лица получают финансы на оплату обязательств непосредственно после получения обеспечения, которое предоставляется в размере, необходимом строго для расчетов за фактическое предоставление товаров, работ или услуг.
Как осуществляется контроль?
Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.
Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):
- госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
- соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
- авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
- расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.
В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.
Как происходит процесс
После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.
Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.
Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.
Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2021 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.
Валюта контракта, обоснование цены, обеспечение, сроки оплаты по контракту
В условиях дедолларизации российской экономики теперь нельзя использовать иностранную валюту для определения и обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком. Исключение сделано только для госзаказчиков, которые работают за рубежом, в частности для консульств и представительств (дипломатических и торговых).
До конца 2022 года заказчик вправе не требовать гарантийные обязательства и обеспечение исполнения контракта. Исключение — контракты, по которым предусмотрен аванс, но не предусмотрено казначейское сопровождение.
Среди видов обеспечения появился новый — независимая гарантия. На текущий момент независимую гарантию можно приобрести в госкорпорации ВЭБ или в региональной гарантийной организации.
При заключении контрактов жизненного цикла (например, контрактов, предусматривающих поставку и обслуживание товара) предоставление обеспечения будет поэтапным: на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и на последующее обслуживание, сопровождение и т.п. Соответственно, стоимость каждого этапа исполнения контракта жизненного цикла заказчик должен указывать отдельно.
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
- контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
- госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
- контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
- в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
- в закупках с банковским сопровождением;
- по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
- Указать соисполнителей по договору.
- Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
- Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
- Вести раздельный финансовый учет.
- Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
- Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.
Разработали правила казначейского сопровождения на 2022 год
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ
При сопровождении контрактов казначейство может проверить:
- соответствие объема фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
- соблюдение предусмотренных контрактом сроков;
- факт поставки товара;
- соответствие фактического размера прибыли указанному в контракте;
- соответствие цены товара его себестоимости.
При этом казначейство не ограничивает поставщика или подрядчика выбор соисполнителей или подрядчиков. Поставщики и подрядчики выбирают их самостоятельно, под свою ответственность.
Казначейское сопровождение госконтрактов — это дополнительный способ контроля за их выполнением. Это несколько усложняет работу поставщиков:
- Чтобы получить деньги на выполнение госконтракта, поставщику нужно оформлять дополнительный пакет документов.
- Представительства Федерального казначейства есть не во всех городах. Поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов, возможно, придется тратить дополнительное время на поездки. Но решением этой проблемы может стать электронный документооборот.
- Общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.
В то же время у казначейского сопровождения госконтрактов есть и ряд неоспоримых достоинств:
- Прозрачность исполнения контрактов. Особенно это актуально для закупок, на которые привлекают много соисполнителей и субподрядчиков;
- Недобросовестные поставщики предпочитают не связываться с госконтрактами, где требуется казначейское сопровождение;
- Гарантированное получение средств (заказчик заранее переводит авансы на свой казначейский счет).
Несколько особенностей о работе казначейства:
- Каждое казначейство имеет свой счет в Центробанке, на который заказчик переводит авансирование выигравшему конкурсанту в закупке.
- А исполнители и подрядчики открывают счета в территориальном казначействе.
- На счета, которые были открыты исполнителями, казначейством осуществляется перевод денежных средств для исполнения контракта.
- Все платежные документы имеют идентификатор, через который можно узнать, куда и на что были потрачены авансированные денежные средства.
Перед тем, как начать сопровождение контрактов казначейство может выполнить проверку:
- Соотношение размеров выполнения договора согласно бумагам и по факту.
- Выполнение предустановленных сроков.
- Факт доставки продукта.
- Соотношение стоимости продукта его себестоимости согласно структуре расходов.
- Объем дохода в соотношение ограниченному объему дохода, учрежденной договором
- Для того, чтобы получить доступ к финансам, необходимо оформлять вспомогательный комплект бумаг. Любую поставку, осуществление работы и услуга подрядчика необходимо заверять отдельно.Это может осложнить участие в закупке.
- Офисов казначейства в РФ порядком 2000, однако они имеются не во всех городах. В случае если не будет способа производить оборот документов в электронном формате, будет необходимо расходовать время и посещать данные учреждения.
- Из-за не имения навыка и внутренних распорядков в казначействе, взаимодействие с работниками казначействе может оказаться недостаточно быстрой.