Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить диагностическую карту для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Как получить бумажную диагностическую карту?
4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
1. Чтобы получить традиционную бумажную диагностическую карту водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра.
2. Бумажная диагностическая карта выдается бесплатно.
3. Электронная диагностическая карта имеет приоритет над бумажной.
Тем не менее рекомендую Вам при прохождении техосмотра просить оформить и бумажную карту. Этот документ будет подтверждением того, что Вы действительно посещали пункт техосмотра и предоставляли автомобиль.
Например, если произойдет какой-то технический сбой в системе и информация не будет передана в ЕАИС ТО, то Вы сможете попросить оператора восстановить ее на основе имеющейся диагностической карты.
41. В случае утраты или порчи указанной в части 4 настоящей статьи диагностической карты по заявлению владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра выдается дубликат диагностической карты на бумажном носителе, за выдачу которого взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение технического осмотра.
При желании автовладелец может получить дубликат бумажной диагностической карты. При этом:
- Оформление дубликата платное.
- Оформить дубликат можно у любого оператора технического осмотра (не обязательно там, где машина проходила осмотр).
- Для оформления нужно написать соответствующее заявление.
Подведем итоги статьи:
- По умолчанию диагностические карты оформляются в электронном виде, то есть информация вносится в базу данных (ЕАИС ТО).
- По желанию можно получить карту на бумажном носителе.
- Диагностическая карта должна быть создана в базе данных немедленно, то есть во время техосмотра.
- В случае технических неполадок оформление диагностической карты происходит в течение суток.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
В 2022 г. личные легковые авто и мототранспорт граждан освобождены от обязательного ТО, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении автостраховки ОСАГО. Соответствующая законодательная редакция произошла в августе 2021 г. в ФЗ №40-ФЗ.
Обязательства по прохождению ТО остались в таких случаях:
- Для первичной постановки на регистрационный учет ТС, с даты производства которого прошло более 4-х лет.
- При регистрации, связанной со сменой владельца (например, после покупки), если с момента производства авто прошло больше 4-х лет.
- При регистрационных операциях, опосредованных конструктивными изменениями в ТС, заменой основных агрегатов, а также при внесении таких изменений в эксплуатируемый транспорт для соблюдения соглашения ЕЭС.
- Для грузовых авто, автобусов и такси.
- Зрительное выявление дефектов, угрожающих БДД.
Таким образом, делать диагностическую карту для ОСАГО в 2022 г. не придется, поскольку в этом нет законодательной необходимости.
Что такое диагностическая карта
Этот документ пришел на смену техталону. Чтобы получить диагностическую карту, владелец или водитель автомобиля должен обратиться на пункт техосмотра (он обязательно должен иметь аккредитацию). Техосмотр машины может проводить и частный эксперт – если он получил лицензию. Все результаты обследования технического состояния заносятся в диагностическую карту, данные о ней фиксируются в едином реестре – ЕАИСТО, а запись об этом хранится 5 и более лет.
Документ формируется в электронной форме, он оформлен в виде таблицы. Диагностическая карта оформляется в 2 экземплярах (один остается у эксперта и хранится 3 года, второй выдается владельцу), она заверяется подписью эксперта, проводившего технический осмотр автомобиля. На основании данных из диагностической карты следует заключение о возможности или о запрете эксплуатации машины. Каждый документ имеет уникальный номер, состоящий из 15-20 знаков, этот номер заносится в ЕАИСТО. Чтобы проверить подлинность диагностической карты, достаточно сделать запрос в электронный реестр, указав этот номер.
Если диагностическая карта была повреждена или утеряна, владелец машины может обратиться к оператору техосмотра за дубликатом, его выдадут бесплатно.
Порядок прохождения техосмотра
Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.
При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.
Как сделать диагностическую карту?
Сделать диагностическую карту можно на любой СТО, которая имеет лицензию на проведение тех. осмотров. Список станций, прошедших аккредитацию, есть на сайте Российского союза автостраховщиков — называется «реестр операторов ТО». Одни из них проверяют легковые машины, другие — грузовики.
Владелец, обращаясь на станцию, предъявляет свой паспорт и ПТС. Заняться этим может и ваш представитель, но он должен подтвердить свои полномочия доверенностью. Машина должна быть чистая. Вся процедура техосмотра длится не более получаса, вы можете присутствовать.
Второй вариант получения диагностической карты — обращение в офис страховой. Подобную услугу предоставляют, например, Ингосстрах или Росгосстрах. Там подготовят бланк, но техосмотр вам, естественно, придется проходить на СТО. Страховая укажет вам срок, в который это должно быть сделано.
То, как часто вам придется проходить техосмотр, зависит от новизны авто. Первый раз сделать это нужно спустя 3 года с момента выпуска авто с завода, независимо от даты покупки.
В этом случае, успешно пройдя процедуру, вы получите диагностическую карту сроком действия 2 года. Как только машине исполнится 5 лет, вы должны будете получить документ с тем же сроком действия, а после 7-летия с момента ее выпуска проходить техосмотр вам придется ежегодно.
Этапы оформления диагностической карты
Для получения ДК необходимо выполнить ряд действий:
- Выбрать пункт осмотра. Работать с машинами автомобилистов могут станции, имеющие аккредитацию. Сотрудничество с ними – гарантия того, что пройти гостехосмотр удастся честно. Как правило, автовладельцы выбирают ближайшие пункты с минимальной ценой услуг. Это позволяет пройти техосмотр недорого и быстро.
- Запись на прием. Владелец авто связывается с представителем станции, выбирает дату и время проведения процедуры. Многие пункты позволяют выполнить данную операцию онлайн. Достаточно перейти на сайт оператора в интернете, найти подходящий раздел и оставить запрос. При отсутствии доступа к сети заявку можно оформить официально в офисе.
- Прохождение проверки. В назначенное время водитель приезжает на осмотр. Машина проверяется на соответствие действующим требованиям. После диагностики принимается решение о выдаче диагностической карты. Если окажется, что техника имеет неполадки – ее отправят на ремонт. Если работоспособность авто не вызовет нареканий – клиент получит диагностическую карту.
Водители, приезжающие на вторичный осмотр, обязаны повторно производить оплату. Для этого можно воспользоваться наличными или мобильным банком.
Условия оказания услуг установлены федеральным законодательством. Оно регламентирует перечень выполняемых работ, параметры и периодичность осмотра, нормы заполнения документов и проверки их подлинности.
Отправляясь на осмотр, важно знать, что станции не запрещено проводить подобные процедуры. Для этого рекомендуется получить информацию о том, когда истекает ее лицензия. Если уточнить данный параметр невозможно, стоит обратить внимание на прочие предложения.
Изначально нужно понять, что не всегда нужно проходить ТО на автомобиль, многие автомобили получают этот осмотр автоматом:
- Если у вас новый автомобиль, возрастом менее трех лет, то диагностическая карта ему не нужна. То есть после покупки в течение трех лет просто страхуемся и все.
- Если у вас автомобиль возрастом от 3 до 7 лет, дается сроком на два года. То есть раз в два года нужно проходить технический осмотр.
- Если у вас авто старше 7 лет, срок действия всего 1 год. То есть ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно проходить осмотр каждый год.
Что такое ТО и диагностическая карта?
Технический осмотр (ТО, техосмотр) – это процедура проверки транспортного средства на безопасность его эксплуатации для водителя, пассажиров и прочих участников движения. ТО проводится на специальных пунктах, имеющих государственную аккредитацию, и сводится к проверке работоспособности основных агрегатов и систем, а также комплектности автомашины.
Для водителя / владельца ТС результатом техосмотра является получение диагностической карты – документа, подтверждающего прохождение ТО, исправность автомобиля и допуск его к эксплуатации на дорогах Российской Федерации. Карта должна быть внесена в государственный реестр – Единую автоматизированную информационную систему технических осмотров (ЕАИСТО). С марта 2021 года должны вступить в силу нововведения, устанавливающие, что диагностическая карта – это прежде всего электронный документ, и только в отдельных случаях подразумевается наличие бумажного носителя.
Основным нормативным актом, к которому мы будем прибегать в данном материале, является Федеральный закон №170 «О техосмотре…», не только устанавливающий правила ТО, но и корректирующий другие связанные НПА.
Что подтверждает подлинность
Многие водители транспортных средств сталкиваются с необходимостью определения подлинности диагностической карты. Это происходит при покупке автомобилей, или участии в ДТП, когда собственник рассчитывает на получение компенсации ущерба. Подлинность ДК в подобных ситуациях является очень важным фактором. Поскольку документ печатается на обыкновенном листе бумаги формата А4, без каких-либо защитных эмблем, бланк легко подделать, воспользовавшись образцом из интернета.
Проверить диагностическую карту можно в сети, набрав в строке поиска «Онлайн-проверка ДК». Здесь же необходимо указать наименование станции техобслуживания, дилерского центра, страховой компании, которые проводили диагностику транспортного средства и заполняли карту. Но самым действенным способом проверки ДК является профессиональная сверка кода ЕАИСТО. Это могут сделать только сотрудники СТО, где проводился техосмотр и где был присвоен индивидуальный код.
Что такое номер ЕАИСТО? Это федеральная база, расшифровывающаяся как Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра.
Цена диагностической карты формируется из трех составляющих:
- регион;
- тип транспортного средства;
- расценки организации.
Максимальную цену за прохождение ТО устанавливает региональная власть. Тарифы формируются по определенным правилам, ознакомиться с которыми можно в главе 3 статьи 16 Федерального закона №170. На основании максимальной цены, пункты техосмотра уже сами устанавливают свои окончательные цены.
Вид транспорта |
Цена, рублей |
|
---|---|---|
Москва | Санкт-Петербург | |
Легковой | 720 | 881 |
Грузовой (грузопдъемность более 12 т.) | 240 | 273 |
Мотоцикл | 1630 | 1997 |
В других регионах цены несколько ниже и составляют от 300 до 700 рублей для легковых автомобилей и 600 — 1000 для грузовиков. Более точную цену надо узнавать на станции прохождения техосмотра.
Цена за прохождение платится напрямую организации, которая проводит осмотр, по банковским реквизитам. Оплачивать дополнительную пошлину не требуется.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Операторы техосмотра обязаны передавать в систему ЕАИСТО фотографию ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование (с указанием координат места нахождения ТС), дату и время начала и окончания технического диагностирования. Диагностические карты по общему правилу оформляются в электронном виде. Помимо этого:
- к полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра отнесено вынесение операторам техосмотра предписаний об устранении выявленных нарушений;
- предусматривается, что одним из требований аккредитации в сфере техосмотра является наличие производственно-технической базы, соответствующей требованиям, установленным Минтрансом России;
- вводится обязанность оператора техосмотра осуществлять расчет пропускной способности каждого пункта техосмотра в соответствии с методикой (при этом количество проведенных техосмотров не может превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов техосмотра, более чем на 5%);
- закрепляются положения о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением техосмотра ТС (плановые проверки операторов техосмотра не предусмотрены).
Как оформить карту: пошаговая инструкция
Чтобы получить диагностическую карту:
- Выберите станцию технического осмотра.
- Пройдите обследование. Некоторые СТО просят записаться заранее, поэтому лучше уточнить этот момент по телефону. С собой понадобится иметь паспорт владельца, ПТС, свидетельство о регистрации авто и водительское удостоверение.
Автомобиль загонят на специальный стенд. Специалист СТО проведет осмотр основных узлов, систем и агрегатов, в том числе:
- тормозных систем и рулевого управления;
- обзорных, световых, очистительных и омывательных элементов;
- систем двигателя;
- шин и колес;
- иных обязательных элементов, например государственных номерных знаков.
- Предъявите специалисту огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки.
- После оплаты услуг специалист выдаст готовую диагностическую карту, с которой можно отправляться делать страховку.