Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров

Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).

Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.

Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).

Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.

Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).

Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.

Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).

Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).

Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.

Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).

Получение результатов медосмотра

Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.

Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Читайте также:  Переход на электронный документооборот с 1 января 2023 года

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Читайте также:  ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Ответственность за невыплату заработной платы

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

  • самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
  • направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Требования к организации, проводящей медосмотры

Одно из главных требований для медицинских учреждений на 2020 год – наличие лицензии, позволяющей заниматься соответствующим видом проверки. Персоналу требуется получить допуск к осмотрам, а также пройти специализированные курсы. В любом случае специалисты должны иметь подтверждающие дипломы и прочие подобные документы. Иначе пройти осмотр законно не получится.

Сами помещения, где проводят осмотры, должны состоять не менее чем из двух комнат. В одной организуют сами осмотры, в другой – отбирают биологические пробы. Ранее уже писалось, обязателен ли осмотр для всех.

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей — видео:

Из списка необходимого оборудования стоит выделить следующие приспособления:

  1. комната с приспособлениями для отбора биологических материалов;
  2. сумки, внутри которых есть полный набор медикаментов, чтобы оказать неотложную помощь;
  3. медицинские шпатели, не меньше 10 штук;
  4. столики, где оборудование хранится;
  5. алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (их должно быть от 2 до 10 штук в постоянном запасе);
  6. прибор, измеряющий количество паров в воздухе;
  7. термометры с приборами, определяющими давление;
  8. письменные столы, стулья, настольные лампы, шкафы для одежды, вешалки для верхней одежды, напольные коврики, сейфы;
  9. Медицинские кушетки и др.
Читайте также:  Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ ).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).

Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА

Проведение медицинского освидетельствования водителей происходит в несколько шагов. Это помогает полноценно оценить состояние и самочувствие водителя, удостовериться в его способности управлять вверенным транспортным средством. Порядок проведения осмотра утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. При очном контакте он проходит следующим образом:

  • Озвучивание имеющихся жалоб у пациента: наличие симптомов, связанных с развитием заболеваний, недомогание и т.д.
  • Фиксирование медицинским сотрудником анамнеза обследуемого.
  • Проведение внешнего осмотра с целью изучения наличия травм, видимых повреждений. В расчет берется состояние слизистых оболочек, движения, походка, общий внешний вид.
  • Использование приборов для измерения показателей пульса, температуры и давления.
  • Проведение тестирования на присутствие алкоголя.
  • Использование экспресс-теста для анализа присутствия наркотических веществ.

Для последнего пункта необходимо заполнение особого протокола, отмечающего все данные, касающиеся тестирования. К ним относится:

  • Дата проведения обследования.
  • Личные данные обследуемого: ФИО и год рождения.
  • Полное название организации.
  • Время проведения теста.
  • Сведения о сотруднике, проводящем тестирование.
  • Информация об используемом тесте: название фирмы-изготовителя, указание продавца, допустимого срока годности, а также серия и номер.
  • Прописывается причина проведения тестирования.
  • Результат организованного теста.

Заполненный документ медицинский сотрудник заверяет собственной подписью. Обследуемый сотрудник также должен заверить документ, гласящий, что исследование взятой мочи проводилось в его присутствии, а сам работник был уведомлен о результатах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *