Получите консультацию прямо сейчас!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получите консультацию прямо сейчас!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица (руководители, их заместители и иные должностные лица) органов исполнительной власти в пределах полномочий, определенных гл. 23 КоАП РФ. Указанные должностные лица вправе также составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемым ими делам. Помимо этого они могут составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ. Так, органы внутренних дел (полиция) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и др.

Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях

Однако КоАП РФ предоставляет право составлять протоколы об административных правонарушениях и другим должностным лицам федеральных государственных органов и организаций (ч. 2, 3, 5 ст. 28.7). В частности, к ним относятся должностные лица органов и организаций, которые не обладают компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это, например, контрольно-надзорные органы, которые в силу служебных обязанностей должны оперативно реагировать на факты нарушения правил, находящихся в сфере их компетенции, и поэтому обладают правом возбуждать дела об административных правонарушениях и затем направлять их по подсудности или подведомственности. К таковым относятся, например, органы в области банкротства и финансового оздоровления, органы управления архивным фондом, органы ведомственной охраны, внутренних войск и др. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, которые они не уполномочены рассматривать, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Следовательно, круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, значительно уже круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об этих нарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ. К ведению субъектов РФ относится также определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях

Прокурор как один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.

Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. ст. 30.10, 30.11 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о его возбуждении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1—30.19 КоАП РФ.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4—30.19 КоАП РФ.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются по месту их совершения либо по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (ст. 29.5).

Читайте также:  Доплата к пенсии северянам в 2023 году

Участие прокурора в арбитражном процессе предусмотрено ст. 52 АПК РФ. Участие прокурора в гражданском процессе регулируется ст. 45 ГПК РФ.

Какие административные дела рассматривает арбитражный суд?

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к ответственности индивидуальных предпринимателей или организаций за правонарушения в сфере их коммерческой деятельности, а также дела об оспаривании постановлений о привлечении их к подобной ответственности.

Участников экономической деятельности привлекают к административной ответственности за совершение нарушений, предусмотренных КоАП РФ (а именно ст. ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.7, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1, 2 ст. 19.19).

Заявителями в данном случае являются уполномоченный государственный орган или должностное лицо, имеющее право оформлять протокол об административном правонарушении.

Решая вопрос о привлечении к ответственности, суд должен установить:

  • факт события нарушения
  • виновность
  • обоснованность составления протокола
  • факты, смягчающие или отягчающие ответственность
  • достаточно ли полномочий у лица, оформляющего протокол
  • возможность альтернативной ответственности.

О привлечении к ответственности юридических лиц и должностных лиц

В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

  1. В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении входят в предмет доказывания и подлежат выяснению:
  2. наличие события административного правонарушения;
  3. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  4. виновность лица в совершении административного правонарушения;
  5. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  6. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  7. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  8. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
  9. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
  10. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
  1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  2. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  3. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  4. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  5. Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
  6. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  7. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
  8. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  9. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  10. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ настоящего Кодекса;
  11. оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
  12. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Читайте также:  Срок возврата налогового вычета: когда налоговая должна перечислить деньги

Статья 23 КоАП РФ регулирует вопросы разграничения подсудности дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к полномочиям судей. Разграничение проведено между полномочиями судов общей юрисдикции, а также между полномочиями судов общей юрисдикции, арбитражных судов и военных судов.

Рассмотрение дел персональной подсудности в лице совершивших административное правонарушение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, отнесено к подсудности судей гарнизонных военных судов.

Вообще в судебной практике мировых судей преобладают правонарушения в области дорожного движения и приблизительно одинаковое количество правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности.

В числе прочих дел об административных правонарушениях мировые судьи рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв.

Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обладают правами и полномочиями федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленными Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба осуществляет указанные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы. Федеральной службой осуществляется лицензирование деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом; государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и нормативных технических актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Согласно п. 44 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уполномочены составлять протоколы в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 2-4 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ.

Военные комиссариаты — это отдельная структура органов, ведущих расследования административных дел, связанных с неисполнением военно-мобилизационных обязанностей, а также сознательным уклонением от несения таковой или непредоставлением информации относительно лиц призывного возраста, — именно так указано в главе 23 КоАП РФ.

Важно отметить, что по указанному перечню правонарушений должностные лица военных комиссариатов имеют право не только возбуждать дела и вести их расследование, но еще и определять степень виновности конкретных лиц, а также назначать соразмерные наказания для них.

Кто в структуре военных комиссариатов имеет право на ведение расследований по делам об административных правонарушений? К числу таковых относятся начальники отделов, а также иных подразделений. Кроме того, этим занимаются военные комиссары. Все решения, принятые по расследованным делам, выносятся от имени комиссариатов.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:

  1. судьями (мировыми судьями);
  2. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  3. федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:

  • органы внутренних дел (милиция);
  • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • пограничные органы;
  • федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;
  • органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
  • органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
  • органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
  • органы рыбоохраны;
  • органы государственного энергетического надзора;
  • органы государственного горного и промышленного надзора;
  • органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;
  • органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • органы российской транспортной инспекции;
  • органы автомобильного транспорта;
  • органы морского транспорта;
  • органы внутреннего водного транспорта;
  • органы железнодорожного транспорта;
  • органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;
  • органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;
  • федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;
  • органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
  • органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • органы стандартизации, метрологии и сертификации;
  • органы государственной жилищной инспекции;
  • органы государственного архитектурно-строительного надзора;
  • органы регулирования естественных монополий;
  • органы валютного контроля;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.
Читайте также:  Работодателям запретили уменьшать зарплату на время испытательного срока

Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов — субъектов административной юрисдикции.

Как узнать, где и когда назначено заседание

Порядок рассмотрения административного дела в суде подразумевает, что вы присутствуете в зале. Если вы не явитесь на заседание, дело рассмотрят без вас, но закон подразумевает и возможность принудительного привода. Проблема заключается в том, что граждане не в курсе, на какую дату назначено разбирательство, даже если в полиции они подписали обязательство о явке.

Как узнать день заседания? В идеале о дате и времени вас уведомят извещением, но гражданам приходится ждать месяцами. Если вы долго не получаете бумагу, наводите справки самостоятельно:

  1. Согласно ст. 29.5 КоАП, административные нарушения рассматриваются мировым судом по месту их совершений. Чтобы уточнить нужную информацию, зайдите в канцелярию соответствующего отделения. Если вам ответили, что дело к ним не поступало, отправляйтесь в полицию и узнавайте, переданы ли материалы.
  2. В участке ответили, что бумаги направились в соответствующую инстанцию? Составьте письмо председателю суда в произвольной форме: укажите, что в полиции вы получили информацию о передаче материалов дела, но при попытках узнать дату и время заседания вам не предоставляют данные.

Не поддавайтесь искушению проигнорировать проблему и понадеяться, что она решится сама собой! Затянуть срок — худший вариант. Вам выгоднее написать заявление: оно подтвердит, что вы пытались получить информацию. Если заседание пройдет без вас, у вас появится причина обжаловать постановление.

Дату рассмотрения административного дела удастся узнать и на официальном сайте суда в графе «Судопроизводство». Поиск доступен по следующим данным:

  • номеру дела;
  • фамилии судьи;
  • вашим ФИО;
  • статье КоАП.

Способ не назвать надежным, поскольку информация размещается с опозданиями. Другим вариантом будет телефонный звонок в канцелярию, но эффективнее явиться лично.

Как проходит рассмотрение административного дела: описание этапов

Подготовились к заседанию, собрали документы, изучили материалы? В назначенный день приходите по указанному адресу за 30 мин. до времени, указанного в повестке. Ведь, если вы опоздаете, процедуру проведут без вас! Но будьте готовы, что придется подождать: мировые суды ежедневно рассматривают сотни дел об административных нарушениях. Например, в Вологде каждый месяц проходит 300 разбирательств, в связи с чем на одно и то же время назначают 2—3 заседания. Затем дела рассматриваются с поправкой на явку, поэтому вы заинтересованы прийти вовремя и присутствовать на процессе.

Вам понадобится паспорт: вы покажете его на входе в здание суда.

После того как вы явитесь, зайдите в кабинет секретаря вашего судьи и сообщите о прибытии. Нередки случаи, когда граждане робеют и стоят все заседание в коридоре, а их тем временем считают отсутствующими. Но чаще секретари выходят и спрашивают, кто явился по делу, называя его номер.

Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:

  1. Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
  • повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
  • основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
    Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
  • Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
  • Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
  • Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.
  • Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.

    Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:

        1. Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
        2. Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
        3. Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.

    Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:

      • протокол;
      • объяснения привлекаемого к ответственности лица;
      • документы и вещественные доказательства;
      • показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *