42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Когда назначается страховая пенсия

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Специфика правил определения размера страховой пенсии

В ст.15-17 Закона «О страховых пенсиях» содержится ряд правил, на основании которых определяется размер страховой пенсии. Для того чтобы рассчитать размер страховой пенсии по старости, важно использовать следующую формулу:

СПст = (ИПКСПК),

где СПст – это размер страховой пенсии по старости, ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Для того чтобы рассчитать ИПК, важно использовать следующую формулу:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) • КвСП,

где ИПКс – это индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, который был до 1 января 2015 г.; ИПКн – это индивидуальный пенсионный коэффициент за ряд периодов, которые были с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости; КвСП – это коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Для того чтобы определить ИПКс, важно использовать следующую формулу:

ИПКс = (П / 64,1 руб.) + Σ НПi,

где П – это размер страховой части трудовой пенсии по старости, в котором не учитывается фиксированный базовый размер страховой части данной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, который исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 г. на основании Закона «О трудовых пенсиях». Иными словами, для того чтобы определить размер данной пенсии, важно рассчитать размер трудовой пенсии по старости по ФЗ «О трудовых пенсиях». 64,1 руб. – это стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.; Σ НПi – это сумма коэффициентов, которые определяются за каждый календарный год по «иным периодам», которые были до 1 января 2015 г.

Замечание 5

Важно отметить, что НПi на основании общего правила за год равен 1,8, но существует ряд исключений:

  • 1,8 – относительно периода, когда один из родителей ухаживает за первым ребенком до того, как он достигнет 1,5 лет;
  • 3,6 – относительно периода, когда один из родителей ухаживает за вторым ребенком до того, как он достигнет 1,5 лет;
  • 5,4 – относительно периода, когда один из родителей ухаживает за третьим или четвертым ребенком до того, как он достигнет 1,5 лет.

Для того чтобы определить ИПКн, важно использовать следующую формулу:

ИПКн = ΣΗΠΚ/ + ΣΗΠ/,

где ΣΗΠΚi – это сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые определяются за каждый календарный год, которые при этом учитывают ежегодные отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ начиная с 1 января 2015 г.; ΣΗΠ/ – это сумма коэффициентов, которые определяются за каждый календарный год «иных периодов».

Для того чтобы рассчитать МПКi, важно использовать следующую формулу:

ИПК/= (СВгод,i/ НСВгод,i) • 10,

где СВгод,i – это сумма страховых взносов на пенсию по старости, которые начислены и уплачены в Пенсионный фонд РФ; НСВгод,i – это нормативный размер страховых взносов на данную пенсию, который рассчитывается в качестве произведения максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере и предельной величине базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Замечание 6

Важно отметить, что информация относительно стоимости одного СПК содержится в федеральном законе «О бюджете Пенсионного фонда РФ» на очередной год и плановый год.

Существует ряд ситуаций, когда необходимо применить КвСП:

  1. Страховая пенсия по старости назначается первый раз позже появления права на данную пенсию.
  2. Происходит отказ от получения установленной данной пенсии и последующее восстановление выплаты данной пенсии или назначение данной пенсии вновь.

Рассмотрим в таблице ряд размеров коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента во время исчисления размера страховой пенсии по старости:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на пенсию

Пенсия на общих основаниях

Досрочная пенсия

12

1,07

1,046

24

1,15

1,1

36

1,24

1,16

48

1,34

1,22

60

1,45

1,29

72

1,59

1,37

84

1,74

1,45

96

1,9

1,52

108

2,09

1,6

120

2,32

1,68

Порядок оформления страховой пенсии

Пенсия назначается на основании заявления и предоставления дополнительных документов и справок.

Для оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР с заявлением. К нему приложить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства;

  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие страховой стаж;

  • справку об инвалидности при наличии;

  • документы по потере кормильца при наличии (свидетельство о смерти, подтверждение иждивения и нетрудоспособности);

  • другие документы для досрочного выхода на пенсию при наличии.

Условия для выхода на страховую пенсию по старости в 2022 году

Общие условия выхода на пенсию указаны в ст. 8 ФЗ-400 (основного «пенсионного» закона, но есть и ряд других):

  • возраст 60 и 65 лет, общее правило — более серьезный возрастной ценз всегда устанавливается для мужчин;
  • 15 лет страхового стажа, то есть, когда с дохода отчислялись взносы на ОПС;
  • пенсионный коэффициент 30 и более. ПК насчитывается за год трудовой деятельности в зависимости от объема взносов и за некоторые нетрудовые периоды.

Это положение начнет в полной мере действовать в 2028 году, до этого момента установлен переходный, «льготный» период и его особые правила относительно условий назначения пенсии.

В первой половине 2022 года для выхода на пенсию нужны были следующие показатели:

  • возраст 61,5 и 56,5 лет;
  • стаж — 13 лет;
  • ПК не менее 23,4.

Во второй половине года и в следующем году выйти на пенсию смогут только те граждане, которые по какой-то причине не воспользовались данным правилом ранее. С 2024 года по 2028 год пенсионный возраста составит 58 лет и 63 года.

Могут ли отказать в пенсии по старости

Закон предусматривает выход на отдых, если у гражданина есть достаточное количество баллов. Они формируются за счет отчислений в ПФР от зарплаты. То есть, работодатель переводит часть денег в Пенсионный фонд за своих сотрудников, а специалисты этого фонда начисляют баллы. При этом выплаты, которые получает ПФР, идут на выполнение социальных обязательств перед действующими пенсионерами.

Читайте также:  Статья 1005 ГК РФ. Агентский договор

Сегодня многие успевают накопить необходимый трудовой стаж (20 для мужчин и 15 для женщин). Однако мало кто может успеть накопить баллы. Если получать зарплату, эквивалентную МРОТ, то их не хватит. Таким образом, требуется самостоятельно дополнительно производить взносы или приобрести недостающее количество баллов при выходе на пенсию. Это законно, надо только узнать, сколько их не хватает.

Документы для назначения пенсии по старости

Сотруднику ПФР понадобятся документы, чтобы назначить пенсию. Существует стандартный и расширенный их перечень. К стандартному относятся:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовую книжку.

Эти бумаги потребуются, чтобы получить трудовую пенсию. Однако есть дополнительный перечень, куда входят:

  • подтверждение работы на вредном производстве;
  • прохождение службы в ВМФ, войсках стратегического назначения или горячих точках;
  • бумаги, подтверждающие работу в медицинской, образовательной или иной сфере, которая дает возможность выйти на пенсию на 2 года раньше и при которой идет увеличенный стаж за каждый отработанный день;
  • подтверждение инвалидности и удостоверение инвалида.

Сроки, на которые назначаются государственные пенсии

  1. государственная пенсия за выслугу лет – бессрочно (для работников летно-испытательного состава – на время получения трудовой пенсии по старости (инвалидности)
  2. государственная пенсия по старости – бессрочно
  3. государственная пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно
  4. государственная пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно
  5. государственная социальная пенсия — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

Поэтапное увеличение пенсионного возраста для государственных гражданских служащих – ежегодно на 6 месяцев до достижения 65 лет мужчинами и 63 лет женщинами

Для назначения государственной пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы должен быть не менее 20 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2017 году он составляет 15 лет 6 месяцев и в течение 9 лет поэтапно, по 6 месяцев, увеличивается к 2026 году до 20 лет.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Увеличение составит то же количество лет, исходя из пола, при этом повышению подлежит именно возраст, с которого может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости соответствующей категории граждан. В отношении лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста (например, педагоги), пенсионный возраст определяется, исходя из даты в соответствующем календарном году, на которую гражданин приобрел требуемый стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента для определения права на страховую пенсию по старости.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ« О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Следует отметить, что увеличение требуемой продолжительности стажа федеральных государственных гражданских служащих при определении права на пенсию за выслугу лет и исчислении ее размера, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возраст, по достижении которого приобретается право на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (мужчины) Год приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ Возраст, по достижении которого приобретается право на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (женщины) Год приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ
60,5 в 2017 – родившиеся в I пол. 1957 г. 55,5 в 2017 – родившиеся в I пол. 1962 г.
в 2018 – родившиеся во II пол. 1957 г. в 2018 – родившиеся во II пол. 1962 г.
61 в 2019 56 в 2019
61,5 в 2020 – родившиеся в I пол. 1959 г. 56,5 в 2020 – родившиеся в I пол. 1964 г.
в 2021 – родившиеся во II пол. 1959 г. в 2021 – родившиеся во II пол. 1964 г.
62 в 2022 57 в 2022
62,5 в 2023 – родившиеся в I пол. 1961 г. 57,5 в 2023 – родившиеся в I пол. 1966 г.
в 2024- родившиеся во II пол. 1961 г. в 2024 – родившиеся во II пол. 1966 г.
63 в 2025 58 в 2025
63,5 в 2026 – родившиеся в I пол. 1963 г. 58,5 в 2026 – родившиеся в I пол. 1968 г.
в 2027 – родившиеся во II пол. 1963 г. в 2027 – родившиеся во II пол. 1968 г.
64 в 2028 59 в 2028
64,5 в 2029 – родившиеся в I пол. 1965 г. 59,5 в 2029 – родившиеся в I пол. 1970 г.
в 2030 – родившиеся во II пол. 1965 г. в 2030 – родившиеся во II пол. 1970 г.
65 В 2031 60 В 2031
60,5 в 2032 – родившиеся в I пол. 1972 г.
в 2033 – родившиеся во II пол. 1972 г.
61 в 2034
61,5 в 2035 – родившиеся в I пол. 1974 г.
в 2036 – родившиеся во II пол. 1974 г.
62 в 2037
62,5 в 2038 – родившиеся в I пол. 1976 г.
в 2039 – родившиеся во II пол. 1976 г.
63 в 2040

Досрочное назначение пенсии

Для работников отдельных категорий были предусмотрены дополнительные льготы в виде права на досрочное оформление на пенсию. Данные привилегии были сохранены и после увеличения возрастных рамок. Однако сроки обращения за пенсионными выплатами также были скорректированы чиновниками.

Итак, досрочные государственной пенсии назначаются:

  1. При наличии стажа в особых климатических условиях. Например, за труд в районах Крайнего Севера, либо на территориях, приравненных в РКС.
  2. За работу на опасных, вредных производствах или в тяжелых условиях труда.
  3. За выслугу лет в отдельных профессиях, должностях (например, медицинские или педагогические работники).
  4. При наличии исключительных факторов, определенных в статье 32 закона № 400-ФЗ. Например, родившие и воспитавшие трех и более детей.

Что нового по пенсионному возрасту на сегодня: новый пенсионный возраст в 2022 году в России

Одним из основных условий для назначения страховой пенсии по старости в России в 2022 году является достижение пенсионного возраста, установленного соответственно для женщин и мужчин. В связи с принятием закона о повышении пенсионного возраста общеустановленные значения были повышены — с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 для мужчин.

Отдельным категориям граждан пенсия назначается досрочно, раньше общеустановленных нормативов возраста. Такие льготы предоставляются в связи с тяжелыми, опасными условиями труда, а также по определенным социальным мотивам. К примеру:

  • работающим в районах Крайнего Севера;
  • во вредных условиях;
  • педагогическим и медицинским работникам;
  • многодетным матерям и так далее.

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.

Читайте также:  Облицовка пандуса плиткой смета

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

При этом:

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.

3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);

4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).

5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).

6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.

7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.

.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014

8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.

9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.

10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.

11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //

12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.

Читайте также:  Размер удержания из пенсии по исполнительному листу

13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.

Новый закон и другие изменения 2015 года

В январе 2015 года вступили в силу изменения принятого ранее Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № ФЗ-400. Новое пенсионное законодательство установило следующую структуру пенсионного обеспечения по старости:

  1. Фиксированная выплата — является минимальной гарантией пенсионного обеспечения граждан, которым назначена страховая пенсия.
  2. Страховая пенсия — финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых в ПФР на страховую часть пенсии.
  3. Накопительная пенсия — финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых в ПФР на накопительную часть пенсии.

Важным нововведением стал обновленный принцип расчета пенсий, который начал базироваться на пенсионных баллах и коэффициентах, число которых у каждого конкретного гражданина будет определяться исходя из:

  1. общего трудового стажа (то есть суммарного количества лет, в течение которых человек непосредственно занимался трудовой деятельностью);
  2. возраста выхода на пенсию (к лицам, которые по достижении пенсионного возраста продолжают работать, применяются специальные бонусные коэффициенты, благодаря чему в дальнейшем при выходе на пенсию они смогут рассчитывать на повышенный размер как фиксированных выплат, так и страховой части – подобным образом стимулируется продолжение трудовой деятельности);
  3. размера заработной платы (речь идет именно об официальной зарплате, с учетом которой работодатель переводит страховые отчисления);
  4. количества, продолжительности и типа нестраховых периодов жизни гражданина. Если человек не работал без причины, то пенсионные баллы за этот период ему начисляться не будут, однако если он не устраивался на работу в силу определенных жизненных обстоятельств (временная нетрудоспособность, служба в армии, уход за детьми или родственником-инвалидом и т.д.), начисление баллов прекращаться не будет.

Кроме того, вышеупомянутый закон предусматривает поэтапное повышение величины страхового стажа, который необходим для назначения пенсии по старости. В 2015 году эта цифра равнялась 6 годам, и каждый последующий год она повышалась. Так, к 2025 году планируется подойти к отметке в 15 лет необходимого стажа.

Аналогичная ситуация с минимально допустимыми требованиями к ИПК. Если в 2015 году достаточным являлся коэффициент 6,6, то к 2025 году пенсия будет доступна только лицам, имеющим ИПК не ниже 30.

Остался прежним лишь пенсионный возраст. Предложения по его увеличению также озвучивались, но данный вопрос остался на стадии рассмотрения.

Условия назначения пенсии по старости

Условия назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях

Определяющее значение для пенсионного обеспечения по старости имеет Закон о трудовых пенсиях. Право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия на общих основаниях назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Краткость и простота формулирования обязательных требований, определяющих право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях, не исключают сложность и дискуссионность проблем, связанных с этими условиями.

Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости

Российское пенсионное законодательство предусматривает не только общее правило назначения трудовой пенсии по старости, но и значительное число исключений из общего правила, которые объединяются понятием «досрочные пенсии по старости». Это трудовые пенсии, которые назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях (т. е. 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Досрочные пенсии представляют собой особое явление в отечественной системе пенсионного обеспечения. Их появление связано с длительным развитием пенсионного законодательства, отсутствием до настоящего времени профессиональных пенсионных систем. Нельзя считать это явление однозначно негативным. Пенсионное обеспечение на профессиональной основе за длительную профессиональную деятельность в ряде случаев имеет объективные основания и правомерно существует в отечественной пенсионной системе. Проблема связана с источником финансового обеспечения досрочных пенсий.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *