Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому запрещено заниматься педагогической деятельностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нашем блоге мы периодически обсуждаем трудоустройство различных категорий граждан. Были и несовершеннолетние, и стажеры, и трудоспособные инвалиды. На фоне этого мы не можем упустить из виду достаточно обширный контингент граждан, имеющих действующую или погашенную судимость.
Трудоустройство при наличии судимости?
- Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, связанные с судимостью (статья 86 УК РФ).
- При заключении трудового договора существуют гарантии, предусмотренные статьей 64 Трудового кодекса РФ, а именно запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, не допускается какое бы то было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, семейного, социального положения, возраста, места проживания, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качества работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
- Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
- Судимость является препятствием к трудоустройству и предусмотрено это определенными нормативно-правовыми актами.
Так, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (статья 351.1 ТК РФ). Также с детьми не могут работать лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (статья 331 ТК РФ).
Почему?
Исходя из данных неофициальных источников, на сегодняшний день в России проживает около 20% населения, которые в разное время были осуждены по уголовной статье.
Кто-то из них до сих пор отбывает наказание в «местах не столько отдаленных», кто-то находится на свободе и продолжает заниматься противоправной деятельностью, кто-то же встал «на путь исправления» и пытается наладить свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами.
Ручаться за количество именно таких граждан будет, как минимум, опрометчиво – статистику, даже неофициальную, никто не ведет (хотя стоило бы). Разумеется, каждому из них когда-то пришлось столкнуться со сложностями при трудоустройстве на работу.
Сегодня мы постараемся рассказать об этом, а также укажем на те сферы деятельности, где ранее осужденным гражданам путь закрыт навсегда.
Конституционный суд ответил на вопрос: могут ли преподавать учителя с судимостью. Новости. Первый канал
18 июля Конституционный суд определял соответствие основному закону нормы о запрете заниматься педагогической деятельностью всем учителям, имеющим судимость. Из-за изменения в законодательстве многие учителя лишились работы.
КС постановил: тяжкие преступления по-прежнему закрывают дорогу в школу бессрочно и безусловно. Но есть и другие случаи.
Поэтому законодатели должны составить конкретный и полный перечень статей, навсегда лишающих педагогов права на преподавание.
До самой последней минуты в Конституционном суде спорили, каким будет решение по делу. Пришлось даже на час задержать начало заседания: уж очень неоднозначными оказались человеческие истории, с которыми столкнулись судьи.
Преподаватель русского языка и литературы, победитель городского конкурса «Учитель года», лауреат премии 2012 года «За нравственный подвиг учителя», сегодня Юрий Сипинев без работы. Крест на профессии поставила история семилетней давности. Тогда сын Юрия, избитый одноклассниками, попал в больницу с сотрясением мозга.
Разгневанный отец разобрался с обидчиками совсем не педагогическими методами — он ударил их ремнем. Юрия оштрафовали по уголовной статье за избиение на 15 тысяч рублей. О той истории, казалось бы, давно забыли, но поправки в Трудовой кодекс в 2012 году заставили учителя уволиться.
Закон запретил работать в школе тем, у кого была судимость, и срок давности значения не имеет.
20 лет назад Константин Щербина всего лишь сделал замечание старшеклассницам, которые беседовали посреди проезжей части. Воспитательный процесс сопровождался крепкими словечками. Константина Щербину приговорили к штрафу по уголовному обвинению в оскорблении.
За прошедшие годы педагог стал директором спортивной школы, получил звание заслуженного работника физической культуры, его воспитанники завоевали десятки наград на самых разных спортивных соревнованиях, но летом 2012 пришлось уволиться, потому что приняли поправки в Трудовом кодексе, и ему запретили работать.
Закон одинаково наказал и мурманскую учительницу Ольгу Крикливенко, которая 12 лет назад подралась с бывшим мужем из-за алиментов, и директора школы в Курской области, который 30 лет назад был осужден за групповое изнасилование. Такая уравниловка вызвала негодование.
«Я ужасно возмущен и рад, что мне предоставлена такая возможность сказать нелестные слова о том законе, который под одну гребенку ставит блистательных учителей… Мы все не без недостатков, что-то может случиться в любой жизни», — уверен заслуженный учитель России Олег Парамонов.
Исключения закон сделал лишь для имущественных преступлений. Воры и мошенники преподавать все же могут. И во всех этих коллизиях пришлось разбираться конституционным судьям. Они обратили внимание и на то, что поправки нарушили принцип презумпции невиновности. Запрет на профессию вводился даже для тех, кто всего лишь попал под следствие.
В итоге решение судей оказалось неоднозначным. С одной стороны, для тех, кто совершил тяжкие, особо тяжкие преступления, а также был наказан по статьям о педофилии, действующие запреты остаются в силе. С другой стороны, судьи отметили: за мелкие проступки и правонарушения, расплачиваться всю жизнь учителя не должны.
«Ну, произошло много лет назад небольшое преступление, но они работают добросовестно — ну разве так можно, просто формально взять и прекратить трудовые отношения, которым они посвятили жизнь», — считает судья Конституционного суда РФ Владимир Ярославцев.
Окончательное решение могут принимать родители или педагогический совет школы. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока Государственная дума не примет необходимые изменения в Трудовой кодекс.
Где работать можно, но не всегда дают?
Очевидно, что сфера коммерческой деятельности «по Закону» является пристанищем для бывших заключенных, однако это не совсем так. В советское время считалось, что после оглашения приговора гражданам ставились в их паспорта штампы о том, что они осуждены и пока какой статье. Неизвестно, почему бытовала эта легенда, т.к. такой практики не существовало, если не брать во внимание то, что у осужденных менялся адрес прописки (указывался адрес тюрьмы). Ни тогда, ни сейчас по формальным признакам невозможно определить, был ли судим человек, или же нет – данные сведения содержатся исключительно на серверах МВД, ФСБ и прочих структур схожего назначения. На фоне этого бывший уголовник ничем не отличается от обычного гражданина и имеет право отправлять резюме в любую коммерческую организацию по своему усмотрению. Исходя из рассказов наших коллег, было множество случаев, когда к ним обращались люди с погашенной судимостью, успешно проходили первичные и финальные собеседования, но так и не были трудоустроены по причине того, что служба безопасности компании выявляла их «темное прошлое». Как правило, даже самые высококлассные специалисты могут остаться «за бортом» именно в ходе проверки СБ. Более того, работодатель даже не считает нужным объяснять причину своего отказа, предпочитая просто с таким соискателем не связываться. В отдел снабжения едва ли возьмут человека, осужденного ранее по «воровским» статьям, охраннику не выдадут лицензию, если в его прошлом был опыт «разбоя» и т.д. Текущие предписания трудового законодательства позволяют гражданам обжаловать решение работодателя, затребовав у того письменное разъяснение причин отказа. Проблема заключается в том, что дирекция фирмы всегда может «съехать» на несоответствие квалификации соискателя на претендующую должность. При желании с такой формулировкой можно побороться в суде, однако, если быть реалистами, едва ли кто-то захочет этим заниматься.
Ввиду этого мы делаем вывод, что именно общество чинит препятствия для бывших осужденных. Не желая подвергать себя гипотетической опасности, директора предпочтут трудоустроить «чистого» сотрудника. С такими темпами нам никогда не удастся снизить уровень безработицы до минимума.
По завершении нашей статьи мы хотим попросить каждого ее прочитавшего ответить себе всего лишь на один вопрос: «Готовы ли вы принять на работу человека с погашенной судимостью, будь вы правомочны в принятии этого решения»? Признаться, автор этой статьи сам не может ответить на него однозначно. С одной стороны приходит понимание того, что, в первую очередь, важно смотреть на личные и профессиональные качества человека, а уж потом только на его прошлое. Правильно-то правильно, но насколько легко это сделать? К большому сожалению, в нас до сих пор живет убеждение, что тюрьма не делает людей лучше, не исправляет их, а только вовлекает их в ту среду, которую принято считать преступной. Но, как говорится, нет дыма без огня… С пустого места так бы судить не стали.
Благодарим за внимание.
Комментарий к статье 331 ТК РФ
1. Педагогическая деятельность — это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в соответствующих образовательных организациях.
2. Порядок определения образовательного ценза, который является условием допуска к педагогической деятельности, установлен в ст. 46 Закона об образовании, согласно которой право на занятие указанной деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
3. Квалификационные требования установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.
4. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.
5. Для работы в образовательных организациях определенных типов и видов требуется не только образование соответствующего уровня, но и специальная подготовка. Так, образовательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанной организации, что предусмотрено в п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.
6. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет — в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).
Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК.
7. Согласно комментируемой статье к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие в прошлом судимость за отдельные преступления, к числу которых относятся: преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ), а также лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение указанных преступлений.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» признаны противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 данной статьи и ст. 351.1 ТК:
— в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;
— в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;
— в той мере, в какой данные законоположения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
Как работодателю узнать, что сотрудник судим?
Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.
Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.
Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств: лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях. — решение суда должно еще не вступить в законную силу;
— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;
— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.
Другой комментарий к статье 331 Трудового Кодекса РФ
Дифференциация трудового законодательства предполагает установление специальных норм для регулирования труда некоторых категорий работников. К таким специальным нормам относятся ст. ст. 331 — 336 ТК, закрепляющие особенности правового регулирования труда педагогических работников.
Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов и учащихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания молодежи, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 . В связи с этим важное место в Национальной доктрине образования отведено педагогическим кадрам и педагогической деятельности.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.
Комментируемая статья определяет объем требований образовательного ценза для лиц, допускаемых к педагогической деятельности. Этот образовательный ценз установлен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (в ред. от 10.03.2009) , предусмотрено, что на педагогическую работу в общеобразовательных учреждениях принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2005. N 7. Ст. 560; 2006. N 2. Ст. 217; 2007. N 31. Ст. 4082; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.
Такого же рода требования установлены п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 , п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 (в ред. от 10.03.2009) , и др. Следовательно, наличие определенного образовательного ценза является общим и непременным условием реализации права на занятие педагогической деятельностью.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4432.
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.
Наряду с общими требованиями могут устанавливаться особые или специальные требования, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности в соответствующих типах образовательных учреждений. Например, п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (в ред. от 10.03.2009) , требует наличия подготовки в области коррекционной педагогики либо соответствующей переподготовки по профилю коррекционного образовательного учреждения. Следует отметить, что Закон РФ «Об образовании» отнес установление образовательного ценза педагогических работников к исключительной компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов, равно как и регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях (ст. 28).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1326; 2000. N 12. Ст. 1290; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2005. N 7. Ст. 560; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.
Общие и специальные требования к профессионально-педагогической квалификации для занятия педагогической деятельностью определяются в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования.
Наличие соответствующего образования устанавливается на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, а также документов о повышении специальной или психолого-педагогической квалификации.
Требования об образовательном цензе в действующих типовых положениях об образовательных учреждениях разных типов в настоящее время предусматривают, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (например, п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521; п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543; п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71).
При замещении ряда педагогических должностей помимо соответствующего высшего или среднего профессионального образования могут предъявляться специальные требования к соответствию специальности профилю педагогической деятельности. Так, например, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, как правило, должны иметь высшее дефектологическое образование; педагоги- психологи — среднее или высшее психологическое образование или педагогическое образование с дополнительной специальностью «психология».
Для занятия должностей, отнесенных к руководящему составу вузов и их структурных подразделений, а также должностей профессорско-преподавательского состава вузов квалификационные требования на протяжении длительного времени предъявлялись в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.11.1992 N 34 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников бюджетной сферы Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации» (приложение N 2). Этот документ утратил силу с 1 декабря 2008 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 и изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 .
———————————
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 17.12.2010) // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; N 40. Ст. 4544; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104.
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 2.
Допуск к работе лиц с погашенной c судимостью
В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.
Для того чтобы ранее судимому сотруднику получить допуск к работе с детьми, ему нужно написать заявление в произвольной форме и приложить к нему ряд документов, на основании которых и будет сделан вывод, может сотрудник работать с детьми или нет. У комиссии есть 30 дней на принятие решения (п. 10 Постановления № 796). В случае необходимости проверки представленных документов этот срок может быть увеличен еще на 30 дней (абз. 4 п. 11 Постановления № 796). Примечательно, что работнику необязательно лично подавать это заявление, присутствовать на заседании и приезжать за получением решения комиссии (п.п. 7, 15 и 28 Постановления № 796). Хотя личное присутствие работника на заседании ему только на руку: он сможет дать пояснения комиссии, если у нее есть какие-то сомнения в отношении его кандидатуры. Такой документ сотрудник должен представить работодателю как при приеме на работу, так и впоследствии, если проблемы с законом возникли в процессе работы. Проверить достоверность предоставленного решения довольно легко. Во-первых, информация о решении комиссии публикуется в интернете на официальном сайте регионального правительства (п. 30 Постановления № 796). Во-вторых, оно оформляется на специальном бланке, форма которого приведена в Постановлении № 796.
Запрет на занятие педагогической деятельностью. Изменения в законодательстве
- 10 марта 2015
- 1236
Чернов С.В.
Российское законодательство, регулирующее право на занятие педагогической деятельностью, находится в постоянной динамике. С течением времени изменяется отношение общества и государства к некоторым деяниям. Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ1 (далее – УК РФ) утрачивают силу и становятся историей. При этом новые составы преступлений, свойственные современному этапу развития общества, пополняют уголовный закон.
Вместе с уголовным законодательством изменяется и трудовое законодательство в части установления запрета на занятие педагогической деятельностью определенным категориям граждан.
В зависимости от трансформации законодательства первоначальный текст ст. 331 ТК РФ в части, регулирующей право на занятие педагогической деятельностью, значительно изменился.
Неизменным остались требования о запрете допуска к педдеятельности для лиц, которым такой запрет прямо установлен решением суда, и лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Другие нормы, устанавливающие такие требования, претерпели значительные изменения.
К сведению педагога-психолога
Для лучшего понимания, кто имеет право на занятие педагогической деятельностью, следует пояснить, что особенная часть УК РФ (часть, в которой собраны составы конкретных преступлений) состоит из разделов. Разделы состоят из глав. В главах собраны составы законопреступлений определенной направленности.
Так, например, в главе 17 УК РФ предусмотрены преступления против свободы, чести и достоинства личности. В указанную главу входят законопреступления, предусмотренные:
- ст. 126. Похищение человека;
- ст. 127. Незаконное лишение свободы;
- ст. 127.1. Торговля людьми… и др.
В абзаце 2 ст. 331 ТК РФ собраны названия глав УК РФ. Таким образом лицо, совершившее преступление, которое предусмотрено статьей, входящей в главу УК РФ, которая, в свою очередь, предусмотрена абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, лишается права на занятие педагогической деятельностью.
Отражается ли на абитуриенте судимость его близких родственников?
Раньше при поступлении на учебу в ВУЗы, подведомственные МВД, ФСБ и иным правоохранительным структурам, тщательно проверяли автобиографию абитуриента. Если выяснялось, что в его «родовом дереве» есть лица с судимостью, то он просто не проходил конкурсный отбор. Сегодня ситуация иная. Даже если у Вас есть родственник «с темным прошлым», не стоит расстраиваться. Это не значит, что у Вас нет шансов поступить в ВУЗ.
В настоящее время важно, чтобы у самого абитуриента не было судимости, если он подает документы в «правоохранительное» образовательное заведение. Если у кого-то из родственников имеется судимость, то он не является преградой при зачислении в ВУЗ. Судимость близкого родственника может вызвать лишь вопросы к абитуриентам со стороны проверяющих лиц.
Абитуриент не должен скрывать фактов, связанных с наличием судимостей. Если он скроет данную информацию от может вызвать подозрения у проверяющих и приемной комиссии, администрации образовательного заведения.
Таким образом, Если абитуриент – добропорядочный и законопослушный гражданин, но никаких ограничений и преград в поступлении в ВУЗ у него не будет. Притом наличие проблем с законно у близких родственников не должно сказываться на жизни поступающего.
Увольнение педагога за судимость
Королёва Светлана Олеговна
Стаж юридической работы с 2000 г.
Регистрационный номер 77/2882 в реестре адвокатов г.Москвы
Председатель Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи»
Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, в том числе правовой анализ договоров. Ведение гражданских дел в арбитражных судах всех инстанций.
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Баклагова Оксана Сергеевна
Стаж юридической работы с 2004 г.
- Регистрационный номер в реестре адвокатов 50/5434.
-
Специализация:
Представление интересов в арбитражных судах, судах общей юрисдикции. -
Награды:
Диплом адвокатской палаты Московской области.
задать вопрос адвокату
Васильев Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 2000 г.
- Регистрационный номер 50/9818 в реестре адвокатов Московской области
-
Образование:
Закончил Самарскую гуманитарную академию в 2000 году. -
Специализация:
— криминалистика
— уголовное право
— уголовный процесс - — уголовно-исполнительное право
С 2002 года работал в следственных органах системы МВД России на разных должностях, начиная от районного следователя до руководителя следственного подразделения Приволжского Федерального округа МВД России.
Подполковник юстиции
задать вопрос адвокату
Васильева Людмила Павловна
Стаж юридической работы с 1996 г.
Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/6583.
Основные направления деятельности:
Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, претензионно-исковая работа, ведение дел в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах РФ различных инстанций, в т.ч.:
Награды:
Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 20.03.2008г. №4.
задать вопрос адвокату
Стаж юридической работы с 1990 г.
Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы
Специализация:
Области гражданского права (гражданские, наследственные, жилищные и прочие правовые вопросы), опыт ведения уголовных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и у мировых судей г. Москвы и Подмосковья.
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы, Почетная грамота Палаты адвокатов Российской федерации.
задать вопрос адвокату
Гостева Светлана Николаевна
Стаж юридической работы с 1990 г.
- Регистрационный номер 77/8940 в реестре адвокатов г. Москвы
-
Специализация:
Ведение гражданских дел, связанных со спорами по вопросу получения наследственного имущества, а именно, представление интересов клиента в судах общей юрисдикции всех инстанций. -
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Дмитриев Алексей Геннадьевич
Стаж юридической работы с 2004г.
Регистрационный номер 50/5587 реестре адвокатов Московской области
Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, правовой анализ договоров, сопровождение сделок. Ведение гражданских дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим категориям дел.
Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.
задать вопрос адвокату
Дубинец Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 1985г.
- Регистрационный номер 77/679 в реестре адвокатов г.Москвы
-
Специализация:
— криминалистика,
— криминально-уголовное право - — уголовный процесс.
Награды:
Почетная грамота Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Юбилейный нагрудный знак «150 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЕ». Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Стаж юридической работы с 2005
- Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/7438
-
Специализация:
— устные и письменные консультации;
— составление правовых документов (договоров, соглашений, претензий, заявлений и др.);
— ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных дел в арбитражных судах; - — оформление прав на недвижимое имущество, в том числе в судебном порядке.
Награды:
Почетная грамота КАМ ЮрПрофи
задать вопрос адвокату
Захарова Ирина Викторовна
Стаж юридической работы с 2001г.
Регистрационный номер 77/4184 в реестре адвокатов г. Москвы
Специализация:
Защита в рамках уголовного дела на всех стадиях процесса – доследственная проверка и оперативно-розыскные мероприятия, дознание, следствие, суд, апелляция, кассация, надзор (в том числе есть опыт прекращения уголовных дел за примирением сторон, по сроку давности, переквалификации и прекращения по амнистии, получения оправдательного приговора).
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы. Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской…
задать вопрос адвокату
Казаков Алексей Леонидович
Стаж юридической работы с 1990 г.
- Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/6770
-
Специализация:
— Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам
— Защита интересов по административным и уголовным делам - — Арбитражные споры.
Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации». Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан».
задать вопрос адвокату
Стаж юридической работы с 1992 г.
Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы
Специализация:
Гражданское, корпоративное, семейное, жилищное, административное, уголовное право. Арбитраж, суды общей юрисдикции, следственные и административные органы.
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Кудряшов Константин Александрович
Стаж юридической работы с 2007 г.
Регистрационный номер 77/10951 в реестре адвокатов г. Москвы.
Специализация:
— Уголовное право.
— Судебные споры.
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Лаврова Елена Анатольевна
Стаж юридической работы c 2008 г.
Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/11531
Специализация:
— Устные и письменные консультации.
— Защита по уголовным делам на предварительном следствии и в суде.
— Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, у мировых судей.
Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Лясковский Илья Константинович
Стаж юридической работы с 2001г.
- Регистрационный номер 77/9153 в реестре адвокатов Москвы
-
Специализация:
— дела о банкротстве;
— споры из договоров лизинга;
— защита прав на фирменные наименования, доменные имена; - — жилищные споры.
Награды:
Грамота НО Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи».
задать вопрос адвокату
Мосягина Светлана Владимировна
Стаж юридической работы с 2002 г.
Регистрационный номер 50/9802 в реестре адвокатов Московской области
Окончила Московскую Академию Экономики и Права по специальности «Юриспруденция»
Юридический стаж с 2002 года
Опыт работы:
2002-2010 г. — служба в органах внутренних дел.
2012 -2013 г. — стажёр адвоката,
в июле 2020 г. — получила статус адвоката
Специализация:
задать вопрос адвокату
Орлов Алексей Анатольевич
Стаж юридической работы с 1998 г.
- Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/819
-
Специализация:
— уголовные дела;
— обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц; - — дела из административных правоотношений.
Награды:
Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.
задать вопрос адвокату
Рыжова Наталья Викторовна
Стаж юридической работы с 1995 г.
- Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/7529
-
Специализация:
Гражданское право. -
Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.
задать вопрос адвокату
Стаж юридической работы с 1980 г.
- Регистрационный номер 50/5850 в реестре адвокатов Московской области
- Доктор юридических наук, член Российской академии наук, действительный член Российской академии естественных наук.
- Опыт работы: органы прокуратуры, адвокатура, преподавательская и научная деятельность.
задать вопрос адвокату
Стаж юридической работы с 1985 г.
- Регистрационный номер 77/6570 в реестре адвокатов г.Москвы
-
Специализация:
— Полное юридическое сопровождение деятельности юридических лиц;
— Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции во всех инстанциях; - — По уголовным делам – защита интересов на стадии предварительного следствия; в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».
Особенности допуска к преподавательской деятельности
В соответствии с ФЗ № 489, с 1 янв. 2015 г. КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) были наделены новыми полномочиями. Они принимают решения о допуске отдельных категорий лиц к педагогической деятельности.
Указанные полномочия распространяются на случаи приема граждан:
- имеющих/имевших судимость;
- в отношении которых велось/ведется уголовное преследование за деяния против здоровья, чести, жизни, достоинства, половой свободы и неприкосновенности личности, несовершеннолетних и семьи, здоровья населения, конституционных основ, общественной нравственности, безопасности государства.
Определяющими факторами при вынесении решений являются:
- степень тяжести и вид преступления;
- срок, истекший с момента совершения деяния;
- форма вины;
- характеристики личности;
- обстоятельства, отражающие отношение к выполнению профессиональных обязанностей и пр.
○ Ограничения по закону: где нельзя трудиться лицам с судимостью?
Судимый гражданин не может работать:
- С детьми.
«К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию» (ст. 351.1 ТК РФ). - В сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О транспортной безопасности»).
- На должности специалиста авиационного персонала (п. 3 ст. 52 ВЗК РФ).
- В экономической сфере:
«Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (п. 2 ст. 10.1 Закона «О рынке ценных бумаг»). - Гражданским служащим, в том числе работником МЧС (ст. 16 Закона № 79-ФЗ).
- Судебным приставом (п. 3 ст. 3 Закона № 118-ФЗ).
- Прокурором (п. 2 ст. 40.1 Закона № 2202-1).
- В органах ФСБ (ст. 16 Закона № 40-ФЗ).
- В органах внутренних дел. Согласно п. 31.1 Приказа МВД № 595 данные о кандидате в работники ОВД проверяют в учетах различных правовых структур, в том числе в базе ГИАЦ РФ.
- Судьей (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1).
- Военным (ст. 23 Закона № 53 ФЗ).