Методы правового регулирования земельных отношений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы правового регулирования земельных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понимании ст. 48 ГК РФ юридические лица – это лица, владеющие обособленными активами организации, которые могут выступать в земельных правоотношениях от собственного имени. Ст. 49 ГК РФ наделяет юридические лица специальной правосубъектностью. Хозяйствовать на земле они могут исключительно в случае, если соответствующие виды деятельности предусмотрены их учредительной документацией.

Субъектный состав земельных правоотношений

Начальные статьи Земельного кодекса РФ раскрывают принципы земельного права, устанавливают понятийно-категориальный аппарат отрасли. Особое значение среди них имеет ст. 5 ЗК РФ. Согласно ее предписаниям участниками земельных отношений являются:

  • граждане, иностранцы;
  • российские, иностранные юридические лица;
  • политико-территориальные образования: РФ, ее субъекты, муниципалитеты.

Перечисленные субъекты земельного права могут становиться участникам конкретных земельно-правовых отношений. По отношению к земельному участку субъекты права могут выступать в роли:

  • собственников;
  • арендаторов, субарендаторов;
  • владельцев на праве постоянного либо срочного безвозмездного пользования;
  • лиц, ограниченно реализующих отдельные права, гарантированные сервитутом.

Представители каждой из четырех названных категорий субъектов могут быть поименованы правообладателями, поскольку за ними признаются те или иные права в области земельно-имущественных правоотношений.

Правоприменительной практике известна категория, не упомянутая в ст. 5 ЗК РФ. Это – фактические землепользователи. К их числу отнесены:

  • граждане и организации, занявшие землю самовольно, не имеющие на нее правоустанавливающих документов;
  • собственники недвижимости, расположенной на не оформленных в собственность или пользование участках;
  • лица, продолжившие фактически пользоваться земельными участками по истечении арендных договоров, права срочного безвозмездного пользования;
  • наследники и иные правопреемники, не оформившие свои права на землю вседствии халатности или умышленно (для минимизации налогового бремени).

Как определить порядок пользования земельным участком

При определении порядка пользования земельным участком определяются границы имущественных прав его совладельцев. Порядок пользования — универсальный инструмент регулирования правоотношений независимо от вида права на земельный участок, будь то право собственности или пожизненное владение по принципу наследования.

Особенностью предмета спора выступает неделимость земельного участка. При долевом владении во внимание принимаются доли каждого собственника в праве на земельный участок, а не размер долей земельного участка, измеряемый в квадратных метрах.

Трудности при определении порядка пользования земельным участком возникают, когда владельцы имущественных прав не могут добровольно договориться, каким образом они могут пользоваться и распоряжаться спорным имуществом.

Как разрешить ситуацию при определении порядка пользования земельного участка, и что необходимо предпринять, чтобы можно было беспрепятственно пользоваться земельным участком в рамках причитающейся доли — рассмотрим подробнее в нашей статье.

Понятие и общие положения о правоотношениях

Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.

Причины (основания), вследствие которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, называются юридическими фактами. Иначе говоря, юридические факты — это некие обстоятельства жизни, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В зависимости от способов регулирования (гражданско-правовые, земельно-правовые, административно-правовые и т.д.) и видов объектов регулируемых отношений правоотношения делятся на гражданские, земельные, административные и т.п.

Правовое регулирование земельных правоотношений

1. Конституция РФ регулирует земельные правоотношения в трех статьях: 9, 36, 72.

В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения. Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.

Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности.

Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.

Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.

Подпункт «в» п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма реализуется по следующим правилам:

а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.

К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и др.

Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право — комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О недрах» и др.

3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах — от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы правового регулирования земельных отношений

Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.

Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество.

Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Рассматривая метод правового регулирования земельных отношений как термин, ему можно дать следующее определение, которое чаще всего применяется в юридической практике: метод правового регулирования земельных отношений — это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются отрасли права, воздействуют на социальные отношения.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия).

И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.

Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:

— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;

— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;

— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.

Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.

Понятие «земельные правоотношения»

В статье рассматриваются понятие «земельные правоотношения», их виды и особенности, а также основания возникновения, изменения и прекращения

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Нормативное регулирование земельных правоотношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ЗК РФ).

Права, обязанности и ответственность правообладателей земельных участков

У каждого участка земли, относящегося к той или иной категории, существует свой правовой режим эксплуатации земель, который не должен противоречить законодательству.

Если говорить о территориях, которые находятся в городских населенных пунктах, то стоит указать такие нюансы:

  1. не допускаются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации;
  2. все мероприятия, проводимые на земле, должны соответствовать генеральному плану города;
  3. наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком.

В соответствии с п.12 ст. 85 ЗК к земельным участкам общего пользования относятся участки, которые заняты:

  • автомобильными дорогами;
  • бульварами;
  • площадями;
  • набережными;
  • скверами и другими объектами.

Земли общего пользования не подлежат передаче в личную собственность. Тем не менее, некоторые объекты могут быть переданы во временную эксплуатацию.

Таким образом, может быть только 2 варианта использования общих земель:

  1. аренда;
  2. безвозмездное бессрочное пользование.

Если одной стороной сделки является юридическое лицо, то будет применяться аренда. А если речь идет о взаимоотношениях физического лица и государства, то вариантом получения угодья будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

Регистрация права собственности на земельный участок и способы судебной защиты

Право собственности на землю и аренда — понятия абсолютно разные, но многие граждане их путают. На самом деле договор аренды, хоть и дает владельцу определенные права на участок, но они сильно ограничены и не сравнимы с правом собственности. Арендованную землю можно получить в собственность, для этого есть два варианта, применение которых зависит от конкретной ситуации.

Первый вариант — покупка земли, которую можно приобрести как в момент действия договора аренды, если такое условие в нем отражено, так и после окончания его срока. Купить можно землю и находящуюся в собственности у муниципалитета или государственного органа. В этом случае, в соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ, арендатор имеет преимущественное право на покупку земли, по окончании срока действия договора аренды.

Землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности и взятую в аренду, можно в последующем приватизировать — это второй вариант получения права собственности. Правда за свою жизнь гражданин может прибегнуть к такой возможности лишь один раз, это ограничение установлено законом.

Земли, полученный в аренду до 2001 года для ведения ЛПХ или под ИЖС, могут быть приватизированы бесплатно. В случаях, когда участок передан в аренду после 2001 года, оформить право собственности путем приватизации будет сложнее. Для земель под ЛПХ или ИЖС тут обязательным условием будет построенный и введенный в эксплуатацию жилой дом, для остальных земель, например выделенных в аренду для садоводства, будет достаточным имеющегося гараж или хозпостройки.

Если появилось желание получить арендованную землю в собственность, желательно сначала посоветоваться с юристом. Специалист поможет оценить, насколько велика вероятность успеха, поможет собрать нужные документы, при необходимости проведет переговоры с собственником земельного участка. Поступая таким образом человек, заинтересованный в получении права собственности, бережет время и экономит денежные средства.

Право частной собственности на землю — это право, которое дает возможность собственнику владеть земельным участком, использовать его в рамках целевого назначения и распоряжаться по своему усмотрению. Регулируется этот момент ГК РФ, а также рядом Федеральных законов. Например, Гражданский кодекс определяет основные моменты, при возникновении которых может возникнуть или прекратиться право на любое имущество, включая земельные участки.

Определение права частной собственности является одним из сложнейших моментов в юридической практике. Каждый случай уникален, имеет свои нюансы, а потому и решение каждый раз разное. Самый беспроигрышный вариант в этом случае — обратиться к грамотному юристу, и вместе с ним добиваться оформления земли в частную собственность.

Российскими законами признается право юридических лиц иметь имущество, включая земельные участки, в собственности. Соответствующее право может возникнуть в результате приватизации участка, ранее находящихся в собственности государства или муниципалитетов, купли участка, наследования, получения по договору дарения и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на землю юридического лица имеет ряд особенностей:

  • в собственности могут быть земельные участки, полученные в результате деятельности юридического лица или внесенные его участниками в качестве взноса;
  • юридическое лицо может распоряжаться землей по своему усмотрению, но с соблюдением законов, правовых актов и с учетом интересов других лиц;
  • правовой режим земельного участка, а также определение полномочий собственника, во многом регулируются учредительными документами.

При этом иностранные юридические лица, а также компании, доля учредителей-иностранцев в которых более половины, по закону не могут иметь землю в собственности. Добиться соответствующего права этой категории не получится даже в судебном порядке.

Читайте также:  Покупка квартиры с несовершеннолетним продавцом: особенности, риски

В случае с юридическими лицами признание права собственности может иметь множество нюансов. Так компания может попытаться оформить право собственности на земельный участок, не имеющий собственника или на землю, от которой владелец отказался либо утратил права на нее. Для признания права собственности в таких и ряде иных случаев юридическому лицу придется подавать иск в суд по месту расположения объекта недвижимости. Исход дела при этом будет во многом зависеть от уровня профессионализма юриста, составляющего исковое заявление и выбирающего способ защиты права собственности.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащие ему земельные участки переходит юридическому лицу-преемнику. Оно имеет право обратиться в государственный регистратор с заявлением о регистрации перехода права собственности по завершении реорганизации.

Признание права собственности для юридического лица может быть более сложным процессом, чем для обычного гражданина. Поэтому важно собрать все необходимые документы и обратиться с ними к юристу, который сможет вникнуть в нюансы дела и дать совет по стратегии поведения в суде. В противном случае вероятность положительного исхода дела крайне мала.

Земельные участки относятся к природным объектам, а потому по отношению к ним применимо и экологическое законодательство. Любой собственник земли, вне зависимости от вида деятельности и целевого назначения участка, обязан рационально и бережно относиться к территории, не допуская загрязнения окружающей среды и не нарушая правила природопользования.

По отношению к земельному участку можно выделить два права природопользования — общее и специальное. В первом случае никаких разрешительных документов не требуется, например, ягоды можно спокойно собирать на собственном участке. Во втором случае требуется специальное разрешение, например, на строительство здания. Нарушение специального права природопользования может привести к потере права собственности.

В случаях признания права собственности экологическое право также будет учитываться. Например, п. 3 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает приватизацию земель, на территории которых имеются объекты, имеющие особое значение. Кроме того, передавая земельный участок в собственность местные власти должны учитывать экологические интересы, устанавливать целевое назначение, форму использования земли. Им вменяется в обязанность и осуществлять контроль за исполнением постановлений и правил природопользования. При выявлении отклонений и нарушений администрация муниципального образования может инициировать судебное разбирательство, исход которого может быть печальным для собственника.

Экологическое право имеет множество нюансов, которые нужно учитывать при разбирательствах, связанных с признанием права собственности. Подавая исковое заявление нужно ссылаться на законодательную базу, которая в этом случае будет довольно обширной. Чтобы повысить шансы на успешное разрешение проблемы, лучше обратиться к юристам, которые помогут составить юридически грамотный иск и подскажут, какой тактики лучше придерживаться для достижения желаемого результата.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Асташова С.В.,

судей Гетман Е.С., Кликушина А.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Гасанова А.Г. об установлении факта, имеющего юридическое значение, признании права собственности

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар Срмикяна А.Р. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 9 декабря 2004 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар Срмикяна А.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Гасанова А.Г. — Поленова Р.В. по доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Гасанов А.Г. обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение — факта владения земельным участком на праве собственности, и о признании права собственности на земельный участок площадью 1442 кв.м., расположенный по адресу: г. …, предназначенный для эксплуатации торгового павильона, мотивируя свои требования тем, что на основании акта судебного пристава-исполнителя Прикубанского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 1997 г. он приобрел с публичных торгов магазин (торговый павильон) площадью 320 кв.м. на бетонном основании, состоящий из торгового зала и пяти вспомогательных помещений на земельном участке площадью 1442 кв.м., принадлежавшем РПФ «Экмил» на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом серии … за № … от 16 сентября 1991 г.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2002 г. установлен факт владения заявителем указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании постановления администрации г. Краснодара от 29 октября 2002 г. составлен акт установления и согласования границ земельного участка, однако в государственной регистрации права заявителя на вышеуказанный земельный участок отказано ввиду того, что Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара совместно с Департаментом имущественных отношений администрации Краснодарского края ведется работа по разграничению государственной и муниципальной собственности на землю, созданию реестра муниципальных земель г. Краснодара и до завершения этих мероприятий предоставление ему в собственность земельного участка не представляется возможным.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 9 декабря 2004 г. требования заявителя удовлетворены, установлен факт владения Гасановым А.Г. на праве собственности земельным участком площадью 1442 кв.м., расположенным по адресу: г. …, предназначенным для эксплуатации торгового павильона, за Гасановым А.Г. признано право собственности на земельный участок площадью 1 442 кв.м., расположенный по адресу: г. …, предназначенный для эксплуатации торгового павильона. Указано, что данное решение является основанием для регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Гасановым А.Г. права собственности на земельный участок площадью 1 442 кв.м., расположенный по адресу: г. …, предназначенный для эксплуатации торгового павильона.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар Срмикяна А.Р. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений такие нарушения норм процессуального права были допущены судами обеих инстанций.

Из материалов дела следует, что решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2002 г. признана состоявшейся сделка купли-продажи торгового павильона площадью 320 кв.м., расположенного по адресу: г. …, находящегося на участке земли размером 1 442 кв.м., заключенная на публичных торгах между РХО (РПФ) ТОО «Экмил» и Гасановым А.Г. Установлен факт владения Гасановым А.Г. земельным участком по этому же адресу для эксплуатации торгового павильона площадью 1 442 кв.м. на праве постоянного бессрочного пользования.

Указанное решение Прикубанского районного суда г. Краснодара не отменено, вступило в законную силу 26 марта 2002 г. (л.д. 23).


Покупатель недвижимости обратился в суд, потребовав признать факт, имеющий юридическое значение, — наличие у него права собственности на землю под этим объектом.

Как указал заявитель, спорная земля ранее принадлежала продавцу недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Соответственно, такое право перешло и к покупателю при приобретении недвижимости (что подтверждено решением суда, принятым в рамках иного дела).

По ЗК РФ граждане, обладающие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе приобрести их в собственность.

Между тем местная администрация в ответ на обращение направила письмо, в котором указала, что такое оформление невозможно (до окончания работ по разграничению государственной и муниципальной собственности на землю).

Суды двух инстанций согласились с мнением заявителя.

СК по гражданским делам ВС РФ указала на ошибочность такой позиции и пояснила следующее.

В соответствии с ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Исходя из смысла норм ГПК РФ, для того, чтобы суд признал факт владения и пользования недвижимостью, необходимо установить определенные обстоятельства.

Это факт владения и пользования недвижимостью на указанном заявителем основании, а также то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что они имелись, но были утрачены и восстановить их нельзя.

Таким образом, в деле о признании факта владения и пользования недвижимостью нужно доказать в т. ч. и то, что споров о праве собственности на данное имущество не имеется.

В данном деле необходимо было учесть, что отказ администрации в предоставлении земли на праве собственности не является отказом в выдаче документа, подтверждающего это право.

По сути, это отказ передать землю в собственность заявителя, т. е. имеется спор о праве на нее.

Соответственно, спор нужно было разрешать в порядке искового, а не особого производства.

Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Основными функциям государственного регулирования земельных отношений являются:

1. определения целевого назначения земель, перевод их из одной категории в другую;

2. планирование использования земель;

3. предоставление и изъятие земель, создание и развитие рынка недвижимости;

4. охрана земель и контроль за их использованием;

5. осуществление землеустройства, мониторинга и ведение государственного земельного кадастра;

6. обеспечение исполнения земельного законодательства.

В земельном законодательстве закреплено понятие «земельный участок» (ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25. 10.2001 г. № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ), ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ) — земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой удостоверены и описаны в установленном порядке.

[2]

Важнейшей частью обшей биосферы является земля. Использование земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами, полезными ископаемыми, богатствами земных недр. Термин «земля» трактуется по-разному: планета Земля, поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, пользования, аренды, составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Состоит земельное законодательство из Земельного кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. По целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Читайте также:  можно ли вешать объявления на остановках

Какими правами обладает собственник земельного участка

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

[1]

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

1. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования заинтересованы в предоставлении земельных участков различным гражданам и организациям, поскольку это означает возложение на них обязанностей собственников имущества.

Поскольку земельные отношения определяются ст. 3 ЗК как отношения не только по использованию, но и по охране земель, часть обязанностей участников земельных отношений закреплена в гл. II «Охрана земель» ЗК (в ст. 13). Поэтому в ЗК в отдельную главу VI выделены «права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

Права участников земельных отношений определяются не только земельным, но и гражданским законодательством сходно. Так, с правом собственника земельного участка использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право собственника использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст. 261 ГК). С правом возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением различных нормативов (подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право возводить на земельном участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 1 ст. 263 ГК).

Люди, имеющие в собственности земельные участки (ЗУ), могут быть представлены физлицами или юрлицами. При этом у них должны быть зарегистрированы данные участки официальным способом, для чего вносятся соответствующие данные в Росреестр. Эти люди имеют имущественные гарантии, обеспечивающими сохранность их земли, а также защиту от различных притязаний со стороны других людей.

Распоряжение ЗУ является основным правом владельца, поэтому во время распоряжения он может выполнять разные действия:

  • пользоваться землей, применяя ее основные полезные характеристики;
  • использовать ее в качестве имущественного объекта для разных целей.

Соответственно, распоряжение предполагает, что владелец может продать землю, обменять или подарить ее, передать в наследство или залог, а также сдать ее в аренду.

Субъектный состав земельных правоотношений

Начальные статьи Земельного кодекса РФ раскрывают принципы земельного права, устанавливают понятийно-категориальный аппарат отрасли. Особое значение среди них имеет ст. 5 ЗК РФ. Согласно ее предписаниям участниками земельных отношений являются:

  • граждане, иностранцы;
  • российские, иностранные юридические лица;
  • политико-территориальные образования: РФ, ее субъекты, муниципалитеты.

Перечисленные субъекты земельного права могут становиться участникам конкретных земельно-правовых отношений. По отношению к земельному участку субъекты права могут выступать в роли:

  • собственников;
  • арендаторов, субарендаторов;
  • владельцев на праве постоянного либо срочного безвозмездного пользования;
  • лиц, ограниченно реализующих отдельные права, гарантированные сервитутом.

Представители каждой из четырех названных категорий субъектов могут быть поименованы правообладателями, поскольку за ними признаются те или иные права в области земельно-имущественных правоотношений.

Правоприменительной практике известна категория, не упомянутая в ст. 5 ЗК РФ. Это – фактические землепользователи. К их числу отнесены:

  • граждане и организации, занявшие землю самовольно, не имеющие на нее правоустанавливающих документов;
  • собственники недвижимости, расположенной на не оформленных в собственность или пользование участках;
  • лица, продолжившие фактически пользоваться земельными участками по истечении арендных договоров, права срочного безвозмездного пользования;
  • наследники и иные правопреемники, не оформившие свои права на землю вседствии халатности или умышленно (для минимизации налогового бремени).

Владение, пользование и распоряжение участком

Распоряжение земельным участком, который находится в долевой собственности, и распоряжение определенной долей в этом участке различны. Чтобы совершить сделку в отношении всего такого участка, необходимо соответствующее соглашение всех сособственников. При купле-продаже участка, находящегося в долевой собственности, продавцами будут выступать все сособственники. В случае распоряжения долей земельного участка, согласия сособственников не требуется. Собственник определенной доли может распорядиться ей по своему усмотрению, однако при возмездной сделке он будет должен соблюсти преимущественное право покупки.

Владение и пользование, как устанавливает статья 247 ГК РФ, осуществляется сособственниками аналогично распоряжению, то есть на основании соглашения между ними. Участники долевой собственности могут пользоваться имуществом, как в целом, так и его частями. Выбор в пользу того или иного вида определяется в зависимости от объекта. В отношении земельного участка – собственник доли может использовать или непосредственно свою часть земли, или с согласия остальных – весь участок.

Владение и пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности, регламентируются ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ и имеют свои особенности. Для того чтобы осуществлять эти полномочия не обязательно получение согласия всех участников. Как правило, такое решение принимается на собрании, на котором должно присутствовать как минимум 20% сособственников. При получении 2/3 голосов решение о порядке владения и пользования земельным участком считается принятым. Обусловлен такой порядок тем, что зачастую земли сельскохозяйственного назначения имеют огромное число собственников, и получение соответствующего согласия от каждого из них в большинстве случаев становится невозможным.

Полномочия и обязанности

У субъектов права пользования земельным участком существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу.
Права, которыми наделяются землепользователи:

  1. Возводить на участке жилые и нежилые постройки. Тип строения при этом должен соответствовать целевому назначению земли.
  2. Для собственного блага использовать ресурсы, которыми обладает земли.
  3. Самостоятельно проводить все хозяйственные мероприятия на предоставленной в земле.
  4. Использовать в режиме, не противоречащему действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые и находящиеся на его территории лесные и водные массивы.
  5. Осуществлять комплекс мелиоративных мероприятий, которые направлены на улучшение земли.
  6. Получать компенсацию затрат, вложенных в участок для приведения его в надлежащее сельскохозяйственное состоянием.

Обязанности, возложенные на землепользователей:

  • содержать территорию в должном состоянии, проводить все необходимые мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия на земельном участке;
  • использовать данный участок только в соответствии с его целевым назначением, в том числе ими может осуществляться только разрешённое строительство;
  • строить здания и сооружения с соблюдением санитарных и строительных норм;
  • своевременно вносить оплату за эксплуатацию участка, если такая оплата предусмотрена договором;
  • освободить занимаемую территорию по окончанию срока договора.

Данный список прав и обязанностей не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретной территорией.

Более подробно особенности юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, были рассмотрены нами тут.

Особенности использования земель различных категорий

Земли различных категорий подпадают под целевое использование, то есть предоставляемые права для пользователей будут строго ограниченными. Но в Земельном Кодексе закреплены базовые принципы, по которым и определяются права субъектов (то есть тех, кто и выступает в качестве пользователя):

  • при переходе участка в пользование все имеющиеся растения и их производные элементы (семена, саженцы) переходят в собственность (но только если это не противоречит законодательным нормам, к примеру, некоторые деревья категорически запрещено спиливать);
  • выполнение хозяйственных мероприятий (вся производимая продукция при этом тоже попадает под право собственности, её пользователь может использовать на свое усмотрение в ограниченных законодательных рамках);
  • находящиеся на участке природные ресурсы допускается использовать (в ограниченных законом целях);
  • выполнение строительных работ, если целевое их назначение не противоречит закону;
  • формирование водных объектов (мелиоративные мероприятия);
  • получение финансовой и иной компенсации за уход или окультуривание надела (чаще применяется к сельскохозяйственным землям после окультуривания участка).

Рекомендуем: Безвозмездное и срочное право использования земельного участка: что означает, как получить?
Опять же, пользователь имеет право требовать на получение иных компенсаций, устанавливаемых правовым актом, по которому и используется земельный участок. Но все подобные условия должны оговариваться либо в договоре аренды, либо в ином акте (если предоставлено местной администрацией).

Условия прекращения права

В ст. 45 ЗК объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок. Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию. Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления.

Основания для принудительного прекращения:

  1. на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ;
  2. был принесён вред используемой территории;
  3. были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
  4. были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;
  5. земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
  6. территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.

В соответствии со ст. 46 ЗК аренда территории прекращается по основаниям, которые устанавливает Гражданский кодекс РФ:

  • отказ от аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок;
  • время действия аренды подошло к концу;
  • арендодатель или арендатор требует расторжения договора (если данное условие не было предусмотрено в договоре, то договор расторгается в судебном порядке);
  • отказ в одностороннем порядке от исполнения договора, если это допускается соглашением сторон или законом.

В ст. 47 ЗК к общим основаниям прекращения права безвозмездного пользования земельным участком относятся:

  1. истек срок периода, на который земельный участок был предоставлен;
  2. те же условия прекращения, что и у права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии со статьей 48 ЗК частный сервитут прекращается по следующим основаниям:

  • по требованию собственника территории, которая обременена сервитутом;
  • ввиду изменению обстоятельств, по которым он был установлен в судебном порядке.

Публичный сервитут прекращается в случае устранения общественных нужд, для которых он был установлен.

В чем заключается суть

Это один из способов разрешения споров между сособственниками земли о том у кого какие полномочия на участке. То есть кому и что дозволено, а что недопустимо.

Правила пользования земельным участком вводятся, если есть такие условия:

1. Земельное угодье находится в долевом праве у двух и более лиц. Причем неважно кто собственники физ.лица или организации, имеется ли родственные отношения между ними и пр.

2. Нельзя выделить долю в зем/уч в натуре. Есть определенные препятствия к этому:

  • появится участок, площадь которого меньше минимального размера (который предусмотрен в регионе);
  • станет невозможно использоваться по целевому назначению сооружения и постройки на вновь образуемом наделе;
  • возникнет нарушение границ с другими участками;
  • в результате не будет самостоятельного выхода/подъезда к образуемой территории, что создаст грубые ущемления использования соседних земель;
  • раздел земли станет явно нерациональным решением с учетом сложившейся истории конкретного земельного объекта. Например, на одной территории в одном компактном месте (в части надела) сконцентрированы капитальные сооружения сразу трех сособственников. Соответственно выдел приведет к тому, что у одного из них окажутся три строения (одно собственное, два других лиц), а у двух других на их вновь образованных территориях не будет строений вообще.

3. Отсутствие правил приводит к спорам и критическим разногласиям между долевиками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *