Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подписанные Президентом федеральные законы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
Необходимые качества детского омбудсмена
Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:
- наличие гражданства РФ;
- возраст не менее 30 лет;
- наличие диплома о высшем юридическом образовании;
- наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
- чистая репутация и беспорочное прошлое;
- нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
- работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.
Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.
Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.
На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.
Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.
Читать так же: Раздел имущества супругов
Деятельность уполномоченного по правам ребенка в рф: информация о направлениях, примеры, обязанности — Сайт о школьном и дошкольном обучении
Должность Уполномоченного по правам ребенка существует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, причем подать жалобу ребенок вправе как федеральному, так и региональному омбудсмену. Причем первичное обращение к региональному омбудсмену не препятствует подаче дальнейшей жалобе по тому же вопросу Уполномоченному по правам ребенка в РФ[4].
Омбудсмен является одним из элементов системы государственной защиты прав малолетних граждан. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам ребенка Юрист.
Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.
Задачи региональных омбудсменов
- наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
- возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
- право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
- возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
- наличие фамилии, имени и отчества.
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Детские омбудсмены получат отдельный закон и больше полномочий
Кроме того, в соответствии с поправками уполномоченный сможет предлагать членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы принять те или иные законопроекты, направленные на защиту прав детей. А потом омбудсмен будет иметь право принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывать «содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей».
Уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович считает, что инициативы президента изменят его работу в лучшую сторону и приведут к повышению эффективности результатов. В комментарии «Парламентской газете» он отметил, что за последние 10 лет институт уполномоченных не только укрепился, стал значимым, но и россияне стали понимать, что без уполномоченного будет сложно разобраться в той или иной проблеме в связи с нарушением прав несовершеннолетних.
— направление в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Данный Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Мировой опыт правозащитной деятельности уполномоченного по правам ребенка
Женевская Декларация прав ребенка была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла всего из пяти принципов. Анализ Женевской Декларации позволяет говорить, что, несмотря на формулировку названия, в ней не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того, что должно быть сделано для детей.
Так, принципы Декларации гласили, что ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного. Документ преимущественно обозначал основные физиологические и социальные нужды детей, не указывая на их специфические интересы, например, голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования1.
Впоследствии, в целях конкретизации указанных положений Женевской Декларации, на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года была утверждена Декларация прав ребенка, закрепившая положение о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку, провозгласившая десять принципов, перечисляющих основные права детей.
К основным принципам были отнесены следующие: ребенку должно принадлежать с рождения право на имя и гражданство; ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения; ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь; ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и др. Данные принципы, как и следует из названия самого документа, носили декларативный характер и не предусматривали нормативное правовое регулирование прав ребенка.
Ключевым актом, регулирующим правовой статус ребенка является Конвенция по правам ребенка, принятая ООН в 1989 г1. Этот акт стал одним из исторически первых документов по правам человека, который был подписан и ратифицирован большинством государств без различных оговорок и политической подоплеки. Дополнительно практически все государства внесли существенные изменения в свое законодательство в плане укрепления защиты прав и обеспечения интересов детей. Некоторые государства после ратификации Конвенции внесли поправки в конституции в виде новых положений, непосредственно акцентирующих права детей или в связи с принятием новых конституций закрепили права детей в отдельных статьях. Например, в Конституции Бельгии (2000 г.) в статье 22 бис говорится о признании права «каждого ребенка на уважение его нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности; во всех решениях главным руководством являются интересы ребенка, и др.»2. В этом плане Конституция Российской Федерации невыгодно отличается от конституций Бельгии, Белоруссии, Украины, Польши, Словении, и др. Она не содержит статей, посвященных исключительно правам детей, а только предусматривает, что «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства».
Конвенция о правах ребенка содержит в себе международные стандарты по правам детей в различных направлениях. Она юридически закрепила в качестве обязательных права детей, ранее изложенные в различных документах. В то же время, она содержит принципиально новые положения, касающиеся детей, например, право на активное участие ребенка в жизни общества, на обеспечение его достоинства, на поддержку и развитие самостоятельности; также конвенция закрепила принцип, согласно которому во всех решениях, принимаемых в отношении ребенка, интересы несовершеннолетнего должны учитываться в первую очередь. Конвенция не только впервые закрепила перечень прав ребенка, установила приоритетность его интересов, но и учредила Комитет по правам ребенка в качестве международного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав ребенка1.
Создание подобного специализированного органа при ООН, осуществляющего помощь государствам-участникам, при реализации норм Конвенции и унификации национального законодательства в целях обеспечения защиты прав ребенка, говорит о признании интересов детей в качестве приоритетного направления развития международного права.
Как российские, так и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами прав человека, международными механизмами и средствами защиты прав человека, отмечают факт повышенного внимания международного сообщества к обеспечению прав ребенка2. В частности, следует согласиться с мнением З.М. Шабановой3, которая отмечает, что процесс выделения прав ребенка в отдельную категорию прав, начатый в XX веке, стал возможен в связи с выделением специфической социальной группы, то есть детей. Подобное отграничение детей от общей массы субъектов права привело к необходимости конкретизации их прав и стремлению создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества.
Каковы функции и обязанности уполномоченного по правам ребенка в россии / Госправо
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка (1989) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI.
содержалось требование о введении в РФ независимого контроля за положением детей и о формировании института Уполномоченного по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, также содержались в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (п.
31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 — 10 мая 2002 года).
В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.
Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних.
Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:
- анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
- работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
- содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
- подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Деятельность субъектных омбудсменов значительно отличается от работы правоохранительных инстанций. Так, прокуратура должна осуществлять контроль за надлежащим исполнением закона, а также согласовывать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный же по правам детей не ищет проблему, а занимается непосредственно ее решением. Он выявляет эффективные методы борьбы с несправедливостью, придает те или иные случаи огласке, консультируется с центральным комитетом или международными инстанциями. Таким образом, существует невероятно много направлений деятельности уполномоченного по правам ребенка.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка
- своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
- при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
- повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
- анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
- психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
- обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
- проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
- обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.
Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.
Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.
- контролирование законности действий властей, детских учреждений, граждан по отношению к детям;
- оказание помощи ребенку, ущемленному в своих правах;
- устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка;
- информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав, закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.
Права ребенка в России
У каждого человека есть набор личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Дети – это люди, не достигшие совершеннолетия. Эти люди имеют те же права, что и взрослые, за исключением политических прав. Особое внимание следует уделить личным правам ребенка. В этом и заключается цель деятельности Уполномоченного по правам ребенка в России: защита личных свобод и интересов детей.
Так какие права есть у русского несовершеннолетнего? Следует выделить самые основные из них, включенные в Декларацию прав ребенка:
- Право на семью. Ребенок не может быть разлучен со своей семьей, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
- Право на жизнь, здоровье и защиту.
- Право на собственное мнение. В России дети, достигшие 10-летнего возраста, могут принимать решения относительно действий органов опеки и попечительства (например, с кем из родителей оставаться при разводе).
- Право на общение. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, если это не запрещено судом.
- Право на имя, фамилию и отчество.
Все эти нормы содержатся в Международной декларации прав ребенка. Они также продублированы в Семейном кодексе Российской Федерации. Защиту прав детей в Российской Федерации осуществляют органы опеки, судебной системы и прокуратуры. В 2009 году к этому списку добавился федеральный уполномоченный по правам ребенка. Деятельность уполномоченного по правам ребенка будет подробно описана ниже. В первую очередь будут рассмотрены общие данные, а также его непосредственные функции и задачи.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:
- анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
- работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
- содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
- подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.