Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Решения и действия (бездействие) ОГВ, ОМС, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Право обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Решения и действия (бездействие) ЦИК обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Обращения

  • о признании недействующими законодательных актов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов;

  • об отмене нормативных правовых актов избирательных комиссий;

  • о восстановлении пассивного избирательного права (главным образом жалобы на отказ в регистрации кандидата);

  • об устранении препятствий реализации активного избирательного права (жалобы на невключение гражданина в список избирателей, на непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования и т.д.);

  • о защите принципов реализации избирательных прав граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействия) участников избирательного процесса (заявления об отмене регистрации кандидата, об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов и др.)

Ответственность, предусмотренная законодательством за нарушение избирательных прав

Для каждого порядочного и законопослушного человека вопрос выбора различных категорий управленцев нашей страны достаточно важен и обсуждаем. Но, к сожалению, огромное количество жителей Российской Федерации просто игнорирует походы на выборы, т. е. не реализует своё избирательное право, мотивируя это тем, что и так понятно, кто окажется победителем, и за них «уже всё выбрали». Подобные мнения не лишены смысла, так как каждые проходящие выборы сопровождаются просто невероятным количеством ситуаций, нарушающих закон, и этому не помеха ни наблюдатели из РФ, ни наблюдатели из других стран. В настоящей статье пойдёт речь об уголовной ответственности, которая предусмотрена за деяния, связанные с нарушением избирательных прав и свобод граждан, разберёмся, в чём заключается состав преступления, и как всё-таки защитить свои права.

Нормативное регулирование

Существует много законодательных актов, имеющих отношение к избирательному праву каждого россиянина.

Но наиболее полезная и полная информация содержится в следующих документах:

  • Конституция РФ, включающая основные права и свободы россиян;
  • ФЗ №67, описывающий гарантии избирательных прав, а также включающий право людей на участие в референдумах;
  • КоАП РФ, содержащий данные об административных мерах наказания, которые применяются к лицам, нарушающим избирательные права;
  • УК РФ, включающий информацию об основаниях для привлечения граждан к уголовной ответственности за такие преступления.

На основании ст. 32 Конституции РФ россияне могут выбирать и избираться, а также принимать участие в референдумах, которые касаются наиболее важных вопросов для страны. Исключением выступают лица, официально признанные недееспособными или находящиеся в тюрьме.

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

  • предупреждение;
  • отказ в проведении выборов или референдума;
  • отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
  • взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
  • отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
  • отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
  • отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
  • лишение депутатского мандата;
  • отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
  • приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
  • исключение конкретного кандидата из перечня;
  • отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
  • отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
  • расформирование избирательной комиссии;
  • приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.

Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.

Фальсификация итогов голосования представляет собой искажение данных голосования, совершенное специальным субъектом. Лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности. Существуют многочисленные способы фальсификации данных, которые охотно используют виновные лица, прибегая к порче и уничтожению бланков и другим противозаконным методам.

Судебная практика насчитывает буквально единицы преступлений по ст. 142.1 УК РФ. Выявить преступление сложно, поскольку требуются законные, неоспоримые доказательства, изобличающие преступников. Как показывает судебная практика, осужденные за фальсификацию лица отделываются денежным штрафом, хотя санкция уголовной статьи предусматривает более суровый вид наказания – лишение свободы.

Как говорит нардеп Виталий Куприй, нарушения на выборах были и будут всегда. «Но нарушения, которые мы видим на этих выборах, стали очевидными и очень масштабными. Причем, если раньше их хоть как-то скрывали, то сегодня все делается открыто и нагло. Я имею в виду социальные договоры, формирование многоуровневой «сетки» Порошенко, использование административного ресурса, что зафиксировано на видеозаписи. Кроме того, если на прошлых выборах подкупали наличными, то сейчас это делается за деньги налогоплательщиков из бюджета. Все это показывает, что идет масштабная кампания по фальсификации. Это уже если не говорить о каких-то мелких нарушениях, связанных с агитацией, отсутствием исходящих данных на листовках, обнародовании в сетях неподтвержденной информации о конкурентах, фейках и прочим», — сказал «Вестям» Куприй.

Читайте также:  Налоговый вычет по стоматологическому лечению

Почему власть не стесняется подкупать нищих пенсионеров перед выборами

На нарушения, согласно закону, должна реагировать ЦИК, говорит нам адвокат Сергей Войченко: «Но будут ли ее решения объективны, учитывая, что она избиралась при действующей власти и обслуживает ее интересы, — вопрос открытый. Окончательное решение должен принимать суд. Но как мы видели по делу Ульяны Супрун, когда один судья взял самоотвод, а другой заявил о давлении, судебная система зависима от действующей власти», — подчеркнул Войченко.

С Центризбиркомом, по словам Куприя, тоже вопросы. «Это абсолютно ангажированная кандидатом Порошенко структура. В ней 10 из 16 членов имеют конфликт интересов, то есть избирались либо по квотам, либо являются фигурантами коррупционных скандалов. А когда я подаю в ЦИК информацию об использовании глав РГА и коммунальных предприятий для агитации за действующего президента, то они ее не рассматривают. Равно, как и тогда, когда я указываю на «сетку», подкупы… Но еще хуже, что когда я пытаюсь обжаловать бездеятельность ЦИК — у меня уже четыре иска, но я проигрываю суды. Они также становятся на сторону Порошенко. Поэтому мы с другими адвокатами пытаемся объединяться и унифицировать подобные иски», — сказал «Вестям» Куприй.

  1. Виновные в фальсификации итогов голосования в России остаются практически безнаказанными. В 2018 году в связи с фальсификациями на выборах в России рассмотрели лишь 21 уголовное дело, из которых только по трем были установлены организаторы и истинные мотивы преступлений. Уголовные дела в отношении 60% членов комиссий были прекращены, и большинство из них отделались испугом или минимальным судебным штрафом за преступления, по которым предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы. При этом о прекращении дел перед судом ходатайствовали даже сами следственные органы. Случаев реального лишения свободы членов комиссий за фальсификацию выборов отмечено не было.
  2. Правоохранительные органы и суды игнорируют общественную значимость преступлений. Не учитывается, что данные преступления имеют своей целью незаконный приход к власти и посягательство на основы конституционного строя.
  3. 2018 год отмечен тем, что по большому количеству фактов, свидетельствующих об административном или уголовном преступлении, избирательные комиссии и правоохранительные органы бездействовали. Во многих случаях было отказано даже в проверке фактов преступлений, зафиксированных на официальных видеозаписях с избирательных участков.
  4. Административные правонарушения — такие как нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, неверное заверение копии протокола об итогах голосования, нарушение прав члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, искажения процедур подсчета голосов, нарушение сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов — совершаются членами комиссий с целью скрыть уголовные преступления по фальсификации выборов.
  5. 18 уголовных дел из 21 в 2018 году были связаны с фальсификацией избирательных документов с целью увеличения явки избирателей. Требования увеличения явки либо напрямую исходят от администрации, либо поощряются практикой награждения (премирования) избиркомов, показавших наибольшую явку избирателей.

Состав и ответственность

Рассматриваемая тема подразделяется на два самостоятельных преступления: 1-ое регулируется статьёй 142 и устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, 2-ое – статьёй 142.1 и относится к подделке итогов голосования. Общественная опасность данных деяний в их попытки нарушить один из основополагающих принципов демократического государства в виде принципа народовластия, нарушая при этом не только Уголовный кодекс, но также и главный законодательный акта Российской Федерации – Конституцию. К сожалению, подобные нарушения не редки, и огромное количество выборов, особенно при избрании административного штаба небольшими субъектами местного самоуправления, сопровождается значительными нарушениями и со стороны самих кандидатов, и со стороны уполномоченных комиссий. Стоит ли говорить, что основным движущим элементом совершения этих преступлений является финансовая составляющая, которая сопровождает каждые, без исключения, выборы.

Деяние, связанное с препятствием по реализации данных прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством является уголовно наказуемым, о чём говорит статья 141 Уголовного кодекса РФ. Стоит отметить, что не все формы подобного нарушения рассматриваются только в рамках Уголовного кодекса. В КоАП РФ предусмотрена глава 5 со статьями от 5.1 до 5.25, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Итак, положения статьи 141 УК РФ определяют преступления в виде воспрепятствования осуществления избирательных прав или работе избирательных комиссий и заключаются в следующем:

  1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Исходя из части 1, объективной стороной состава преступления является выполнение одного или нескольких действий:

  • учинение препятствий, не позволяющих гражданам реализовать свои права на участие в выборах или референдуме;
  • нарушение тайны голосования, т. е. обнародование сделанного выбора;
  • учинение работе комиссии препятствий, мешающих их штатной работе и не позволяющие осуществлять свои обязанности.

Обжалование нарушений

Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.

Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.

Жалобы и обращения о нарушениях направляются в разные инстанции. Большая часть адресуется в соответствующую избирательную комиссию (ИК). Например, если голосование на участке началось (закончилось) в неположенное время, то следует проинформировать территориальную ИК. Кроме того, люди могут писать напрямую в прокуратуру. Данная правоохранительная структура обязана незамедлительно отреагировать на сигнал и устранить нарушение.

Об административной ответственности

Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.

  1. Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
  2. За подкуп избирателей ответственность серьезнее: гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
  3. должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.
Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка в 2023 году

Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.

Данная тема особенно актуальна на фоне приближающихся президентских выборов, которые пройдут 18 марта 2018 года и уже вызывают огромный интерес не только у россиян, но и во всё мире, но интерес представителей других государств носит более спекулятивный характер. Разобрать все нюансы и перипетии действующего избирательного законодательства в рамках статьи в принципе невозможно, да и было бы нецелесообразно, так как регулирующих нормативно-правовых актов сотни, и большинство из них постоянно подвергаются изменениям и корректировке. Для тех, кто всё же желает получить более полное представление о самой избирательной системе, существует, по сути, целая энциклопедия на официальном сайте ЦИК РФ.

Сейчас основное внимание следует уделить трём нормативно-правовым актам: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Также следует упомянуть и ФЗ № 67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно основополагающему документу, Конституции РФ, а именно части 2 статьи 32, которая устанавливает, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме», кроме недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы.

На основании вышесказанного можно утверждать, что каждый человек при условии соблюдения установленных требований имеет право быть избранным, например, в президенты, тем самым реализуя свои права.

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

  • Уголовный (статья 141);
  • об административных правонарушениях (5-я глава).

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Административные нарушения избирательного права

Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.

Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

  1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
  2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
  3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
  4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
  5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
  6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Голосование в стране осуществляется тайным способом.

В связи с проведением на территории региона избирательной кампании Управление МВД России по Новгородской области напоминает об ответственности за нарушения избирательного законодательства РФ.

В настоящее время в новгородскую полицию поступило три обращения о возможных нарушениях законодательства о выборах в части подкупа избирателей. По всем данным сообщениям проводится проверка.

Полицейские напоминают, что за нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями СМИ, гражданами и другое.

За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).

Законодателем выделены в отдельные ст. правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (ст. 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.21, 5.50 КоАП РФ). При этом максимальный размер наказания для юридических лиц установлен ст. 5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и составляет до 1 миллиона рублей.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Статьей 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума ст. 141.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Также ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Кроме того, напомним, что с 2020 года УК РФ дополнен новой ст. 142.2, ответственность по которой наступает за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. За такое деяние можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Приложение №1

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2013)

Извлечения

Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком из­бирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в уста­новленный законом срок заявления о неправильности в списке из­бирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении ис­правления в список избирателей, участников референдума –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума

1. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, органи­зациями независимо от формы собственности, в том числе организа­циями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комис­сию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и мате­риалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 настоя­щего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума

Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представ­ление недостоверных сведений об избирателях, участниках рефе­рендума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массо­вой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) ра­диовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опублико­вания (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и про­ведением выборов, референдумов, в том числе агитационных матери­алов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непредоставление государственной или муниципальной ор­ганизацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвоз­мездной основе, а равно в установленный законом срок соответствен­но эфирного времени, печатной площади для информирования из­бирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародо­вание которой предусмотрено законодательством о выборах и рефе­рендумах, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблю­дателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кан­дидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевре­менное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено зако­ном, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в раз­мере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Выдача председателем, заместителем председателя, секрета­рем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референ­дума с правом решающего голоса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего про­токола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума с правом решающего голоса копии протокола с нарушени­ем требований, предусмотренных законом, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *