Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Основания предоставления земельного участка в аренду без торгов

  • Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
  • Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
  • Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
  • Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
  • Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:

Документы для получения аренды земельного участка без торгов

Опять же в зависимости от оснований предоставления земельного участка без торгов, пакет необходимых документов, будет отличаться. Рассмотрим каждое основание и необходимый под него комплект документов в отдельности:

Предоставление аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения:

  1. Заявление о предоставлении земельного участка
  2. Выписка из ЕГРН в отношении участка, на котором расположено строение
  3. Правоудостоверяющий документ на объект недвижимости. Таковым документом является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН

При предоставлении земли без проведения торгов для стройки:

  1. Заявление
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок

Но что делать, если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете? А предполагаемое место строительства, Вы выбрали произвольно, исходя из понравившейся Вам местности? В таком случае перед подачей заявления на предоставление земельного участка, Вам необходимо представить орган:

  1. Заявление о предварительном согласовании земельного участка
  2. Схему расположения земельного участка. Указанная схема оформляется кадастровым инженером

На каких условиях и на какой срок можно арендовать землю

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Особенности составления договора

Договор на право пользования земельным участком должен содержать в себе все необходимые сведения – о сторонах, предмете сделки, порядке расчёта и прочем. Но в него можно добавить некоторые детали:

  • срок аренды – не более 49 лет. Земли некоторых категорий могут быть сданы в аренду только на более короткий срок, но с условием пролонгации соглашения. Например, для ИЖС максимальный срок аренды составляет 20 лет, но его можно продлить по соглашению сторон;
  • возможность сдачи земли в субаренду. Например, участок берётся в пользование для того, чтобы организовать здесь садовый кооператив. Участок будет поделён на несколько других, каждый из которых будет сдан в субаренду;
  • возможность приватизации;
  • другие нюансы. Например, аренда земельных недр подразумевает под собой обязательную рекультивацию участка.

При составлении договора и включении в его «тело» нюансов необходимо опираться на ст. 39. 8 ЗК РФ.

Читайте также:  Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году

Чтобы узнать особенности процедуры оформлении сделки на конкретный участок в 2020 году, необходимо установить его статус и наличие (отсутствие) льгот у потенциального арендатора.

То, как взять в аренду муниципальную землю, определяет ст. 39.6 ЗК РФ. Существует два способа:

  1. Заключение договора на торгах в виде аукциона. Последний может быть инициирован:
  • администрацией территориального образования для передачи муниципальной земли в аренду;
  • самими гражданами с правом выкупа участка в будущем.
  1. Без проведения торгов:
  • для граждан, относящихся к льготным категориям;
  • на наделы, не состоящие на кадастровом учете;
  • для отдельных целей использования.

Далее рассмотрим их подробно.

Продление Договора Аренды Земельного Участка Без Торгов В 2020 Году

При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта. КонсультантПлюс: примечание. С 1 января 2020 года Федеральным законом от 29.07.2020 N 217-ФЗ в подпункт 10 пункта 8 статьи 39.8 вносятся изменения.

Иными словами, у вас не должно быть конкурентов, которые в силу Земельного кодекса или других федеральных законов, могли бы иметь исключительное право на получение этой земли;3-е: предыдущий договор аренды не был расторгнут по вашей инициативе или по требованию арендодателя. То есть, на момент продления аренды, старый договор должен быть действующим;4-ое: на момент заключения нового договора у арендатора имеются основания для получения земли без торгов.

Подписанный договор должен быть в кратчайшие сроки доставлен в Росреестр (или МФЦ) для регистрации. Делает это, конечно, арендатор. В целом, это в его интересах: зарегистрированная сделка накладывает запрет на совершение иных регистрационных действий на участок: его нельзя будет повторно сдать в аренду или передать во владение. Законной может быть признана только зарегистрированная сделка, если срок аренды в договоре более 1 года.

Регистрация занимает 5-7 дней при обращении напрямую в Росреестр и 10-14 дней, если обращаться через посредника – многофункциональный центр. Полученное свидетельство о регистрации (кадастровый паспорт с отметкой) нужно отнести в муниципалитет. Предоставление окончательного разрешения на использование земли происходит после этого визита.

Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений. Они необходимы для ведения хозяйственной деятельности в рамках поселения, для обеспечения инфраструктуры и коммуникаций.

Большая часть муниципальных земель находится в границах соответствующих поселений, но в некоторых случаях участки могут находиться и вне их границ, например, если там находятся объекты недвижимости, принадлежащие муниципалитету. Во владение администрации могут передаваться государственные земли.

В данной статье мы подробно расскажем, как взять землю в аренду у администрации.

Необходимые документы

В первую очередь, необходимо правильно составить заявление о предоставлении участка в аренду.

В нем обязательны такие сведения, как:

  • информация о муниципальном органе, в который подается заявление;
  • данные о заявителе: ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, ИНН;
  • если в качестве претендента выступает юридическое лицо, то необходимо указание наименования организации и сведений о руководителе;
  • информацию о предполагаемом расположении участка;
  • обоснование размера желаемой территории;
  • определение назначения объекта;
  • если способ получения земли — торги, то необходимо указать лицевой счет, на который будет возвращен задаток в случае отказа.

Основной пакет документов, помимо заявления, выглядит следующим образом:

  • паспорт заявителя;
  • квитанция оплаты, если выбранный способ — аукцион;
  • ИНН для физических лиц;
  • уставные документы и выписка из ЕГРП для юр. лиц.

Подписанный договор должен быть в кратчайшие сроки доставлен в Росреестр (или МФЦ) для регистрации. Делает это, конечно, арендатор. В целом, это в его интересах: зарегистрированная сделка накладывает запрет на совершение иных регистрационных действий на участок: его нельзя будет повторно сдать в аренду или передать во владение. Законной может быть признана только зарегистрированная сделка, если срок аренды в договоре более 1 года.

Регистрация занимает 5-7 дней при обращении напрямую в Росреестр и 10-14 дней, если обращаться через посредника – многофункциональный центр. Полученное свидетельство о регистрации (кадастровый паспорт с отметкой) нужно отнести в муниципалитет. Предоставление окончательного разрешения на использование земли происходит после этого визита.

Процедура аренды земли у администрации

Аренда земельного надела у администрации считается наиболее распространенным вариантом получения территории в личное пользование. Согласно законодательству РФ обратиться с подобной заявкой могут как обычные граждане, так и юридические лица – владельцы предприятий, агрофирм и прочих организаций. При этом иностранные граждане также имеют право на получение участка.

В качестве целей использования земельных площадей могут выступать строительство частного дома, ведение хозяйства, а для юридических лиц – какая-либо коммерческая деятельность, например, сельскохозяйственное производство, возведение офисных зданий, киоск, павильон, стоянка, автосервис, автомойка, шиномонтаж и прочее. При этом учитывается категория каждого отдельного участка, определяемая согласно его целевому назначению.

Процедура получения территории предполагает сбор соответствующих бумаг, и последующее предоставление такового в администрацию вместе с заявлением на аренду надела. Перечень документов установлен законодательством, но не исключено внесение в данный список каких-либо поправок и коррективов, предписанных местными органами власти. Перед началом процедуры рекомендовано осведомиться относительно пакета бумаг, требуемого в конкретной ситуации, а также получить консультацию юриста, специализирующегося в решении земельных вопросов.

Читайте также:  Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение в 2023 году

Основания для получения земли в аренду

Предоставление муниципальной земли в аренду, с согласия местной администрации, допускается на основании Законодательства РФ, а точнее, гл. 34, ст. 606 Гражданского Кодекса. Здесь важно уточнить, что в случае если целью аренды выступает строительство, территория предоставляется в пользование лишь на срок возведения на ней сооружения. По окончании процесса, наниматель обязан выкупить участок у муниципалитета и оформить его в собственность либо продлить сроки договора.

Более детально основания и порядок предоставления земли в аренду рассмотрены в Земельном Кодексе РФ. Здесь освещаются следующие аспекты:

  • определение надела земли;
  • порядок предоставления территории в аренду органами местной власти;
  • нормы, регулирующие право владения землей;
  • моменты, освещающие особенности аренды и владения чужим участком;
  • вопросы относительно получения прав на земельные площади, находящиеся во владении государства и муниципалитета.

Комментарий к статье 39.6 ЗК РФ

Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.

Так, до введения комментируемой статьи ЗК РФ предусматривал только ограниченное число случаев обязательного проведения торгов на право заключения указанных договоров в целях строительства: 1) если земельный участок был сформирован (п.6 ст. 30 ЗК РФ); 2) при размещении объекта в городском и сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 3) в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава лесного фонда либо для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 4) в случае предоставления земельного участка для жилищного строительства или комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.2 ст. 30.1, п.2 ст. 30.2 ЗК РФ).

Кроме того, широкие полномочия были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части установления перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах.

Таким образом, ранее правовое регулирование исходило из установления случаев, когда должны были проводиться торги. При этом все указанные случаи касались только земельных участков, предоставляемых для строительства. В комментируемой статье реализован концептуально иной подход — договоры аренды земельных участков заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукционов, за исключением ограниченного числа случаев: такой подход в большей степени соответствует условиям рыночной экономики и направлен на развитие конкуренции.

Можно выделить следующие группы случаев, когда предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.

1. Предоставление земельных участков для реализации государственных функций, масштабных инвестиционных проектов и решения вопросов местного значения (подп.1-4, 22, 25-27, 30 п.2 комментируемой статьи).

Учитывая, что указанные задачи допускают достаточно широкую трактовку, подп.1-4 п.2 комментируемой статьей для предоставления земельных участков предусмотрены не только цели такого предоставления, но и наличие определенных правовых актов — указа или распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ. Более того, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, назначения, масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов Российской Федерации.

Понятие инвестиционный проект раскрыто в ст. 1 ФЗ от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.1096; 2004. N 35. Ст.3607; 2006. N 6. Ст.636; 2010. N 30. Ст.4015; 2011. N 30. Ст.4596; N 51. Ст.7448), согласно которой он представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

При этом используемое в подп.2 и 3 п.2 комментируемой статьи понятие «масштабный проект» не следует отождествлять с «приоритетным инвестиционным проектом», предусмотренным указанным Федеральным законом, в связи с разными основаниями отнесения инвестиционных проектов с позиции ЗК РФ к масштабным и приоритетным.

При предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с подп.4 п.2 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в ст. 1 ГрК РФ, согласно п.18-20 которой объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению РФ, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие России.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Правительством РФ, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Президентом РФ.

Читайте также:  Льготы для пенсионеров на проезд в общественном транспорте в иваново

Объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта РФ, определяются законом субъекта РФ. Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта РФ.

Градостроительным кодексом РФ также предусмотрена необходимость разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документа, устанавливающего перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоот- ведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Анализ норм ГрК РФ (ч.4 ст. 9, ч.6 и 7 ст. 26) позволяет сделать вывод, что вышеуказанные объекты по общему правилу должны найти отражение в документах территориального планирования соответствующего уровня (это правило не относится к случаям предоставления земельных участков для выполнения международных обязательств РФ, что предполагает наличие соответствующих международных договоров, соглашений и т.п.).

Масштабные инвестиционные проекты:

Отрасль Муниципальное образование Минимальный объем инвестиций (в срок не более 3-х лет)
Класс 10 «Производство пищевых продуктов» и 11 «Производство напитков» раздела С «Обрабатывающие производства» МО «Город Ижевск», МО «Город Глазов», МО «Город Воткинск», МО «Город Сарапул», МО «Город Можга», МО «Камбарское», МО «Завьяловский район» 50 млн. рублей
муниципальные районы УР (за исключением территории МО «Завьяловский район») 10 млн. рублей
Раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» МО «Город Ижевск», МО «Город Глазов», МО «Город Воткинск», МО «Город Сарапул», МО «Город Можга», МО «Камбарское» 50 млн. рублей
муниципальные районы УР 3 млн. рублей
Прочие виды экономической деятельности МО «Город Ижевск» 100 млн. рублей
МО «Город Глазов», МО «Город Воткинск», МО «Город Сарапул», МО «Город Можга», МО «Завьяловский район» 50 млн. рублей
муниципальные районы УР (за исключением территории МО «Завьяловский район») 10 млн. рублей
Проекты, включенные в состав федеральных целевых программ и (или) государственных программ Российской Федерации Все МО УР не установлен
Проекты, реализуемые (планируемые к реализации) резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Удмуртской Республики МО «Город Сарапул», МО «Город Глазов» не установлен

Основания для получения

На практике получить землю у администрации удобно и просто. Основная проблема заключается в том, чтобы арендатор смог убедить чиновников о необходимости целевого использования. Например, для выращивания винограда. Все процессы, сроки и использование арендной земли регулируется статьей 606 ГК.

ВНИМАНИЕ! Если участок берется в аренду для строительства, то договор действителен только на время возведения постройки. После сдачи в эксплуатацию он аннулируется.

Конечно, гражданин может продлить аренду или полностью выкупить участок у администрации, но этим вопросом нужно озадачится заранее. Какие пункты Земельного Кодекса следует учитывать гражданину, чтобы оформить аренду земельного участка?

  1. Правила, которые определяют правила владения участком.
  2. Порядок предоставления участка в аренду.
  3. Нюансы аренды и особенности пользования государственного участка.
  4. Особенности получения земельного участка от местного муниципалитета.

На практике администрация не может отказать гражданину в праве аренды, но существует ряд исключений на определенный тип земельных участков:

  • Заповедники и национальные парки.
  • Участки занятые учебными заведениями.
  • Участки под кладбища.
  • Территории, которые занимают военные и прочие государственные службы (ФСБ, МВД, СК и т.д.)
  • Участки предназначенные для захоронения химических и радиоактивных отходов.
  • Земли отведенные под охрану государственной границы.

В прочие территории ограничения не распространяются и любой гражданин может оформить заявление на аренду. Решение выносит не глава администрации, а специальная комиссия.

Самый актуальный вопрос — это, конечно, стоимость аренды приобретенного участка. Сумма, сроки и порядок оплаты указывается в договоре между сторонами. Стоимость зависит от множества факторов. Например, цены земли на рынке, категория земли (плодородность), расположение. Но в общем на аренду будут влиять следующие показатели:

  1. базовая цена для определенного региона РФ;
  2. поправочный коэффициент — рассчитывается исходя из целевого предназначения земли и ее категории;
  3. зональный коэффициент — рассчитывается после кадастровой оценки участка;
  4. размер земельного участка.

Индексация арендной стоимости может меняться, но не чаще одного раза в год. Для льготных групп населения цена будет существенно ниже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *