Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.
85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.
Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.
Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.
НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.
Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:
- стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
- социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
- инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
- имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)
Ставка НДФЛ для резидентов
Для резидентов существуют четыре налоговые ставки: 9%, 13%, 15% и 35%. Облагаются налогом доходы как от российских источников, так и от зарубежных.
Чаще всего используется ставка 13%. Например, при получении зарплаты по месту работы или прибыли после продажи имущества в виде недвижимости. С 2021 года введены изменения в налогообложение физлиц. Теперь ставка налога зависит от размера дохода.
Теперь, если ваша налогооблагаемая база превысит 5 млн рублей за год, то будут применяться одновременно две ставки:
Годовой доход до 5 млн рублей |
Сумма свыше 5 млн рублей |
13% |
15% |
Объект налогообложения и плательщики НДФЛ
Налог на доходы физических лиц должен платить каждый совершеннолетний гражданинРоссии, который имеет этот доход. Но система не так проста, поскольку налогоплательщики разделены на несколько категорий. Для каждой категории распределение налога происходит по своей схеме:
Налоговые резиденты
Они проживают в стране от 183 суток в году и составляют декларацию по закону.
Не резиденты (согласно налоговому законодательству)
Люди, которые не проживают в стране упомянутую часть времени в году, но получающие в России доход.
Отдельные категории граждан должны сами заниматься декларированием налога, писать справки и т.п. Заполненную декларацию нужно подать самолично до 30 апреля следующего за налоговым периодом года. Если вы относитесь к категории лиц, которые могут не заниматься налоговым декларированием самостоятельно, рассматриваемая декларация может быть передана в налоговую в любой момент. Но до конца года справка должна быть там.
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются:
• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
• физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
2. Объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в России или от источников за ее пределами для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ или не являющихся налоговыми резидентами РФ.
3. Налоговым периодом для уплаты налога на доходы физических лиц признается календарный год.
4. К доходам от источников в России и от источников за ее пределами относятся:
• дивиденды и проценты, полученные от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;
• доходы, полученные от использования в России авторских или смежных прав;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в России, или от иностранной организации;
• доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, прав требования в связи с деятельностью постоянного представительства иностранной организации, иного имущества, находящегося в России и принадлежащего физическому лицу или находящегося за пределами России;
• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в России или за ее пределами;
• вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России либо от иностранных государств.
5. При определении налоговой базы учитываются все доходы физического лица, полученные им как в натуральной, так и в денежной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода физического лица по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
6. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная:
• от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;
• приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
• приобретения ценных бумаг.
Оплата налога и представление отчётности
Порядок уплаты
Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).
Льготы по выплате налога
Согласно букве закона, применяемого в сфере налоговых правоотношений, уменьшить финансовую базу для начисления средств в государственную казну можно посредством налогового вычета. Он бывает следующих видов:
- стандартный;
- социальный;
- инвестиционный;
- профессиональный
- имущественный.
Под стандартным понимается льгота, полагающаяся к выдаче следующим категориям населения:
- ветеранам Великой отечественной войны;
- инвалидам Великой отечественной войны;
- героям России;
- участнику ликвидации аварий на Чернобыльской атомной электростанции.
Величина компенсации представителям перечисленных выше категорий составляет от 500 до 3000 рублей ежемесячно. Если гражданин одновременно представляет несколько определенных законом льготных категорий, то имеет право на получение выплат по максимальному размеру.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц является наиболее значительным как по суммам поступлений, так и кругу плательщиков из имеющихся прямых налогов с населения.
Подоходный налог связан с различными сферами жизнедеятельности граждан, потому охватывает разнообразные источники доходов. Он рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 23 части II Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была принята Федеральным законом 5 августа 2000-го г.
Налогоплательщики подоходного налога – это физ. лица, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лица, которые не являются налоговыми резидентами России, получающие доходы от источников на территории российского государства.
Физические лица – это граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Доходами от источников в налоговом законодательстве Российской Федерации признаются:
- дивиденды с процентами, полученными от российского учреждения, а также проценты, получаемые от российских ИП и (либо) иностранной компании в связи с работой ее постоянного представительства в России;
- страховые выплаты, когда наступают страховые случаи, получаемые от российской компании и (либо) от иностранного учреждения в связи с работой ее постоянного представительства в России;
- доходы, получаемые от использования в России авторских либо других смежных прав;
- доходы, получаемые от сдачи в аренду либо другого применения имущества, которое находится в России;
- доходы от продажи:
- недвижимого имущества, которое находится в России,
- акций либо других ценных бумаг в России и долей участия в уставном капитале предприятий,
- прав требования к иностранной либо местной организации ввиду деятельности ее постоянного представительства на территории российского государства,
- прочего имущества, которое находится в России и принадлежит физ. лицу;
- вознаграждение за исполнение трудовых либо других обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершенные в России;
- пенсии, пособия, стипендии и другие типичные выплаты, получаемые налогоплательщиком согласно действующему российскому законодательству либо получаемые от иностранного учреждения ввиду деятельности ее постоянного представительства в России;
- доходы, получаемые от использования всяких ТС, в частности, морские, речные, воздушные суда и автомобильные ТС, с целью перевозок в Россию и (либо) из России или в пределах страны;
- доходы, получаемые от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), оптико-волоконных линий и (либо) беспроводной связи, прочих средств связи, в том числе компьютерные сети, на территории российского государства;
- выплаты правопреемникам умерших застрахованных граждан в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации касаемо обязательного пенсионного страхования;
- прочие доходы, которые налогоплательщик получает после реализации им деятельности в России.
Объект налогообложения представляет собой доход, получаемый налогоплательщиком от:
- источников в России и (либо) от источников за пределами государства – для физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России;
- источников в России – для физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.
При установлении налоговой базы в расчет принимаются все доходы налогоплательщика, которые были получены им в денежной, а также натуральной форме, либо право распоряжаться которыми у него появилось; доходы в качестве материальной выгоды. В случае если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, решением суда либо других органов осуществляются какие-то удержания, то эти удержания не снижают налоговую базу.
Налоговая база устанавливается по отдельности по каждому доходу, в отношении разных додохов ставятся разные налоговые ставки.
В случае если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает сумму доходов, которые подлежат налогообложению, за данный налоговый период, тогда в этом налоговом периоде налоговая база равна нулю. Такие налоговые вычеты применимы для доходов, облагаемых по 13%-ной ставке.
Для доходов, по отношению к которым предусматриваются другие налоговые ставки, налоговая база устанавливается в качестве денежного выражения доходов, которые подлежат налогообложению. Причем налоговые вычеты не используются.
Налог с продажи квартиры
Налоговый вычет, онлайн расчет
Доходы, освобождаемые от налогообложения
Не все доходы облагаются НДФЛ. Это важно знать. В НК утвержден полный перечень случаев, когда сбор не удерживается:
-
доход, который получен правопреемником на основании права наследия;
-
доходы по договору дарения в случаях, которые предусмотрены законодательством. К этим случаям относится дарение от близкого члена семьи: супруги, дети, родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, усыновители. Если же по дарственной передан в дар некий объект, денежная сумма, не от близкого члена семья, одаренный обязан также заплатить НДФЛ;
-
доходы, которые получены от реализации имущества, находящегося в собственности более трех лет.