Хочу стать детским психологом — логопедом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хочу стать детским психологом — логопедом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.

Чем занимается логопед

У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.

«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».

Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.

Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.

Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:

  • исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
  • разработка индивидуальной программы обучения;
  • развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
  • развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
  • устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
  • консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.

Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:

  • быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
  • находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
  • обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
  • работать с детьми разных возрастов.

Диагностика и лечение

Работа специалиста начинается с консультации.

От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.

Как проходит консультация, как подготовить ребенка

Малыши с нарушениями речи часто имеют проблемы психологического характера, которые делают его замкнутым и пугливым. Поэтому контакт с новым, незнакомым человеком – это всегда стресс. Конечно, логопед-психолог обладает необходимыми навыками для того, чтобы эффективно, но мягко наладить контакт с ребенком. Но со стороны родителей будет нелишним подготовить малыша к встрече с врачом:

  1. Ребенку нужно рассказать, куда и зачем он идет. Пояснить, что это за доктор, что он будет делать, что врач друг, а не враг, он не навредит, а поможет.
  2. Можно поиграть с малышом в доктора-пациента. В игре ребенок может взять на себя роль врача.
  3. Ребенок должен находиться в оптимальном состоянии – здоров физически (насколько это возможно), накормлен, не хотеть спать или гулять. Это нужно учитывать, выбирая время для записи на прием.
Читайте также:  Брачный договор: образец заполненный, скачать, о раздельной собственности.

Как найти действительно хорошего логопеда-психолога

Логопед-психолог есть далеко не в каждой поликлинике. Обычно в медицинских учреждениях работает логопед, но есть и психолог. Если не хотите ходить к разным врачам, нужно найти клинику, где принимает врач со специализацией логопед-психолог.

Найти доктора можно при помощи интернета. Многие современные клиники имеют сайты, где выкладывается информация о штате врачей.

Как убедиться, что специалист действительно вам подходит:

  • Почитайте информацию о враче на специализированных форумах. Родители часто делятся информацией о специалистах, качество услуг которых их не устроило или наоборот приятно впечатлило.
  • Узнайте, какое образование получил врач, какой у него опыт работы, проходит ли он стажировку за рубежом и курсы повышения квалификации. Врачи, которые постоянно обновляют свои знания, используют современные, высокоэффективные методики лечения.
  • Запишитесь на консультацию и составьте мнение о специалисте самостоятельно. Посмотрите на реакцию ребенка во время общения с врачом и после приема. Оцените, насколько профессионально логопед-психолог ведет себя, как быстро нашел подход к малышу.

Окончательно установить, подходит ли вам врач или нет, можно после получения первых результатов лечения. Нужно оценивать, насколько быстро они появились, насколько существенны сдвиги в положительную сторону.

«Все трясутся над своими детьми»

А когда нужно вести ребенка к нейропсихологу? Что должно родителей насторожить?

— В этом всегда нуждаются дети с особенностями в развитии — речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, генетическими аномалиями. У каждого ребенка, и особого, и нормотипичного, есть свои механизмы трудностей. И с точки зрения нейропсихологического подхода мы их довольно четко вычленяем. И работая с ними, всегда можно добиться более эффективного и интересного результата.

Если мы говорим про речевые задержки, — скорее, да, тоже понадобится нейропсихолог. Речевая система опирается на разные зоны нашего мозга. И если мы четче понимаем, в каком месте или с каким механизмом связана проблема ребенка, мы можем ему быстрее помочь.

Что за специалист логопед-дефектолог

В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.

Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).

Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.

Где пройти обучение по специальности педагог-психолог

Для освоения профессии вы можете поступить в вуз или колледж по направлению «Педагогическая психология». Обучение займет несколько лет. Можно записаться на курсы переподготовки и получить ту же профессию за несколько месяцев.

В Институте прикладной психологии курсы по подготовке психологов доступны дистанционно*. На обучении вы получите:

  • возможность работать в государственных и частных организациях из сферы образования;
  • понимание того, как устроена психика человека, и как можно влиять на ее работу;
  • информацию об особенностях психологического развития и становлении личности;
  • знание основ педагогики и общей психологии;
  • право работать с людьми разных возрастов;
  • инструменты для психологической диагностики, профилактики и коррекции.

К направлениям работы специалиста относятся: диагностика, коррекция, анализ, консультации, методическая деятельность, профилактика и предупреждение речевых нарушений. Профессия «Учитель-логопед» включает следующие трудовые функции:

  • определение степени сложности дефекта обучающихся;

  • составление плана индивидуальной коррекционной работы;

  • проведение занятий по исправлению отклонений в развитии речи;

  • консультация родителей по приемам и методам оказания помощи детям и так далее.

Востребованным направлением является логопедия-дефектология. Специалисты этой области проводят занятия с детьми, имеющими серьезные дефекты речи и развития, расстройство аутистического спектра. Логопеды-дефектологи:

  • устраняют нарушения голоса;

  • исправляют дефекты в чтении и письме;

  • проводят профилактику общего дефицита речи;

  • формируют правильную скорость и ритм произношения.

Задачи специалиста в школе

Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.

Читайте также:  Порядок возврата товара поставщику в 1С

Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:

  • комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
  • проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
  • индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
  • проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
  • направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
  • профилактика возникновения и развития дефектов речи;
  • проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
  • помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).

В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.

Распространенные проблемы и заболевания

Существует несколько распространенных заболеваний, с которыми может справиться логопед вместе с другими специалистами.

Дисграфия
Заболевание сказывается на письменной речи, вызывая затруднения с написанием отдельных слов или целых предложений. При этом навыки чтения и устной речи, а также слух не имеют никаких нарушений. Проявление дисграфии заключается в постоянных грамматических ошибках, которые непроизвольно возникают во время письма.

Кроме того, могут возникнуть проблемы с повторением правильной формы букв, порядком слогов и даже слов. Если нарушения возникают практически в каждом слоге, что вызывает большие сложности у ребенка во время изучения письма, такое заболевание называется аграфией.

Дислексия
Суть заболевания заключается в нарушении восприятия речи во время чтения. Иными словами, человек испытывает трудности во время воспроизведения написанного текста. Без своевременной диагностики и лечения дислексия может перерасти в алексию, когда ребенок физически не может овладеть навыками чтения.

Причиной отклонения являются нарушения в работе задней доли головного мозга, что проявляется в снижении активности определенных нервных участков, которые отвечают за работу с письменной речью.

Афазия
Патология возникает после физической или психологической травмы, а также перенесенной инфекции, которая поразила речевой центр головного мозга. Нередко афазия также проявляется после инсульта или при онкологии. Проблема возникает только у людей, которые уже начали формировать свою речь (старше 3-х лет).

Алалия
Патология речевого центра нарушает формирование, восприятие и повторение речи. Даже если ребенок будет постоянно слышать звуки и речь, он не сможет их воспроизвести. Основные причины: травма головы, врожденные аномалии развития, последствия перенесенных инфекционных заболеваний.

При этом, у пациента с алалией могут наблюдаться высокие умственные способности, которые не зависят от данной патологии. Память, навыки, таланты, интеллект остаются такими же, как и у обычных людей. В легких случаях восстановить речевой центр можно за 2-4 года, в тяжелых случаях первые результаты могут появиться только тогда, когда ребенку исполнится 10 лет. Нередко алалия является признаком аутизма, задержки речевого развития, олигофрении, поэтому нужно своевременно обратиться к специалисту.

Заикание
Заболевание может выражаться в двух формах: паузы перед определенными звуками или их повторение одного и того же звука несколько раз. Пораженная нервная система вызывает перевозбуждение мышц речевого аппарата, что и является причиной проблем с воспроизведением речи. Причиной заикания может быть психологическая травма, стресс, инфекционные заболевания, травмы челюсти и лицевых мышц, инсульт, инфаркт и т.д.

Дизартрия
Патология связана с нарушением развития губ, мягкого неба и языка, которые принимают непосредственное участие в формировании звуков. Пациент часто обладает неправильным произношением, при этом нет никаких нарушений речевого центра головного мозга или слуха. Даже обычная речь становится невнятной и смазанной, постепенно больной утрачивает способность понятно выражаться.

Ринолалия
В результате патологии или приобретенного поражения верхних дыхательных путей появляется гнусавость, которая приводит к изменению тембра голоса и звукообразования. Если обычно воздух только проходит через носовые ходы и «превращается» в звуки уже в ротовой полости, то ринолалия приводит к обратному эффекту, что и изменяет итоговые характеристики речи. Помимо гнусавости, заболевание характеризуется неразборчивой, монотонной речью без эмоционального окраса.

Дислалия
Патологии речи возникают без поражения нервной системы или речевого центра. Обычно, пациент не может произносить один конкретный звук или несколько похожих между собой по этимологии. Одной из причин дислалии являются приобретенные или врожденные дефекты органов, которые имеют непосредственное влияние на формирование звуков.

Читайте также:  Календарь бухгалтера в 2023 году

Что касается функциональной дислалии, она возникает преимущественно у детей и связана с неправильным восприятием речи взрослых из-за отсутствия общения и воспитания, а также в том случае, если в семье общаются на нескольких языках. Проблема также наблюдается при наличии дефектов речи у одного из родителей (ребенок начинает изучать слова вместе с неправильным произношением), поэтому эксперт занимается, как с детьми, так и со взрослыми.

Тахилалия
В отличие от заикания, патология проявляется в виде ускоренной речи. При этом больной разговаривает слишком торопливо и с напором, из-за чего теряется четкость отдельных слов и предложений в целом. Нередко пациенту приходится несколько раз повторять сказанное, так как были пропущены некоторые звуки.

Основная причина проблемы – постоянное или временное поражение отдельных участков мозга, которые отвечают за речь. Зачастую тахилалия носит временный характер и возникает как реакция на стрессовую ситуацию, при знакомстве с новыми людьми, публичном выступлении и т.д.

Брадилалия
Пациент с брадилалией обладает замедленной речью. Причины такие же, как при тахилалии, но речь человека становится слишком тянущейся, что также приводит к искажению некоторых звуков. Больному трудно переходить с одного слога на другой, а речь требует усиленного сокращения мышц лица.

На фоне поражения головного мозга может возникать брадифазия, которая также характеризуется нарушением мыслительных процессов и появлением других отклонений, связанных с памятью, чтением, обучаемостью и прочими категориями. При этом, речевой аппарат не поражается.

Дисфония
Проблема связана с патологией, травмой или другим поражением голосового аппарата. Болезнь изменяет характеристики голоса, из-за чего нарушается произношение отдельных звуков или целых слов. У пациента может возникать дисфония, которая связана с резким изменением тембра голоса, а также афония – человек может нормально говорить только шепотом. Дисфония является проблемой детей в любом возрасте, реже возникает у подростков.

Почему может потребоваться помощь ЦПМПК

Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.

Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.

Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.

Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.

Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?

Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.

Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.

Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *