Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Топ‑12 изменений для бухгалтера с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Принцип использования плана счетов
Компания сама решает, какие счета будут использоваться ею в работе. Кроме того, надо продумать, какие субсчета требуется открыть с учетом специфики ее деятельности.
Внимание! Компания не обязана строго придерживаться перечня субсчетов. Она может их переименовать, уточнить, объединить или исключить. Главное — с субсчетами должно быть удобно работать.
В результате формируется рабочий план счетов. Он утверждается учетной политикой компании. Если в течение года компания меняла свою деятельность, на следующий год она может утвердить скорректированный вариант.
Когда какая-либо операция специфична для деятельности компании и для нее отсутствует подходящий синтетический счет, допускается с разрешения Минфина ввести новый счет. При этом применяются счета, которые не задействованы в плане счетов.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
События после отчетной даты
Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.
Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2021 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.
Зачем вносятся изменения в закон
Жизнь не стоит на месте, постоянно что – то меняется, появляется что – то новое, поэтому даже законодательство нужно подстраивать под текущий ритм жизни, вносить изменения и поправки.
Ни для кого не секрет, что учет может быть бюджетным, он ведется в государственных или некоммерческих организациях. У него своя особая специфика и даже план счетов совершенно не похож на коммерческий.
Коммерческий учет применяется в большинстве компаний. Он, в свою очередь, совершенно не похож на бюджетный.
Разница между двумя видами учета велика. И бухгалтерам приходится переучиваться, если, например, работник из бюджета уходит в коммерцию и наоборот. В связи с этим государство решило, что необходимо привести законодательство в бюджетной сфере и коммерции к общему знаменателю, когда законодательством смогут пользоваться бухгалтеры, работающие в коммерческих организациях и бухгалтеры – бюджетники. Кстати, именно поэтому в бюджетных учреждениях начали вводить федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Изменения в учете активов и обязательств в валюте
Большой блок изменений касается ПБУ 3/2006. Немало компаний, которые проводят расчеты в иностранной валюте и именно их коснутся изменения. Изменения связаны с кросс – курсом, выручки, которая превысила аванс и, собственно, валютных операций.
- Кросс – курс новое понятие. Он применяется в тех случаях, когда Центробанк не установил курс для той или иной валюты. Тогда курс высчитывается исходя из курсов двух валют. Это расчетное соотношение
- Если компания получила выручку, величина которой больше полученных авансов, то сумму превышения нужно пересчитать по курсу на отчетную дату. Это означает, что появляются прочие доходы и расходы
- Защита от рисков предполагает появление курсовых разниц. Теперь они не являются прочими доходами и расходами
Упрощенный учет аренды у арендатора
Новый ФСБУ25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» устанавливает отдельные правила для арендаторов и арендодателей.
Начнем с того, что при переходе на новый стандарт вместо ретроспективного пересчета арендатор вправе применить упрощенный порядок признания и оценки права пользования активом (ППА) и обязательства по аренде. То есть организация по каждому договору аренды единовременно признает на 31 декабря 2021 года ППА и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. Это общее правило.
Если арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, должен отражать право пользования активом и обязательство по аренде, то он может применить такие упрощения:
- рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом как сумму первоначальной оценки обязательства по аренде и арендных платежей, осуществленных на дату предоставления предмета аренды или до такой даты. В этом случае все иные затраты, обычно включаемые в фактическую стоимость, признаются расходами по обычным видам деятельности текущего периода (п. 13 ФСБУ 25/2018, п. 5 ПБУ 10/99);
- первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018).
Кроме того, к определенным договорам арендатор, в том числе имеющий право на упрощенный учет, может применять упрощенный порядок учета аренды по ФСБУ 25/2018 (п. 11 и 12 ФСБУ 25/2018).
Это послабление допускается к договорам, по которым одновременно выполняются следующие условия:
- договор аренды не предусматривает переход права собственности на предмет аренды к арендатору, и нет возможности выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;
- предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.
В этом случае арендные платежи признаются в качестве расхода равномерно в течение срока аренды.
Упрощенный учет для малых предприятий
Применять упрощенное ведение бухучета и предоставление бухгалтерской отчетности могут малые предприятия, отвечающие ряду требований .
К чему сводится упрощение отчетности, прописано в приказе Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н.
- Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей. В приложениях к ним приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
- Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств необходимо составлять, только если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.
Упрощение учета достигается через полное освобождение или сокращенное применение бухгалтерских стандартов.
Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.
Образец учетной политики можно скачать здесь.
При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений (пп. 5, 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ):
В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:
С 01.01.2022 станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график докумментооборота является обязательным приложением к учетной политике.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и федеральные стандарты (ФСБУ).
ПБУ — законодательные акты 2-го уровня, следующие за нормативными актами федерального значения. Они устанавливают порядок и базовые правила ведения бухучета и формирования отчетности и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами РФ.
Актуальный перечень ПБУ см. в этой статье.
Алгоритм формирования данного документа вы найдете в статье «Как составить учетную политику организации (2022)?».
Рассмотрим основные ПБУ, на которые надо опираться при составлении учетной политики организации.
Учет МПЗ: ФСБУ 5/2019
ФСБУ 5/2019 нужно применять с 2021 года вместо ПБУ 5/01. Новый стандарт регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.
Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков.
О том, кому разрешено вести упрощенный бухучет, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».
ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).
Выбытие МПЗ может осуществляться:
Как применять на практике ФСБУ 5/2020 и какие нюансы учесть при внесении изменений в учетную политику на 2021 год, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Зачем нужно ПБУ 18/02?
Типичные, но неверные ответы на вопрос «Зачем нужно ПБУ 18»:
- для уплаты налога на прибыль в бюджет
- грамотное применение ПБУ позволяет сэкономить на налоге на прибыль
- можно не вести НУ, если применяется этот стандарт
- отложенное налоговое обязательство — это сумма, которую налоговая заставит заплатить в будущем
- неверный расчет постоянного налогового актива увеличивает базу по налогу на прибыль
А теперь правильный ответ — ПБУ 18/02 это бухгалтерский стандарт и он никак не влияет на налоговый учет и сумму налога, вот прям абсолютно никак не влияет.
Цель этого стандарта — определить порядок учета налога на прибыль. Главный вопрос состоит в том, как учитывать последствия:
- будущего возмещения стоимости активов, которые признаны в отчете о финансовом положении организации
- событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации
Как оценивать запасы при признании?
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Сколько пбу в бухгалтерском учете 2022
Федеральные стандарты для организаций
— Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 — 2026 гг.
Нормативный акт, утвердивший стандарт
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»
Приказ Минфина России от 30.05.2022 N 86н
Стандарт применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока.
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н
Стандарт применяется с 1 января 2022 года, за исключением абз. 1 п. 25, который применяется с 1 января 2024 года. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
Положения по бухгалтерскому учету
Внимание! Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 01.10.1998 до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются для целей указанного Закона федеральными стандартами бухгалтерского учета (часть 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ).
Положение по бухгалтерскому учету
Нормативный акт, утвердивший положение
Учетная политика организации
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
Учет договоров строительного подряда
Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
Бухгалтерская отчетность организации
Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н
События после отчетной даты
Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
Информация о связанных сторонах
Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н
Информация по сегментам
Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н
Учет государственной помощи
Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н
Учет нематериальных активов
Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н
Внимание! Документ утрачивает силу с 01.01.2024 в связи с изданием Приказ Минфина России от 30.05.2022 N 86н.
Финансовые инструменты
Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:
- денежных средств;
- дебиторской задолженности;
- долговых требований;
- активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
- активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
- активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).
В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.