Перечень антикризисных мер в 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень антикризисных мер в 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В наибольшей степени ощутила на себе в 2022 году государственную поддержку малого бизнеса ИТ-сфера. И это неудивительно — в связи с обещаниями уйти с российского рынка зарубежных разработчиков программного обеспечения нашей стране понадобились собственные разработки, чтобы не остаться без современных технологий. Субъектов данной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 освобождают от уплаты налога на прибыль и проверок вплоть до 2024 года. Им будут предоставлять бесплатные гранты на разработку ПО, проценты по выдаваемым кредитам станут минимальными, озвучены и другие меры.

Как мы уже говорили, ограничений гораздо меньше, чем мер поддержки.

  • Российские компании обязаны продать восемьдесят процентов иностранной валюты, которая поступает на их счет;
  • Для совершения следующих действий необходимо разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям:
  1. Предоставлять нерезидентам займы в валюте;
  2. Зачислять валюту на свои зарубежные счета и вклады;
  3. Переводить деньги с помощью иностранных средств платежа без открытия банковского счета;
  4. Выдавать кредиты лицам из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ;
  5. Покупать недвижимость и ценные бумаги, если их владелец приобрел их после 22 февраля у граждан тех государств, которые ввели ограничения в отношении РФ.
  • Введён запрет на вывоз наличной иностранной валюты и денежных инструментов, если сумма превышает 10 000 долларов США по курсу Центробанка на день вывоза.

Взаимодействие с бизнесом

1. Выкуп акций. Новые правила28 допускают вложение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в акции российских эмитентов на вторичном рынке и государственные ценные бумаги. Правительство РФ в 2022 году уже решило выделить из ФНБ 1 трлн рублей на покупку ценных бумаг (распоряжение Правительства РФ от 26.02.2022 № 335-р «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»). Реализацией этой операции займется Минфин России, который определит, как и в течение какого срока будут проходить покупки. Для сделок министерство вправе привлекать госкорпорацию ВЭБ.РФ. Пока из условий известно только то, что облигации федерального займа и акции, которые можно будет покупать на средства фонда, не должны быть связаны с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Предполагается, что покупка Минфином России на вторичном рынке акций российских эмитентов по текущим заниженным ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ. Данная операция также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке.

Однако не каждая компания и не каждый ИП смогут воспользоваться предлагаемыми мерами просто так. Нужно будет удовлетворять определенным критериям:

  • наличие государственной аккредитации в области информационных технологий;
  • наличие определенных ОКВЭД в выписке из Единого госреестра и осуществление деятельности по таким кодам: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4 и пр.;
  • большую часть доходов компании (не менее 90%) должны составлять доходы от разработки и продажи собственного программного обеспечения.

Конечно, государство и раньше помогало отрасли информационных технологий. Так, ставки страховых взносов всегда были низкими для работников данной сферы, ИТ-компании освобождали от уплаты налога на прибыль в части регионального бюджета. Но меры, принятые в текущем году, оказались беспрецедентными.

Цели и задачи антикризисного управления

Главная цель антикризисного управления – стабилизация ситуации в компании и удержание ее позиций на рынке. Чтобы достичь результата, нужно поэтапно решить следующие задачи:

  1. Избежать банкротства.
  2. Вывести компанию из кризисного состояния.
  3. Разработать и реализовать новые управленческие решения.
  4. Предотвратить или снизить ущерб от кризиса.
  5. Проанализировать слабые стороны и внедрить новые подходы в работу предприятия.

Мораторий на плановые проверки бизнеса.

С 10 марта и до конца 2022 года правительство отменило все плановые проверки МСП: предпринимателям можно не ждать визита представителей ФНС и Роструда, пожарной инспекции и Роспотребнадзора, таможенников, Ростехнадзора и органов внутренних дел.

При этом не отменяются:

  • камеральные налоговые проверки;
Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

  • проверки в отношении организаций, связанных с охраной здоровья, социальной сферой, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой, а также ряда других социально значимых или опасных (1 и 2 класс опасности) предприятий;

  • проверки ИП и организаций, в отношении которых ранее применили меры административного воздействия;

  • проверки по заявлениям потребителей или третьих лиц.

Льготный кредит на закупку приоритетной импортной продукции

Правительство утвердило правила предоставления кредитов по льготной ставке (0,3 х ключевая ставка + 3%) на приобретение продукции из установленного перечня, например, электроники, продовольствия, транспорта, стройматериалов (Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 895).

Кредит предоставят для финансирования контрактов, заключенных после 1 марта с ценой, эквивалентной 3 млн. руб. и более.

Срок действия льготной ставки составляет:

  • 1 год при закупке продукции;
  • 3 года — для оборудования и средств производства.

Послабления при таможенном оформлении

1. До 1 января 2023 года разрешили указывать одну позицию ТН ВЭД при декларировании продукции, которую поставляют в комплекте с компонентом или в разобранном виде. При этом не нужно корректировать решение о классификации, если его выдали до 1 июля 2022 года.

2. До 1 января 2029 года разрешили ввозить компоненты товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок.

3. До конца года упростили ввоз электроники:

  • оформить нотификацию могут в том числе отраслевые ассоциации и некоммерческие организации согласно утвержденному перечню;
  • системообразующие организации могут не представлять таможенным органам сведения о включении нотификации в реестр в отношении комплектующих для промышленного производства электроники и техники.

4. До 1 марта 2023 года продукцию для оборота в РФ можно ввозить без маркировки. В этот же период в качестве маркировки можно использовать не только знак обращения на рынке, но и знак соответствия.

5. Декларантам не нужно подтверждать право использовать сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии требованиям к серийным товарам.

(Федеральный закон от 26.03.2022 N 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)

Сделки и расчеты с контрагентами, валютные операции

При ведении ВЭД российские компании и ИП (Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529):

  • не обязаны соблюдать требование о расчетах через счета в уполномоченных банках и переводы электронных денежных средств;
  • не обязаны зачислять полученную от нерезидентов инвалюту на счета в уполномоченных банках;
  • могут производить зачет требований к нерезидентам (обязательств перед ними), замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами. Такие сделки не должны противоречить иным указам президента. Кроме того, исключения может установить правительство.
  • Урезание затрат – необходимая мера, что заключается в оптимизации расходов компании – увольнение персонала; уменьшение зарплат; оптимизация трудовых ресурсов; сокращение товарного ассортимента; замена сырья на более дешевые аналоги и др.;
  • Привлечение денежных средств – любое имущество, что находится в распоряжении компании, может быть продано или отдано в аренду для дополнительного дохода. Принести в компании деньги способна продажа ценных бумаг, недвижимости; изменение кредитной политики и оптимизация продаж;
  • Реструктуризация долга – комплекс переговоров с кредиторами с целью получения уступок и отсрочек, позволяющих уменьшить должностные обязательства;
  • Составление нового плана стратегического развития – компания должна адаптироваться к новым условиям и максимально оптимизировать свой функционал;
  • Реорганизация компании – кардинальные изменения в структуре и деятельности организации, что влекут за собой перемены во всех сферах: продаж, управления и внешней политики.

Гораздо эффективнее искать новые источники финансирования и проводить мероприятия по стратегическому совершенствованию.

Нужна реформа институтов, а не докапитализация компаний

Чтобы этого не случилось, необходима коренная реформа банковской системы. Например, разделение нынешних универсальных банков на расчетные и инвестиционные (кредитующие реальный сектор, оказывающие инвестиционные услуги и т.д.), в отношении которых ЦБ будет использовать разные подходы к регулированию.

Параллельно с реформой банковской системы целесообразно провести реформу налоговой системы – тут дело даже не в ставках налогов, а в той чрезмерно сложной и противоречивой нормативной базе и административном подходе к сбору налогов. Достаточно сказать, что крупнейшим нарушителем налогового законодательства у нас, по мнению специалистов в налоговой сфере, является сегодня… само государство. Что, конечно, нонсенс, но вместе с тем, как говорится, медицинский факт. Без упрощения расчета налогов и оздоровления налогового администрирования невозможно решить ни проблему «обнала», ни другие важные проблемы в финансовой сфере.

Читайте также:  Социальные выплаты и пособия повысят на 11,9%

Нужно защитить институт собственности – без этого рассчитывать на инвестиции невозможно. В свою очередь для защиты института собственности необходима реформа суда. Нужна реформа межбюджетных отношений. Ситуация, когда центр перекладывает на регионы, у которых заведомо денег нет, заботу о развитии малого бизнеса, выглядит по меньшей мере странно.

Как «предсказать» и предупредить банкротство

Оценка степени близости компании к банкротству и предупреждение банкротства по инициативе кредитора – основные задачи антикризисного управления. Агрессивно настроенные кредиторы могут использовать малейшее финансовое затруднение должника, чтобы «захватить» бизнес через банкротство.

Рейдерство процветает на благоприятной почве несовершенного российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и «ангажирования» должностных лиц и представителей власти — от сотрудников правоохранительных органов и реестродержателей до нотариусов и судей.

В период кризиса важно сохранить команду. Именно с этих позиций в антикризисном плане рассматриваются риски, выбирается комплекс мер, которые помогут адаптировать бизнес под кризисные ситуации. Выживут быстрые и знающие, решительные и настойчивые, хорошо подготовленные и мотивированные команды.

Команда должна:

  • иметь комплексное представление о стратегических аспектах антикризисного управления на уровне государства и бизнеса;

  • обладать навыками проведения мозговых штурмов, совещаний, исследований в целях диагностики кризисных явлений;

  • иметь навыки поиска причин возникновения кризиса в компании;

  • освоить технологии не только распознавания, но и смягчения, а главное – предотвращения кризисов;

  • развить навыки разработки антикризисной бизнес-модели.

Существует ряд процессов и правил, которые рекомендуется выполнять при антикризисном управлении предприятием. Они являются не только хорошим инструментов по борьбе с текущими кризисными ситуациями, но и помогают предотвратить повторное проявление кризиса.

  1. Формирование специализированной рабочей группы.
  2. Оценка и анализ первичных и дополнительных мер по борьбе с кризисной ситуацией.
  3. Формирование списка управленческих решений.
  4. Подготовка плана действий по урегулированию возможных конфликтов и противоречий между сотрудниками внутри компании.
  5. Оценка необходимости и целесообразности дальнейшего функционирования предприятия.
  6. Прогнозирование повторного проявления кризисных ситуаций.

Новые возможности для профессионалов

Для профессионалов появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы. Например, проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.

В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» – людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.

Цели и задачи антикризисного управления

Цель антикризисного управления — достичь сбалансированности ресурсов, помочь компании оставаться на рынке, производить товары, услуги, удовлетворять запросы клиентов в любой сложной ситуации.

Антикризисное управление требуется не только тогда, когда кризис уже случился, а еще до первых признаков его проявления. На практике зачастую руководители компаний стараются не замечать кризис, не обращать внимания на первые тревожные сигналы, полагают, что «все само собой пройдет».

В результате игнорируется важность антикризисного управления на этапе до кризиса, и компания испытывает сильный урон и потери. Чтобы такого не происходило, в каждой организации в идеале должен быть антикризисный штаб. Такой штаб уже заранее сформирован у многих банков, крупных компаний.

Чтобы оперативно отреагировать на кризис, рекомендуется разрабатывать три бюджета:

  • обычный, на случай, когда ситуация на внешнем рынке и внутри компании пойдет в соответствии с произведенным прогнозом;

  • оптимистический — в случае, если условия сильно улучшатся, появятся новые возможности, например, компания разработает инновационный продукт, который будет востребован у большого количества платежеспособных клиентов;

  • кризисный или резервный, предусмотренный на случай негативного развития событий.

Резервы должны быть такими, чтобы бизнес после всех сокращений затрат и персонала смог прожить в штатном рабочем режиме минимум один год. Это время нужно для поиска новых возможностей и ресурсов. В качестве примера можно привести аналогию с личными финансами. У каждого человека или семьи в идеале должна быть сформирована финансовая подушка безопасности, неприкосновенный запас денег на случай серьезных внезапных трудностей.

Читайте также:  Ипотека многодетным семьям в Костроме

В задачи антикризисного управления входит:

  • анализ слабых сторон компании, ее внутренних процессов;

  • снижение до минимума риск банкротства;

  • внедрение эффективных управленческих решений;

  • применение скрытого потенциала, ресурсов и резервов компании для решения проблемы;

  • минимизация ущерба.

Предлагаю с самого начала определиться с основным понятием темы.

Антикризисное управление — процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния.

Основные задачи такого управления:

  • профилактика негативных ситуаций на предприятии;
  • распознавание кризисов;
  • преодоление их последствий;
  • смягчения кризисных процессов.

Антикризисный менеджмент востребован как во время кризиса, так и в профилактических целях.

Профилактическое направление включает в себя:

  • мониторинг деятельности компании;
  • своевременное выявление негативных процессов;
  • оценка работы подразделений фирмы;
  • разработка комплекс мероприятий по предотвращению кризисных явлений.

Управление во время кризиса предполагает:

  • стабилизацию финансового состояния предприятия;
  • увеличение объема реализации продукции;
  • оптимизацию расходов компании;
  • повышение прибылей;
  • решение внутренних конфликтов.

В связи с уже сложившейся в последние годы сложной ситуацией с опережающим ростом расходов, в том числе ввиду необходимости исполнения майских указов, в антикризисные планы были включены разнообразные меры по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. В качестве основных направлений по привлечению дополнительных доходов чаще всего выделяются приватизация и повышение собираемости налогов. Также встречаются повышение эффективности управления акционерными обществами, акции которых находятся в собственности региона (например, Брянская область). Увеличение налогов не предусмотрено ни в одном из планов, однако присутствует инвентаризация налоговых льгот (например, Пермский, Ставропольский края, Тульская область). При этом в ряде регионов встречаются обратные меры, направленные не на повышение доходов, а на поддержку бизнеса, что, скорее всего, приведет к снижению доходов (например, понижение арендных ставок, введение льгот и отсрочек по уплате налога на землю и т. п.).

Оптимизацию бюджетных расходов предполагается осуществлять по следующим ключевым направлениям. По аналогии с федеральным антикризисным планом большинство субъектов РФ предусмотрели при­оритизацию расходов, включая расходы на государственные программы, реализацию адресной инвестиционной программы и т. д. Также часто встречаются меры по сокращению расходов на систему государственного управления за счет оптимизации структуры органов исполнительной власти и сокращения численности госслужащих.

Сокращать расходы планируется и за счет системы государственных закупок, в том числе отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, мер по предотвращению завышения начальных цен закупок, расширению практики проведения совместных торгов. В Тульской области, помимо прочего, преду­смотрена также регламентация использования экономии, полученной в результате проведения закупочных процедур. В Москве и Санкт-Петербурге отдельно реализуется политика ценообразования в строительстве объектов городского заказа, включающая оптимизацию проектных и технологических решений, импортозамещение материалов и т. д.

Значительное количество мер предусмотрено в отношении сети государственных учреждений. Помимо реструктуризации, планируются оптимизация штатных структур в учреждениях, запрет на увеличение штатной численности учреждений, стимулирование учреждений к развитию приносящей доход деятельности, внедрение аутсорсинга (Тамбовская область). В целом логика планируемых мер предполагает усиление контроля над деятельностью учреждений. Так, например, в Белгородской области предполагается даже применение порядка доведения до бюджетных учреждений ежемесячных лимитов бюджетных расходов, а также предварительное санкционирование расходов, которые планируется произвести за счет средств от приносящей доход деятельности. Подобные решения ставят под сомнения результаты проводимой в последние годы реформы бюджетной сети, направленные на повышение самостоятельности учреждений.

В то время как в нескольких планах встречается прямое указание на секвестирование бюджета (Амурская, Вологодская области, Республика Дагестан, Пермский край), хочется выделить план Ленинградской области, где предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы для завершения ранее начатого строительства.

Помимо управления собственными ресурсами, большинство планов содержат меры по привлечению федеральных средств. В том числе в планах встречаются: привлечение бюджетных кредитов, участие в государственных программах, ФЦП и конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти между субъектами РФ на предоставление субсидий, содействие в получении региональными организациями средств федерального бюджета и институтов развития, включая государственные гарантии и субсидии. Подобные меры можно встретить практически во всех планах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *