Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться ремонта тротуара рядом с домом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».
ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.
В чем отличие тротуара?
Что же представляет собой кадастровый номер?
Согласно рекомендациям специалистов, перед покупкой или продажей кадастрового участка, следует в первую очередь изучить всю информацию, которая представлена на карте, так как, кроме всего остального, здесь указана кадастровая оценка участка. Именно от нее будет зависеть сумма налога, который придется заплатить при покупке или продаже, а также цена аренды. В режиме онлайн Росреестр представляет справочную информацию по участкам недвижимости.
С помощью кадастровой карты можно проверить кадастровый номер нужного объекта по адресу.
С помощью кадастровой карты можно проверить кадастровый номер нужного объекта по адресу.
Также карта будет отличным помощником в случае, если необходимо определить стоимость участка по адресу. Для этого необходимо найти этот участок и нужная информация станет доступной.
Публичная кадастровая карта — это программный продукт, который специально разработан правительственной службой госкартографии, кадастра и госреестра, который функционирует в режиме онлайн и предоставляет доступ через интернет любому пользователю.
Получить из него информацию можно не только подав запрос в бумажном виде, но и в режиме онлайн через интернет. Займет эта процедура всего 10 минут вашего времени.
Благоустройство дворовой территории
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
ВС РФ разъяснил, когда проезд к МКД считается частью двора
УО не сумела доказать в суде, что внутриквартальный проезд не относится к придомовой территории, и получила штраф за то, что не очищала территорию от наледи. Суды всех инстанций признали наложенные мэрией Екатеринбурга санкции законными.
Спор разгорелся вокруг внутриквартального проезда, находящегося рядом с одним из многоквартирных домов Екатеринбурга. Администрация города наложила на обслуживающую МКД управляющую организацию штраф за нарушение правил благоустройства – ненадлежащую уборку указанного участка. УО обратилась в суд, поскольку считала, что внутриквартальный проезд не входит в состав общего имущества и, следовательно, она не обязана очищать его от снега и наледи.
Суд апелляционной инстанции постановил, что спорный участок относится к придомовой территории, поскольку служит для подъезда к дому. Кроме того, суд отметил, что территория относится к придомовой территории также в силу положений п. 3.6.1 муниципальных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Суд отверг аргументы управляющей организации о том, что проезд должен считаться частью муниципальной дорожной сети, поскольку, согласно в п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, внутридворовые проезды, по сути, автомобильными дорогами не являются. В итоге Верховный суд РФ оставил в силе штраф, наложенный на управляющую организацию.
Определение состава общего имущества многоквартирного дома часто вызывает вопросы и споры между УО и собственниками или органами Госжилнадзора. О том, когда в эту категорию не попадает крыша МКД, читайте в нашем материале.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Как определяется размер придомовой территории многоквартирного дома
- Жильцы должны следить за порядком в доме. Этим могут заниматься сами собственники, ТСЖ или управляющая фирма. Муниципальные учреждения обязаны заниматься заменой приспособлений и оборудования при их износе, повреждениях и поломках. Городские службы не должны за счёт горбюджета следить за придомовой зоной.
- Работы, не касающиеся придомовой территории, проводить на данном участке запрещено (например, мыть машину и т.п.).
- Допускается использование забора с высотой до 60 см. Установка ограждений больше данной нормы проводится только с согласия муниципальных служб.
- На стоянке не должны находиться машины с не заглушенным двигателем. Это касается не только автомобилей, принадлежащих жильцам, но и других транспортных средств (такси и пр.).
- Парковка разрешается только на специально отведённых местах. Ставить машины в зонах с растительностью без наличия специального разрешения запрещено (но вот расширить парковку за счёт зелёной зоны можно, на что также нужно одобрение властей).
- Установка контейнеров для хранения мусора производится только на специальной выделенной площадке.
- Производить работы по возведению сооружений и мест отдыха для детей и взрослых. Сюда же относится ремонт таких объектов.
- Заниматься озеленением участка и обработкой посаженных растений, клумб, газона, деревьев и пр. Жильцы вправе самостоятельно садить желаемую растительность (запрещаются только ядовитые виды), подкармливать, стричь, пропалывать и совершать другие действия по поддержанию зелени в надлежащем виде.
- Выделять места для бытового мусора, следить за их чистотой и своевременным вывозом.
- Уборка – подметать тротуары в тёплое время года и очищать от снега во время зимы.
- Возводить ограду всей зоны или её части, а также ремонтировать её. Делается это с учётом интересов и прав жильцов, проживающий в соседних домах.
- Обустраивать парковки, где будет стоять транспорт.
Обозначение прилегающей территории в ПДД
Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:
То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.
Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:
- 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
- 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
- 3.2. Запрещает сквозное следование.
- 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Возможные штрафы за нарушения в дворовой зоне
Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:
- 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб — несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, непредоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
- стоянка на газоне, детской площадке — для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).
Особняком стоит — здесь действуют те же нормы, что и для дорог общего назначения:
- то есть при превышении на 20-60 км/час нужно платить денежный штраф;
- если же вы превысили на 80 и более, то предусмотрено лишение ВУ.
Движение в жилых зонах
В Правилах термину «Жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.
Среди водителей бытует мнение, что правила передвижения в жилых зонах действуют только тогда, когда на въезде в такую зону стоит соответствующий знак – схематичное изображение дома и людей на синем фоне (пункты 5.21 и 5.22 ПДД). На самом деле правила соблюдать необходимо во всех внутриквартальных проездах и дворах. Проще всего отличить жилую зону от маленькой улицы или переулка по топонимике – у внутренних проездов не бывает официальных названий.
В жилой зоне скорость движения ограничена 20 км/ч (п.10.2), а приоритет остается за пешеходами, которым разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Впрочем, правила запрещают пешеходам намеренно создавать помехи для движения транспорта. Таким образом, если вдоль дороги идет тротуар, двигаться пешеходу следует именно по нему.
Кроме того, во дворах запрещено сквозное движение (хотя автомобилисты любят объезжать по дворам пробки), учебная езда и стоянка с работающим двигателем (более 5 минут). Впрочем, в холодное время водителям негласно разрешено отступать от требования по поводу стоянки, если необходимо прогреть двигатель и очистить авто от снега. Ну а водители большегрузных автомобилей со снаряженной массой более 3,5 тонны и вовсе не имеют права ставить свои транспортные средства во дворах и жилых зонах.
Тротуар: определение по ПДД
Каждый элемент дорожной части имеет свое определение, закрепленное в общих положениях Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а именно:
- Дорога, представляющая собой участок земли для передвижения транспортных средств и пешеходов. Элементами дороги являются: проезжая часть с одной или несколькими полосами движения ТС, трамвайные рельсы, конструкции разделительного характера, обочины и тротуары.
- Тротуар является одним из составляющих дороги. Он предназначен для безопасного движения пешеходов. Примыкает к проезжей части дороги, но отделен от нее бордюром или газоном.
- Пешеходная дорожка – это выделенная зона для людей, двигающихся пешком. Она не является частью дороги, поскольку не граничит с проезжей частью.
- Обочина представляет собой примыкающую к полосе движения транспорта территорию. Включается в состав дороги, но имеет отделение от нее разметкой.
Зачастую люди путают понятия тротуара и обочины. Существенными различиями между ними являются:
- плотное примыкание к проезжей части обочины, отделение тротуара от нее бетонным бордюром или газоном;
- расположение обочины на одном уровне с проезжей частью, тротуар чаще всего немного приподнят по отношению к уровню части дороги для передвижения транспорта;
- для организации обочины используются те же материалы, что и для проезжего полотна дороги, тротуар может быть асфальтовым, бетонным или деревянным.
Стоянка запрещена: как отличить тротуар от придомовой территории
Тамара Дягилевич* поставила машину во дворе, ее заснял программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы», а на основе этого снимка инспектор привлек Дягилевич к административной ответственности за стоянку на тротуаре и назначил 3000 руб. штрафа (п. 12.2 ПДД, ч. 6 ст. 12.19 КоАП).
Дягилевич принялась обжаловать постановление инспектора, указывая, что место стоянки не является тротуаром, а значит, она ничего не нарушила. Водитель показала скриншот с портала «Яндекс карты», где видно, что место стоянки находится возле одного дома и напротив другого дома. Дягилевич также предоставила письмо заместителя префекта ВАО г. Москвы и письмо ГБУ г. Москвы «Жилищник района Измайлово». По документам, указанный земельный участок является придомовой территорией многоквартирных домов, на которой ранее располагался объект самовольного строительства, а не газоном и не тротуаром.
№ 5-АД18-95
ЗАЯВИТЕЛЬ: Тамара Дягилевич*
ОТВЕТЧИК: Инспектор ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве
СУТЬ СПОРА: Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
РЕШЕНИЕ: Акты нижестоящих судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд
Измайловский райсуд Москвы изучил фотоматериал, по которому автомобиль находился на отделенном бордюром участке дороги, прилегающем к перекрестку улиц рядом с домами, где растут зеленые насаждения и лежит тротуарная плитка. Поскольку место стоянки автомобиля примерно равноудалено от обоих домов, суд не нашел оснований полагать, что место совершения правонарушения установлено не правильно. Суд отверг представленные заявителем письма, т.к. посчитал, что они не влияют на квалификацию вменяемого правонарушения. Таким образом, суд первой инстанции признал постановление инспектора законным. Московский городской суд с этим согласился.
Верховный суд решил, что доводы водителя проверили плохо. Утверждение районного суда, что вымощенное тротуарной плиткой покрытие сделано для прохода пешеходов, ничем не подтверждается. Зеленые насаждения не подтверждают о том, что спорный участок является тротуаром, и не опровергают содержащиеся в письмах сведения о придомовой территории. ВС увидел из представленного фотоматериала, что к проезжей части примыкает элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, отделенный бордюром от спорного участка. По мнению ВС, по представленным материалам нельзя сделать безусловный вывод о том, что место совершения административного правонарушения является тротуаром. Поэтому ВС отменил ранее вынесенные акты и направил дело на новое рассмотрение в районный суд (№ 5- АД18-95). Пока еще оно не рассмотрено.
«ПДД не предусматривают обозначение тротуаров какими-либо дорожными знаками. Поэтому решение вопроса, правильно ли припаркован автомобиль, в конечном итоге будет зависеть от усмотрения суда»
Ольга Бенедская, советник Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
«Выраженная в постановлении ВС позиция может в дальнейшем обращать на себя внимание судов нижестоящих инстанций и применяться в выносимых ими решениях», – уверен старший юрист Отдела коммерческой практики ЮБ Падва и Эпштейн Падва и Эпштейн Федеральный рейтинг. 29место По количеству юристов Евгений Богелюс. «Несомненно, постановление ВС усложнит жизнь контролирующих органов, при этом позволит гражданам отстаивать свою правоту в области ПДД. Постановление уменьшит необоснованное привлечение водителей за неправильную парковку и позволит навести порядок в этом секторе жизнедеятельности общества», – считает советник АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22место По количеству юристов 37место По выручке Профайл компании Александр Самухов. «К сожалению, на практике суды зачастую формально подходят к рассмотрению дел, недостаточно внимательно и подробно выясняют обстоятельства, не устанавливают все элементы состава, неполно исследуют доказательства, не всегда применяют презумпцию невиновности. Это приводит к полному согласию суда с уполномоченным органом, переписыванию протокола в судебный акт, необоснованному отклонению доводов и доказательств привлекаемого к ответственности лица. Надеюсь, позиция ВС будет воспринята судами, что позволит при рассмотрении административных дел снизить количество фактических ошибок и повысить качество судебных актов», – сообщила старший юрист КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании Ксения Козлова. «Споры о том, является ли определенный участок дороги тротуаром или это придомовая территория, сейчас не редкость, особенно в условиях мегаполиса. На первый взгляд не столь существенная разница в понятиях может повлечь серьезные последствия для автомобилистов. ВС в очередной раз указал судам и органам власти, как важно всесторонне и полно изучить все обстоятельства дела», – отметила руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финуниверситета при Правительстве РФ, д.ю.н., профессор Гульнара Ручкина.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
- Алина Михайлова
Что такое в ПДД прилегающая территория? Особенности движения, парковка и рекомендации
Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.
- Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
- Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.
Перекресток и прилегающая территория пдд
1. Светофоры. Тут все очевидно. Стандартные светофоры, в соответствии с ГОСТ, устанавливаются только на регулируемых перекрестках и регулируемых пешеходных переходах. Они никогда не регулируют выезды с прилегающих территорий.
Дворовая территория определена в ПДД определёнными правилами движения на ней. Дворовые зоны не обозначаются знаками, но имеют свои ограничения и запреты. Например, запрещена стоянка с включённым двигателем, стоянка грузовых машин, сквозной проезд через территорию. Ограничение скорости движения составляет 20 км/ч, кстати, размеры штрафов не отличаются от денежных взысканий для других дорог. В движении по дворовым участкам у пешеходов есть значительное преимущество – они могут идти и по тротуару, и по дороге. Это не означает, что пешеходы могут безнаказанно создавать помехи транспорту, особенно машинам со спецсигналом, скорой например.
На каком расстоянии от дороги ставить забор частного дома
Владельцы частных домов, возводя любое строение, должны руководствоваться требованиями СНиП. Но расстояние от дороги до забора нормы СНиП не регламентируют. Поэтому часто возникают спорные ситуации относительно строительства объектов.
Забор рядом с дорогой
Какие же нормы действуют, какое должно быть расстояние между забором и дорогой? Ответы на эти вопросы можно найти в органах местного самоуправления. Собственник, который официально оформил свои территориальные права, может быть спокоен.
Должны соблюдаться и правила СНиП, которые определяют расстояние между строениями, зелёными насаждениями и т. д. Но случаи самозахвата земельных участков (в том числе участка от забора до дороги) весьма часто встречаются в жизни. Существуют различные нормы, которые регулируют подобные вопросы.