Можно ли считать ИП юридическим лицом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли считать ИП юридическим лицом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):

  1. Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
  2. Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).

Гражданская (имущественная) ответственность

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (абз. 2 части 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

Во-первых, летом 2017 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставит знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).

Во-вторых, уже два года возможно банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так. Норма, закреплённая в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемая «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождает должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливает те случаи (требования), на которые не распространяет своё действие. К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз 2 пункта 6 статьи 213.38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.1

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.2 Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако, спустя 5 лет, все «вернется на круги своя».

  1. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, а не юридическое. Неправильно называть ИП организацией или предприятием.
  2. Во многих административных санкциях индивидуальный предприниматель считается не обычным физическим, а должностным лицом. Это аналог руководителя для юридического лица, хотя ИП не может быть у себя директором.
  3. В некоторых случаях закон приравнивает индивидуального предпринимателя к юридическому лицу. Однако это не означает, что ИП получает такие же права, как организация, а только то, что он несёт в определённой ситуации повышенную ответственность за свои действия.
  4. В зависимости от вида правоотношений и конкретной санкции статус предпринимателя будет отличаться – физическое, должностное или лицо, приравненное к юридическому.
  5. В трудовых отношениях ИП является работодателем, обязанности которого аналогичны обязанностям работодателя-организации.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Комментарий к ст. 2.4 КоАП

В КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года. Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.

Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Читайте также:  Что должно быть на ценнике: какую информацию продавец обязан на него помещать

Это Постановление также примерно указывает, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными. В соответствии с п. 3 Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными — по управлению вещами.

Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в УК РФ и КоАП РФ, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в УК РФ и КоАП РФ, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Непременным условием привлечения таких лиц к административной ответственности является наличие в их деянии вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II).

Сравнивая КоАП РФ с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф. Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ. Примечательно, однако, что в большинстве составов именно административный штраф как санкция превалирует над остальными мерами ответственности, и не только в отношении должностных лиц, но и иных субъектов ответственности.

Что касается той категории должностных лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица, являются членами совета директоров, осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица, помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к ним может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция — дисквалификация. Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих. Указанная мера административной ответственности назначается только в судебном порядке.

Таблица 1. Различие между ИП и ООО

Физическое лицо (ИП) Юридическое лицо (ООО)
Упрощенный порядок регистрации, минимальная госпошлина Для регистрации необходимо множество документов, более высокая госпошлина
Отвечает перед Законом своим личным имуществом Рискует только долей в уставном капитале
Нет необходимости вести бухгалтерский учет и открывать расчетный счет Постоянный документальный контроль движения денежных средств, обязательное открытие расчетного банковского счета
Распоряжается прибылью по своему усмотрению Руководитель не имеет права забирать полученную выручку
Не может заниматься любыми видами деятельности Нет ограничений в видах деятельности
Платит взносы в ПФР, даже если нет прибыли Есть возможность не платить взносы в ПФР при отсутствии доходов
Нельзя продать бизнес Нет запретов на продажу бизнеса
Более низкие штрафные санкции Высокие штрафы в случае обнаружения нарушений по НК РФ
Нельзя привлекать инвесторов Возможность привлечения инвесторов

Таким образом, у каждой из организационно-правовых форм есть свои плюсы и минусы, и любой действующий индивидуальный предприниматель может зарегистрировать ООО, обратившись в УФНС с документами, но платить налоги и взносы придется за все формы деятельности.

Пример: гражданин, являясь учредителем ООО, занимающейся изготовлением строительных материалов, решает продавать одежду через Интернет-магазин. Для этого он имеет право отдельно открыть ИП, но платить налоги в УФНС, взносы в ПФР и ООМС он обязан за обе организации.

В данном случае, задаваясь вопросом – ИП – это юр. лицо или же обычное физ. лицо? – нужно исходить именно из формы бизнеса, который ведет гражданин. При разрешении судебных споров, заполнении документов, подачи отчетностей от ООО он будет являться юридическим, а от ИП – физическим лицом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (абз. 2 части 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

Во-первых, летом 2020 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставит знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).

Во-вторых, уже два года возможно банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так. Норма, закреплённая в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемая «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождает должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливает те случаи (требования), на которые не распространяет своё действие. К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз 2 пункта 6 статьи 213.38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.1

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.2 Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Читайте также:  Максимально допустимый уровень шума в квартире в децибелах

Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако, спустя 5 лет, все «вернется на круги своя».

Когда имеет значение статус ИП

Но для чего такие сложности с определением статуса индивидуального предпринимателя? Почему бы просто не считать его физическим лицом и всё?

Потому что обычный человек, без статуса ИП, не несёт специальной ответственности за нарушение законов, которые регулируют бизнес-деятельность. А человек, который прошел регистрацию в ИФНС и стал предпринимателем, отвечает за сдачу отчётности, уплату налогов и страховых взносов, выплату зарплаты работникам, соблюдение прав потребителя, выполнение обязательств перед контрагентами и т.д.

Именно поэтому ответственность ИП выше, чем обычного физического лица. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП РФ: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несут ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное».

Это хорошо заметно, если посмотреть на размеры штрафов за разные административные правонарушения. Например, за обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчёт при реализации товара (работы, услуги) установлены такие штрафы:

  • на граждан – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.

В данном случае предприниматель признаётся должностным лицом, поэтому для него действует штраф от 10 до 30 тысяч рублей. А на сумму от 3 до 5 тысяч рублей могут наказать человека, который продаёт продукцию своего приусадебного хозяйства, при реализации которой не надо регистрировать ИП.

Но Кодекс об административной ответственности может устанавливать, в виде исключения, специальные штрафы – только для индивидуальных предпринимателей. Такая особая санкция есть, например, в статье 14.4 КоАП РФ – за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества:

  • на граждан – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 3 до 10 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

В данном случае ИП не признаётся ни обычным физическим, ни должностным лицом. Его ответственность ближе к ответственности юридического лица.

В большинстве случаев для административных санкций характерен разный подход к организациям и ИП. Юридические лица наказывают на более крупные суммы, которые в десятки раз выше, чем штрафы на предпринимателей.

Ип это должностное или юридическое лицо по коап

Перед тем, как решить, что такое ИП, узнаем, кто является физическим и юридическим лицом. Интересно, что Гражданский кодекс РФ дает чёткое понятие юридического лица – это организация, которая имеет обособленное имущество, гражданские права и обязанности, выступает в суде от своего имени.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций.

Поэтому при неоформлении работника, непроведении с ним инструктажа, неотчислении за него страховых взносов, невыплате заработной платы и других подобных правонарушениях предприниматель привлекается к административной ответственности по ст. 5.27–5.34 КоАП.

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом, неся ответственность по административным нарушениям

Для ИП правонарушениями признаются: отсутствие ККМ в особых, установленных законодательством, случаях либо применение техники, которая не соответствует установленным стандартам. Административным нарушением также является отказ бизнесмена выдать клиенту-покупателю свидетельство регистрации в ФНС, квитанции, товарного чека, накладные и прочие подтверждающие документы. Статья 15.1 КоАП признаёт нарушением также несоответствие правилам работы с наличными деньгами, неправильный учёт таких операций – не оприходование финансовых поступлений, расчёты с поставщиками или клиентами не через кассу, накопление денежных средств в кассе сверх положенной нормы, неправомерное хранение средств и прочее. Такие нарушения повлекут за собой обязательное наказание в виде штрафа; для ИП – 4000–5000 рублей.

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Чтобы считаться должностным лицом, гражданин должен действовать в служебных целях согласно должностной инструкции, иметь полномочия на выполнение неких действий. В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций. В литературе встречается мнение, что должностным лицом признаётся только тот гражданина, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми, а не имуществом. Таким образом, чёткого разъяснения относительно понятия должностного лица не существует.

ИП это должностное лицо

Если дознаватель или следователь не усмотрел в совершенном деянии признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела (на это рассмотрение/решение им дается 3 дня в соответствии со ст. 144 УПК РФ), то отсчет срока для привлечения к административной ответственности начнется со дня совершения правонарушения (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Чтобы считаться должностным лицом, гражданин должен действовать в служебных целях согласно должностной инструкции, иметь полномочия на выполнение неких действий. В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций. В литературе встречается мнение, что должностным лицом признаётся только тот гражданина, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми, а не имуществом. Таким образом, чёткого разъяснения относительно понятия должностного лица не существует.

Индивидуальный предприниматель не является должностным лицом

Понятие «должностное» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Чтобы считаться должностным лицом, гражданин должен действовать в служебных целях согласно должностной инструкции, иметь полномочия на выполнение неких действий.

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия – «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ), «частный предприниматель», которые в настоящий момент последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель».

Комментарий к ст. 2.4 КоАП

В КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года. Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.

Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Читайте также:  Как платит алименты ИП

Какая должность у индивидуального предпринимателя

В КоАП индивидуальный предприниматель упоминается 4 способами: Как должностное лицо. ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Еще один вопрос, ответ на который необходимо найти перед регистрацией собственного бизнеса: какая организационно-правовая форма у ИП? Для этого нужно понять, какой смысл вложил законодатель в это определение.

Что нужно для этого. Мне нужно конкретное Дело. По которому я обязан пройти все инстанции. И во всех Инстанциях получить отказ на свою Жалобу. Только после этого, я имею право обратится с Жалобой в Конституционный Суд. И в этой Жалобе, я должен ставить под сомнение Правовую Законность «Примечания к ст. 18.1. КОАП РФ».

Организационно-правовая форма — это способ формирования и использования организацией собственного имущества. Форма определяет правовое положение предприятия и цели ведения им предпринимательской деятельности (абз.

Наказания для юридических лиц, их должностных лиц, ИП в связи с введенным режимом повышенной готовности

*Обновлен от 08.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 4 апреля 2020 года определен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

Согласно изменениям КоАП города Москвы со 2 апреля 2020 года дополнен[1] новой статьей 3.18.1, которой введена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке

  • проведения мероприятий с очным присутствием граждан,
  • работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа (для юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей при повторности).

Привлекать к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы вправе уполномоченные должностные лица

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а в отношении граждан по ч. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы – также и его инспекторы,
  • Главного контрольного управления города Москвы,

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами этих же органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также дополнительно должностными лицами полиции и полиции на транспорте (п. 1.1. ч. 3 ст. 16.5 КоАП города Москвы).

Но введенная для организаций и индивидуальных предпринимателей ст. 3.18.1 КоАП РФ ответственность не действует.

С 1 апреля 2020 года КоАП РФ дополнен[2] новой статьей 20.6.1, а статья 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3. Алерт по нововедениям.

При конфликте ст. 20.6.1 и 6.3. КоАП РФ приоритет имеет статья 6.3. КоАП РФ. Статья 3.18.1 КоАП города Москвы применяется, только если нарушение не влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

4 апреля 2020 года Мэр Москвы издал Указ № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».

Из него следует, что за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (со всеми изменениями), который определяет правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы[3], применяется статья 20.6.1 КоАП РФ. Она предусматривает наименее строгое минимальное наказание для нарушителей.

Это может стать ориентиром и для других субъектов РФ (до настоящего времени Председатель Правительства РФ рекомендовал учитывать опыт Москвы по реализации ограничительных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции).

Привлекать к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут только судьи районных судов. Составлять протоколы – должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мэр Москвы Указом № 40-УМ утвердил, что протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ в Москве могут составлять должностные лица следующих органов и следующим образом распределил между ними ответственность:

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, мероприятий вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) с очным присутствием граждан, оказание услуг в местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.

  • Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета мероприятий с очным присутствием граждан, в рамках которых осуществляется торговая деятельность, запрета на посещение зданий, строений, сооружений (помещений в них), развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме обслуживания на вынос, доставки заказов, работы предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), работу объектов розничной торговли (кроме установленных исключений, например аптек и аптечных пунктов), нарушения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность.

  • Департамента образования и науки города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета посещения образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (за исключением сферы физической культуры и спорта, а также культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп.

  • Московской административной дорожной инспекции.

Зона ответственности: работодатели, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг и нарушение ими требований режима повышенной готовности при организации труда, включая измерение температуры тела работникам на рабочих местах (в том числе выборочно водителям такси).

  • Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Виды и основания ответственности ИП

Индивидуальный предприниматель как субъект права может быть привлечен к разным видам ответственности по ряду оснований:

  • Во-первых, к гражданско-правовой — по обязательствам перед кредиторами. Такую ответственность он несет всем своим имуществом в соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РФ.
  • Во-вторых, к ответственности за нарушение трудового законодательства. На ИП-работодателя распространяются требования Трудового кодекса РФ и других актов.
  • В-третьих, к налоговой — за несвоевременно сданную отчетность, уплату налогов или других обязательных платежей (см., например, ст. 122 Налогового кодекса РФ).
  • В-четвертых, к административной. Правонарушения и наказания в этом случае мы рассмотрим в настоящей статье чуть позже.
  • И наконец, к уголовной. Она наступает за деяние, ущерб при котором крупный или особо крупный (для разных преступлений установлен разный стоимостной предел).

Об имущественной ответственности перед контрагентами и работниками можно прочитать в статье «Как определяется имущественная ответственность предпринимателя?».

Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

Им предприниматель считается, если он совершил правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 и гл. 18 КоАП. Такое правило установлено ст.

15.27 и 18.1 указанного акта. Таким образом, ИП несет ответственность по КоАП РФ в основном как должностное лицо и в специально указанных случаях как предприниматель, юридическое лицо. Условно все правонарушения, которые может совершить предприниматель, можно разделить на 3 группы:

  • Правонарушения, связанные с самой деятельностью: продажа некачественного товара, недобросовестная конкуренция, обман потребителей, несоблюдение закона о защите прав потребителей и т. д.
  • Правонарушения, связанные с трудовыми отношениями.
  • Правонарушения, связанные с организацией деятельности: несоблюдение правил регистрации ИП, получения лицензии, ведения кассовых операций, нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, экологического законодательства и т. п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *