Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для кого ОСАГО подорожает в первую очередь в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как только был принят единый 40 ФЗ закон по обязательному страхованию, все представители страховых компаний пользовались единой таблицы КБМ. На первый взгляд таблица кажется сложной и непонятной. Однако все очень просто и легко можно определить.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Слетел КБМ – что делать?
Для того, чтобы понять план действий для восстановления КБМ, надо понять причину, по которой он слетел.
- Если вы продали машину и не вписывались ни в какие другие полисы более года, то ваш КБМ слетит, поскольку для расчета используются только те данные, которые были по полисам, действующим не больше года назад. При этом, коэффициент слетает не как при наличии аварии – на некоторое значение, а сразу до единицы.
- Что касается аварий, то если они у вас были, то КБМ слетит на следующий страховой год после страховых выплат. Если этого не произошло и про вас забыли, то радоваться особо не стоит, вашу аварию могут учесть и через год, а бывает, что и через два. Однако, с такой ситуацией можно попробовать побороться, поскольку, как писалось ранее, коэффициент должен учитываться по полису не позднее чем год назад, там у вас было всё хорошо, а, значит, и применять стоит прошлогодний коэффициент.
- Самая частая ситуация, когда необходимо заниматься восстановлением КБМ — это указание неверного коэффициента самим страховщиком. В таком случае в базу попадают неверные данные, и изменить их можно, только обратившись в страховую, с которой уже заключили или собираетесь заключить договор. Если страховщик ничего не исправит, то придется жаловаться дальше, в РСА, а потом в ЦБ. Последняя инстанция в таком споре — это суд.
Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП
Безусловно, никто не желает платить больше, даже если он виноват. В таком случае возникает вопрос: можно ли как избежать ответственности и купить бланк договора по меньшей цене? Если вернуться в 2003 год, то можно сказать – можно. Именно при введении нового продукта у владельцев ТС было несколько лазеек:
Смена страховой организации |
Достаточно было поменять страховщика и сообщить, что по ранее оформленному договору страховых случаев не было. |
Смена водительских прав |
При страховании участник движения мог сказать, что только получил права и ранее никогда не пользовался услугами обязательного страхования. |
Не предъявлять полис |
Достаточно просто сказать, что страхуетесь первый год и не показывать ранее оформленный ОСАГО. |
Поскольку единой базы РСА небыло, страховщики не могли быстро проверить информацию по данным транспортного средства. Поэтому все было на доверии. Времена меняются, и сегодня вся процедура страхования проходит через единую базу РСА.
Многие автолюбители уверены, что после ДТП могут обратиться в офис другой страховой компании и купить ОСАГО без повышения ставки за ДТП. Как уже было сказано, теперь все страховые компании тщательно проверяют информацию по каждому клиенту.
Что касается процедуры оформления через интернет, то она аналогичная. Получается, даже если вы решите воспользоваться услугами другой организации, то стоимость будет сформирована с учетом повышающего показателя.
Смена страховой актуальна в том случае, если компания готова предложить приобрести договор по минимальной базовой ставке. В этом случае у водителя появляется возможность сэкономить до 1000 рублей.
Получить информацию можно о размере базовой ставки:
- по телефону горячей линии страховщика;
- на портале РСА, путем обращения через обратную связь;
- в офисе брокера, который сразу предлагает ОСАГО от нескольких компаний;
- на нашем портале, путем формирования запроса через специальный калькулятор.
Что касается последнего варианта, то предлагаем сэкономить личное время и сформировать запрос за считанные минуты. Вся информация предоставляется совершенно бесплатно. По итогам расчета вы узнаете стоимость ОСАГО во всех крупных компаниях и сможете оформить покупку в режиме реального времени, на официальном сайте страховщика или лично в офисе.
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.
Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП
Не всегда после ДТП увеличивается страховка ОСАГО. Класс КБМ не будет понижен, если страхователь не является виновником страхового происшествия. Для этого нужно официальное признание второго участника аварии в европротоколе или уполномоченного сотрудника ГИБДД в протоколе правонарушения о том, что водитель невиновен и является пострадавшим.
Стоимость ОСАГО не будет увеличена, если при ее оформлении в полис не будет вписан водитель, который стал виновником ДТП в предыдущем периоде. В таком случае в расчете будут применены коэффициенты, соответствующие характеристикам лиц, которые останутся в списке доверенных к управлению лиц.
Наиболее надежным способом экономить на ОСАГО и не переплачивать ее стоимость является аккуратное управление транспортным средством, внимательное поведение водителя и соблюдение правил дорожного движения. Для безаварийных страхователей стоимость полиса с каждым годом будет становиться дешевле. Через 10 лет она станет ниже на 60,7%.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Каких перемен ждать по автогражданке
Поправки в закон по границам тарифов ОСАГО в марте 2022 были инициированы ЦБ РФ, Путин их одобрил и подписал.
− Почему так получилось?
Потому что раньше корректировки тарифных коридоров происходили во время существенного изменения цен на автозапчасти в справочниках РСА. Сейчас же колебания настолько непредсказуемы, что зафиксировать цифры не представляется возможным.
Как сообщил президент РСА: «Теперь любое ДТП — это катастрофа». По его же прогнозам ситуация приведет к тому, что автовладельцы будут реже пользоваться автокаско, а в расчетах стоимости автогражданки появится немало нюансов.
В Союзе автостраховщиков поясняют, что на цену полиса в большей степени влияет сумма выплат, и многое зависит от страховых компаний – увеличат ли они их.
На данный момент водителей призывают не волноваться, а вице-президент РСА напомнил, что средний размер премии по автогражданской ответственности неизменен уже 3 года, и составляет 5 600 ₽. Из комментария к новости по ОСАГО в 2022 Е. Уфимцева можно выделить основные тезисы:
- Скачок цен и острый дефицит запчастей не является поводом для увеличения страховой премии.
- Нет четких предпосылок к тому, что ОСАГО существенно подорожает для водителей, учитывая, что в ДТП попадают около 5%, и из-за них не должны страдать все остальные.
Для каких категорий водителей ОСАГО особенно дорогое
В течение последних семи лет принципы расчета ОСАГО регулярно корректировались. Так, возросла стоимость полисов для малоопытных и молодых водителей, повышены тарифы для такси и коммерческого транспорта, а этой весной подскочили коэффициенты для аварийных водителей. Если раньше потолок коэффициента бонус-малус (учитывает количество ДТП) был 2,45 единицы, то теперь — 3,95. А максимальная разница в цене полиса между аккуратным водителем и проблемным достигла восьмикратной величины.
Страховые компании могут хитрить, указывая автомобилисту завышенный КБМ. Мы уже рассказывали, как его скорректировать. Проверить текущий КБМ вы можете на сайте РСА, также он указывается в полисе. Пересчет КБМ происходит 1 апреля каждого года.
В 2020 году изменилась форма для расчета предельной цены полиса, и сейчас для водителей-частников в Челябинске она составляет 232 тысячи рублей, в Москве — 222 тысячи, а для Уфы, Краснодара, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ростова, Екатеринбурга, Магнитогорска — 202 тысячи. Для таксистов эти значения примерно в 2,5 раза выше.
Сколько будет стоить страховка после ДТП?
Сразу отметим, что стоимость полиса рассчитывается персонально для каждого. Поэтому лучше обратиться к сотруднику или сделать расчет самостоятельно через онлайн-калькулятор на сайте страховой компании. На расчет влияют такие условия, как:
- базовый тариф;
- в каком регионе прописан собственник;
- тип транспортного средства;
- срок страхования (можно от 3 месяцев до года);
- мощность ТС;
- наличие или отсутствие нарушений.
Поэтому возьмем за основу расчет, сделанный на следующих условиях:
- собственник зарегистрирован в Москве;
- страхуется легковой автомобиль;
- мощность 105 л.с.;
- сроком на 1 год;
- допущен 1 водитель: возраст 45 лет / стаж 15 лет;
- коэффициент на момент оформления последнего ОСАГО = 0,65.
Рассмотрим, как меняется стоимость, при наличии 1, 2, 3 и более ДТП.
Какой коэффициент повышает стоимость?
На сколько увеличивается стоимость страховки после ДТП? Расчет размера страховых тарифов для каждого водителя персонально рассчитывается по утвержденному алгоритму. Как было отмечено выше, эта сумма рассчитывается как произведение Базовой ставки на коэффициенты, один из которых и учитывает показатель безаварийной работы. Этот показатель – коэффициент бонус-малус, обозначаться может как Кбм.
СПРАВКА! На текущий год Базовая ставка Центрального банка для ОСАГО составляет: минимальная – 2746 руб., максимальная – 4942 руб.
Для общего сведения представим краткие данные о коэффициентах, применяемых при расчете. Они помогут понять из чего складывается стоимость полиса ОСАГО:
- Упомянутый выше коэффициент Кбм (бонус-малус). Диапазон значений от 0,5 до 2,45.
- Коэффициент региона, в котором страхуется транспортное средство. Диапазон значений от 0,6 до 2,1. Минимальное значение соответствует небольшим населенным пунктам, а максимальное – крупным городам, в которых уровень аварийности гораздо выше, чем в небольших поселениях.
- Коэффициент стажа водителя и его возраста. Диапазон его значений от 1 до 1,8.
- Коэффициент количества водителей, которые будут использовать транспортное средство. Диапазон от 1 до 1,8.
- Коэффициент мощности транспортного средства. Диапазон от 0,6 до 1,6.
- Коэффициент нарушений. Диапазон от 1 до 1,5.
Сколько действуют повышающие коэффициенты? Период действия повышающего коэффициента ограничен одним годом. Дальнейшие суммы страховых взносов будут зависеть от персональной истории по страховым случаям и данным по безаварийности.
При переходе из одной страховой компании в другую можно запросить документ, который подтверждает ваш статус по безаварийности. Этот документ служит основанием для новой страховой компании по повышению вашего класса, а потому можно рассчитывать на скидку.
Имеют законное право и случаи, когда коэффициент Кбм не меняется, перечислим их:
- Полис оформлен дополнительно на прицеп.
- Период действия страхового полиса составляет меньше года, например на полгода.
- Полис оформлен на транзитный транспорт, временно пребывающий на территории страны.
Как изменятся тарифы ОСАГО в 2023 году
В сентябре прошлого года порог изменения тарифов ОСАГО для легковых транспортных средств был расширен в обе стороны — на двадцать шесть процентов, от 1646 до 7535 рублей. Основные изменения затронули категорию водителей, которые регулярно попали в ДТП, то есть — находятся в зоне риска. На самом деле и для опытных водителей, которые не попадают в аварии, тариф увеличился или как минимум остался таким же. Для всех остальных категорий ОСАГО совершенно точно подорожает.
Регулятором на страховом рынке является Банк России. Стоимость запчастей и работ контролирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Благодаря этому союзу формируется относительно взвешенная цена на ремонты, возникающие вследствие аварий. Даже если по ОСАГО покрывается лишь часть ремонта, то в ней уже расчет стоимости ущерба, запчастей и работ, которые рассчитываются по единой методике. После 24 февраля 2022 года все торговые партнёры ушли, а затем появился параллельный импорт, вместе с ним сдвинулись тарифы на розничные цены запчастей. Именно поэтому РСА сейчас корректирует каталог цен на запчасти. В соответствии с этим будут рассчитываться цены тарифов на ОСАГО.
Как производится новый расчет стоимости полиса
При первоначальном обращении устанавливается коэффициент 1, что равно 3 классу. Затем он возрастает, если не фиксируются нарушения. Чтобы понимать, на сколько увеличится страховка после ДТП по моей вине, стоит учесть ряд параметров. Среди них выделяют:
- количество ранее произведенных выплат;
- класс, присвоенный с начала страхования.
Для новичков рассмотрим вопрос, как после ДТП меняется стоимость ОСАГО. Если автовладелец начинающий, устанавливаются такие особенности:
- Отсутствие аварий. Это приводит к увеличению класса и меньшим расходам на полис. Затем КМБ составит 0,95, что дает скидку в 5%.
- Допущена одна аварийная ситуация. Цена вырастает сразу на 55%, а коэффициент составит 1,55.
- Фиксируется больше 2 нарушений. Клиент моментально переводится в класс М, в результате чего устанавливается КБМ 2,45. Это значит, что при последующем оформлении цена поднимется на 145%.
Как теперь считают стоимость полиса
Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.
Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.
Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.
Границы базовой ставки тоже изменились: для легковых автомобилей нижняя граница составит 2471 Р , верхняя — 5436 Р . Изменения коснутся всех транспортных средств: граница базовой ставки сместилась на 10—30% в зависимости от категории. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку не ко всем водителям в регионе, а к каждому водителю персонально.