Особенности международной перевозки опасных грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности международной перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.

Запрет на допуск водителей с нарушением режима труда и отдыха

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

выпускать на линию транспортные средства при наличии неисправностей и условий, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

В первом из приведенных абзацев изменилась только формулировка, а смысл полностью сохранился.

А вот во втором изменения куда более серьезные. С 1 марта 2023 года правила дорожного движения запрещают должностным лицам выпускать на линию водителей, нарушающих режим труда и отдыха.

С одной стороны, данное нововведение может быть воспринято позитивно, т.к. вводится дополнительный этап для контроля режима работы водителей, то есть нарушающих водителей, находящихся за рулем больше положенного времени, на дорогах должно стать меньше.

С другой стороны, нововведение создает определенные трудности для организаций. И все дело в том, что нельзя просто спросить у водителя, соблюдает ли он режим труда и отдыха. Водители бывают разные и некоторые, чтобы начать рабочий день, могут попросту обмануть. Поэтому должностным лицам придется перед каждым выпуском на линию считывать и анализировать карту тахографа водителя.

Со считыванием, как правило, серьезных проблем не бывает. Для этого достаточно приобрести специальный считыватель для карт тахографа. А вот с анализом результатов могут возникнуть определенные проблемы. Если в организации есть специальное программное обеспечение, то проверка будет проходить в автоматическом режиме. Если же такой программы нет, придется вручную проверять, что требования законодательства не нарушены.

В общем, выпуск водителей на линию будит занимать больше времени, а в случае ручных проверок — намного больше.

Согласование комплексных схем организации дорожного движения

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;

документацию по организации дорожного движения (комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения);

В пункте 15 появилось новое понятие «комплексная схема организации дорожного движения«. Такие схемы с 1 марта 2023 года должны согласовываться должностными лицами, наряду с проектами организации дорожного движения.

Напомню, что перечисленные понятия (комплексная схема и проект) приведены в статьях 17 и 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если говорить коротко, то комплексная схема это более объемный документ, который разрабатывается для одного или нескольких муниципальных районов и действует в течение как минимум 15 лет.

Что такое «опасный груз»

Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.

Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:

  • тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
  • маркировка используемой тары;
  • точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.

Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:

  • Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
  • Класс 2 Газы
  • Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
  • Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
  • Класс 4.2 Самовозгорающиеся вещества
  • Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
  • Класс 5.1 Окисляющие вещества
  • Класс 5.2 Органические пероксиды
  • Класс 6.1 Ядовитые (токсичные) вещества
  • Класс 6.2 Инфекционные вещества
  • Класс 7 Радиоактивные материалы
  • Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества
  • Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам.

Читайте также:  Как отправить сотрудника в санаторий за счёт ФСС

Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

Ответственность сторон при международных авиаперевозках

При планировании авиаперевозки груза в международном сообщении грузоотправителю и/или заказчику перевозки необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей данную сферу. Это поможет предвидеть и предупредить возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе доставки, избежать споров и неприятных ситуаций.

Источниками правового регулирования международных воздушных перевозок является как национальное законодательство, так и международно-правовые акты.

Грузоотправитель, грузовой агент и перевозчик обязаны соблюдать:

  • законодательство Российской Федерации,

  • международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка грузов;

  • требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарнокарантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации

Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).

Топливный бак следует располагать на удалении от АКБ, если обеспечить данное требование в силу конструкционных особенностей невозможно – должен быть отгорожен от аккумуляторной батареи непроницаемой перегородкой. То же требование в отношении топливного бака относится в силовой установке, электропроводке, элементам системы выхлопа. Расположение топливного бака должно обеспечивать при получении им повреждений (пробоин) утечку топлива только на дорожное полотно, без риска попадания на детали автомобиля, особенно – на транспортируемый груз повышенной опасности. Топливный бак следует оснастить защитным кожухом со стороны дорожного полотна и с боков.

Кроме стандартного набора документов (водительского удостоверения, паспорта водителя/сопровождающих лиц, техпаспорта ТС), при осуществлении транспортировки опасных грузов требуется наличие следующих документов:

  • договор о перевозках;
  • ТТН;
  • паспорт безопасности перевозимого вещества/материалов;
  • путевой (маршрутный) лист, содержащий соответствующую маркировку;
  • инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего персонала, касающиеся правил транзита ОГ;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое на автомобиль, предназначенный для автоперевозок грузов, причисленных к классу опасных;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое водителю;
  • разрешительный документ на транспортировку ОГ, выдаваемый уполномоченными представителями МВД.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать причиной наложения солидных штрафов на грузообладателя и перевозчика, а также увеличения времени нахождения ОГ в пути.

Такие факторы, как тип используемой тары/упаковки, влияют на оснащение машины, задействованной для автоперевозок опасных грузов. Следует дооборудовать их такими средствами:

  • биологическая защита водителя/сопровождающих лиц в виде перегородки между кузовной частью и кабиной при транспортировке излучающих радиацию веществ;
  • обшивка кузова автотранспортного средства сталью, мероприятия по обязательной герметизации соединений и стыков при перевозке радиационных веществ изделий, материалов;
  • наличие такелажного оборудования для надёжного крепления ОГ;
  • обеспечение степени электрозащиты перевозимого груза на уровне, не меньшем IP54;
  • монтаж в грузовом отсеке фургона в области дверей звуковой/световой сигнализации;
  • наличие в подкапотном пространстве огнетушителя;
  • наличие системы пожаротушения в кузове автомобиля, обеспечение СП автономным питанием, возможность активизации водителем вручную из кабины автомобиля;
  • установка в грузовом отсеке плафонов во взрыво- пожарозащищённом исполнении с обеспечением надлежащей защиты электропроводки;
  • наличие голографических знаков опасности;
  • оснащение автомобиля прибором, предназначенным для измерения радиационного фона.

Требования к упаковке/таре и маркировке опасных грузов регламентируются правовыми документами, в основу которых положены пункты, содержащиеся в ДОПОГ. Большая часть таких требований касается обеспечения максимальной сохранности груза с учётом его физико-химических свойств и степени опасности. Строго запрещено перевозить в одной упаковке опасные и обычные товары. Если конечной тарой для ОГ являются стеклянные ёмкости, они должны паковаться в деревянные ящики, снабжённые прокладочным материалом.

Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:

  • перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
  • водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
  • он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.

Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.

Нормативные документы

Чтобы перевозка опасных грузов в международном сообщении осуществлялась с соблюдением всех норм и стандартов, для этого были составлены особые документы. Каждый участник, который осуществляет перевозки за пределами собственной страны, обязан подписать и следовать этим установленным для всех правилам. В основном, грузоперевозчики отталкиваются от рекомендаций ООН. За разработку положений отвечает экспертная комиссия, которая согласовывает все пункты на международном уровне, использует специальную классификацию и маркировку, одинаковую для всех участников.

Читайте также:  Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Опираясь на эти рекомендации, внутреннее руководство каждой страны обязуется выполнять перевозку опасного вида груза согласно регламенту, используя только разрешённый вид транспортных средств. Рекомендации или Типовые правила периодически обновляются и дополняются. Это связано с появлением улучшенных средств для перевозки опасного груза, разработкой новых технологий и необходимостью доставки иных видов товаров и веществ. Потому правила требуется корректировать и вносить некоторые изменения. Последние нововведения отображены в 20 пересмотренном издании, выпущенном в 2017 году. Следующее обновление выйдет в 2019 году, поскольку корректировка осуществляется каждые 2 года.

Но существуют определённые проблемы, связанные с международными правилами и нормативными актами разных стран. Между ними часто возникают противоречия. Некоторые используют отличающиеся способы классификации для одной и той же категории товаров. Для одних стран груз считается опасным, а другие его к такой категории не относят. Аналогично обстоит ситуация с маркировкой. Противоречия пытаются устранить путём доработки международных нормативов, но это не всегда помогает.

Не все понимают степень опасности таких расхождений в классификации и маркировке. Опасные грузы не перестают оставаться такими даже после их доставки на требуемый объект. Ведь продукция бывает как промышленной, так и бытовой. А потому всегда остаётся угроза здоровью, жизни людей и экологии на всех этапах, помимо транспортировки. Принимающая груз сторона ориентируется на маркировку и применяет соответствующие меры по хранению и обеспечению безопасности продукции.

Не сложно представить, что на легковоспламеняющемся товаре не поставили маркировку, которая бы об этом сообщила принимающей стороне. В итоге товар может легко оказаться в условиях, при которых он легко загорится. Результатом подобного несогласования становится в лучшем случае пожар. Для решения проблемы специалисты регулярно обновляют нормативы, связанные с классификацией и маркировкой всех категорий опасных грузов. Эта согласованная система классификации также имеет уже несколько редакций.

Получение разрешений на грузоперевозки

Как вы можете наглядно видеть, в международном сообщении действуют особые правила перевозки опасных грузов. Чтобы иметь возможность для транспортировки товаров и веществ в разные страны, следует опираться на особенности международных правил, а также отталкиваться от норм каждой отдельно взятой страны. Для грузоперевозок такого типа компания не может осуществлять свою деятельность без специальных разрешений. В России их можно получить через федеральную структуру Ространснадзор. Предусмотрена единая форма документа. Но она может предусматривать 2 варианта перевозок.

  • Однократная. Документ предусматривает разрешение на реализацию одной грузоперевозки согласно маршруту и с учётом качественно-количественных характеристик опасных веществ или товаров;
  • Многократная. Разрешение позволяет совершить несколько одинаковых транспортировок. Но обязательным условием является соблюдение единых качественно-количественных характеристик, а также единый согласованный маршрут. Если меняется маршрут или перевозится иной вид опасного груза, требуется другое разрешение. Максимальный срок действия многократного разрешения составляет 6 месяцев.

Для получения разрешительных бумаг от Ространснадзора компания-перевозчик обязана направить в отделение ведомства специальную заявку. Она подаётся в региональные подразделения, которые наиболее близко расположены к грузоперевозчику. При этом заявление обязательно отправляется минимум за 7 дней до запланированной отправки опасного груза. Все поданные заявления регистрируются в специальном журнале согласно единой установленной форме. Когда территориальное ведомство принимает решение, перевозчик получает уведомление о том, допускается ли груз к отправке, либо нет. Уведомление с ответом приходит в течение 5 рабочих дней.

Где и как получить разрешение на международные перевозки опасных грузов

Предприятия, оказывающие услуги по транспортировке опасных грузов на международном уровне, должны иметь соответствующее разрешение. Выдается оно Ространснадзором (структура федерального уровня по транспорту). Существует единая форма такого документа на одну перевозку или серию транспортировок с одинаковыми качественно-количественными характеристиками опасных грузов по одному маршруту следования. Многократное разрешения может быть выдано максимум на шесть месяцев.

Чтобы получить разрешительный документ, предприятия подают заявку в региональное отделение Ространснадзора не позже, чем за неделю до запланированного числа транспортировки опасного груза. Регистрация поданных заявлений осуществляется в журнале установленной формы. После принятия решения территориальный орган предоставляет организации соответствующее уведомление (в течение 5 рабочих дней).

При выдаче разрешений выполняется проверка соответствия условий перемещения требованиям европейских соглашений по транспортировке опасных грузов, а также возможности выполнения международной перевозки по заявленному пути следования. Если все описанные условия позволяют выполнить международную транспортировку опасных грузов, учреждение оформляет разрешительную документацию на протяжении дня.

В заявке для Роснадзора на получение разрешительной документации должно указываться:

  • Наименование и вид предприятия компании перевозчика;

  • Контакты транспортной компании, номер телефона, юрадрес и фактическое местоположение;

  • ФИО и контакты ИП, в случае выполнения перевозки опасных грузов предпринимателем;

  • Номер класса опасного груза по нормативам Организации Объединенных Наций;

  • Подробные характеристики опасного груза: название, количество, вид упаковки;

  • Тип транспортного средства и его регистрация;

  • Контакты, юридический адрес и фактическое местоположение отправителя и получателя опасного груза;

  • Арендное соглашение на автотранспорт (если он не находится в собственности);

  • Копии документации, подтверждающей допуск грузовиков к транспортировке опасных грузов.

Вместе с заявкой подается следующая документация:

  • Соглашение по перевозке, подписанное двумя сторонами, в котором прописан размер, категория и особенности условий международной транспортировки опасных грузов;
  • Три копии товарно-транспортной накладной.
  • Рекомендации по транспортировке опасного груза, включая инструкции сопровождающих в аварийных ситуациях.
  • Копии экспедиторской документации и документов водителей, которые работают по конкретной перевозке опасного груза.
  • Документация о проведении специнструктажа и допуска к международной транспортировке опасного груза.

Существует единственный путь решения имеющихся проблем — постоянная и методичная работа но наведению порядка в этой области. Помимо разработки новых правил перевозки опасных грузов, соответствующих международным обязательствам России, взятых ею при подписании европейского соглашения по ДОПОГ, должны предъявляться более жесткие требования к подготовке и организации самих перевозок, включающие в себя меры по обучению персонала грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя с учетом возможных террористических угроз (глава 1.10 ДОПОГ-2005].

Минтранс обращает большое внимание на уровень обучения водителей правилам перевозки опасных грузов, и сотни недобросовестных образовательных структур лишаются аккредитации. Однако из-за недооценки руководителями автотранспортных предприятий значимости подготовки водителей, что, по мнению Роспрофтрансобра связано с отсутствием лицензирования на данный вид транспортной деятельности, профессиональный уровень водителей снижается. Достаточно часто побеждает стремление без особых затрат получить необходимые для водителей ДОПОГ-свидетельства. ДОПОГ предписывает введение в штат автотранспортных предприятий должность консультанта (эксперта) по безопасности при перевозке опасных грузов. Однако какими навыками и знаниями он должен обладать, сказать трудно, поскольку нет типовой программы подготовки специалиста.

Подготовка грузовладельцев, безопасность перевозок в значительной степени зависит также от квалификации работников грузоотправителей и грузополучателей, к обучению которых на должном уровне вообще не приступали. Это касается грузчиков, кладовщиков, экспедиторов, охрану, работников, допущенных к оформлению документов для перевозки и т. п. (См. ДОПОГ-2005 глава 1.10.) Круг лиц, подлежащих обучению, до сих пор четко не обозначен.

Читайте также:  НДС в бухгалтерском учёте – проводки, примеры

Безусловно, безопасность перевозок особо опасных веществ возросла с запретом ГУ ГИБДД ОБДД №13/2-121 от 26 июля 2006 г. использовать автомобили с бензиновыми двигателями. Большую организующую и стимулирующую роль сыграл выпущенный 7 декабря 2000 г. приказ МВД России № 1240, регламентирующий контроль конструкции производимых и эксплуатируемых транспортных средств, а также порядок их доработки и сертификации. Несмотря на значительные пробелы в документе, он позволил запустить процесс модернизации существующих транспортных средств и привести их на первом этапе в соответствие с внутрироссийскими требованиями. Учитывая большие объемы перевозок опасных грузов, нужны продуманные и просчитанные шаги при принятии новых законов.

Статья опубликована в №7/Июль/2008 журнала «Логистика и управление».

Согласование маршрута транспортировки ОГ

В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:

  • транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
  • маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
  • перевозимый груз является особо опасным.

В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.

Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:

  • маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
  • транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
  • в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.

Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).

Международная регламентация морской перевозки опасных грузов

Впервые вопросу международной регламентации морской перевозки опасных грузов (ОГ) было уделено внимание на Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1929 г. (в Конференции принимали участие Австралия, Бельгия, Великобритания, Индия, Исландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Советский Союз, США, Финляндия, Франция и Швеция).

Конференция признала необходимость международной регламентации условий перевозки ОГ, подтвердив это в ст. 24 Конвенции 1929 г.:

Перевозка товаров в виде груза или балласта, которые по своей природе, количеству или способу укладки в трюме могут оказать в отдельности, или все вместе, влияние на безопасность жизни пассажиров или на безопасность судна — воспрещается.

Это правило не распространяется на материалы, предназначенные для судовых сигналов о бедствиях и на перевозку военно-морских или военных припасов для нужд государства при соблюдении условий, установленных администрацией.

Каждая администрация должна, время от времени, официальным извещением определить, какие грузы должны считаться опасными грузами и указывать, какие меры предосторожности должны быть соблюдены при их упаковке и укладке в трюм”.

Лондонская Конференция 1948 г. (участвовали представители 31 страны) приняла классификацию ОГ и общие положения их перевозки на морских судах, а также рекомендовала предпринять усилия по разработке международных правил перевозки ОГ морем.

1. Правовое регулирование перевозки опасных грузов.

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
  • Правовое регулирование перевозок опасных грузов в странах Таможенного союза и в Европейском союзе (особенности, нюансы).
  • Правила перевозки опасных грузов автотранспортом.
  • Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
  • Ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов.

2. Классификация опасных грузов.

  • Виды опасности, классификация грузов.
  • Отходы как возможные опасные грузы.
  • Пользование Перечнем опасных грузов.
  • Перевозочные документы.

3. Маркировка и знаки опасности.

  • Информация о перевозке опасных грузов.
  • Надписи, маркировка знаками опасности на упаковках с ОГ.
  • Система информации об опасности.

4. Разрешительная система на перевозку опасных грузов.

  • Автоперевозка.
  • Требования к таре, упаковке, маркировке груза и ТС, особые условия *** (метал. пластиковая тара; комбинированная тара, термоупаковка / фасовка 0,1; 1 л, 3л., 5л, 10л., 20л., 30л., 40л., 50л., 200л.), соответствие тары для автоперевозки опасного груза (методы определения).
  • Определение минимального количества опасного груза для автоперевозки обычным ТС (без разрешений, лицензий). «Ограниченное кол-во опасного груза» / Что и в каком количестве можно перевозить (если груз составной, несколько классов опасностей в одном ТС)? КШ, КЭМ, ООН.
  • Виды сопроводительных документов, их значение и обращение с ними.
  • Формы документов.
  • Перевозочные документы при автотранспортировке.
  • Регламентирующие, разрешающие документы для автоперевозки опасного груза внутри России и при международных автоперевозках (различия, нюансы).

5. Обязанности отправителя и получателя опасных грузов.

  • Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, водитель.
  • Обязанности погрузчика и упаковщика грузов.
  • Особые требования к погрузо-разгрузочным местам при отгрузке грузов — при разных классах опасности. Регламентирующие документы.
  • Взаимодействие с органами МВД по вопросам автоперевозки опасных грузов

6. Требования безопасности к техническим устройствам и транспортным средствам, при автоперевозке опасных грузов.

  • Требования к подвижному составу и водителям. Регламентирующие, разрешающие документы для перевозки опасного груза внутри России и при международных перевозках (различия, нюансы).

Правовые основы при организации перевозок опасных грузов

Транспортировка опасных грузов автотранспортом регламентируется заключенным договором о перевозке. Документ разрабатывается с учетом национального и международного законодательства в сфере грузоперевозок. Согласно ему ответственной стороной за оформление товарно-транспортной документации является грузоотправитель, за оформление путевой документации – грузоперевозчик. Лицо, ответственное за сопровождение опасных грузов при перевозке, принимает на себя следующие обязательства:

  • Знать условия безопасной транспортировки груза выбранного класса опасности;
  • Знать маршрут перевозки;
  • Обеспечивать охрану и сопровождения от места отправления до места назначения;
  • Проводить периодический внешний осмотр;
  • Осуществлять контроль за погрузкой и креплением.

Правила также запрещают осуществление перевозок опасных грузов автоцистернами в условиях недостаточной видимости, использование дополнительных баков для топлива, стоянка в пути без наблюдения при перевозке грузов второго и третьего класса опасности.

Успех перевозок заключается в комплексной организации, ведь в транспортных мероприятиях задействованы все участники сделки. Перевозчик следит за тем, чтобы водитель имел соответствующий опыт и квалификацию согласно положений Европейского соглашения ДОПОГ. Водитель, в свою очередь, осуществляет проверку полученных от грузоотправителя документов, а также занимается устранением последствий аварийной ситуации (при ее возникновении) до прибытия соответствующих служб. В его зону ответственности входит соблюдение оптимального скоростного режима, отказ от потенциально опасных маневров, а также полный запрет на перевозку посторонних лиц в кабине или оставление ТС без присмотра.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *