Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— имущество;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— заявление;

— решение о создании;

— устав;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Имущество унитарного предприятия

Отметим и другие специфические характеристики унитарного предприятия, касающиеся его имущественного статуса:

  • имущество предприятия может формироваться за счет имущества, переданного юрлицу собственниками (на праве оперуправления или хозведения), доходов от деятельности юрлица и прочих не запрещенных законом источников;
  • способы использования имущества, полученного от учредителя, — только оперативное управление или хозяйственное ведение;
  • если меняется собственник имущества, то предприятие все равно сохраняет право оперуправления или хозведения в отношении этого имущества (ч. 3 ст. 11 закона № 161-ФЗ);
  • предприятие не имеет права без согласования с собственником предоставлять заемные средства и выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ч. 4 ст. 18 закона № 161-ФЗ).

Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий

Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.

Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.

Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.

Примеры унитарных предприятий в России

ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.

В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.

Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.

Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»

Что такое унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

  • Типы унитарных предприятий
  • Унитарные предприятия могут быть трех типов:
  • § федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
  • § государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
  • § муниципальное предприятие (МУП) – унитарное предприятие муниципального образования.
  • Сущность унитарного предприятия
  • Унитарность – специфическая форма организации деятельности. Унитарность характеризуется:
  • § созданием юридического лица путем выделения собственником определенного имущества, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • § сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • § закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • § неделимостью имущества;
  • § отсутствием членства;
  • § единоличными органами управления.
  • Основные причины создания унитарных предприятий
  • К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:
  • § необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • § осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • § обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
  • Цель деятельности унитарных предприятий
  • Так как в соответствии с пунктом 2 статьи 50 и статьи 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества – государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью их деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд. При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

§ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

§ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия; ст. 115 ГК РФ).

  1. Учредительные документы унитарного предприятия
  2. Учредительными документами унитарного предприятия являются:
  3. § решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  4. § решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  5. § устав.
  6. Устав унитарного предприятия

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав. Устав – это учредительный документ, утвержденный министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

  • Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия.
  • Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в ее уставе.
  • Уставный фонд государственного унитарного предприятия
  • Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального – не менее чем 1000 МРОТ.
  • Имущество унитарного предприятия
  • Способы использования имущества унитарного предприятия:
  • § хозяйственное ведение;
  • § оперативное управление.
  • Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.
  • При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
  • Источники формирования имущества унитарного предприятия
  • Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
  • § имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • § иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • § прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • § заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • § амортизационные отчисления;
  • § капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • § дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • § добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • § иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ – устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

Частное унитарное предприятие в России

Частное унитарное предприятие в России давно упразднено. В нашей стране к таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, потребительские и производственные кооперативы, объединения и благотворительные фонды, ассоциации и союзы. До 1994 года, когда была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, была распространена такая организационно-правовая форма юридического лица как унитарное частное предприятие. Были крайне распространены индивидуальные и даже семейные индивидуальные предприятия, а также религиозные и общественные организации. Но с принятием первой части Гражданского кодекса РФ, унитарные предприятия могут быть только государственные или муниципальные. Они также действуют на основе Устава.

Собственность может быть не только Федеральная, но и собственность субъектов. Также в связи с тем, что имущество является неделимым, создание таких предприятий не допускается на основе объединение имущества, которое находится в собственности Российской Федерации и муниципальных образований, субъектов Федерации.

Замечание 1

Реорганизация унитарных предприятий разрешена только в форме слияния или присоединения, причём только в случае если имущество соединяющихся организаций принадлежит одному и тому же собственнику.

Коммерческие и некоммерческие унитарные организации живут на разные средства и по разным законам – для каждой категории юрлиц разработаны свои правила, действующие на федеральном уровне. Более того, есть специальные нормы, созданные для отдельных подкатегорий. В частности, если речь идет об учреждениях, то они делятся на группы, исходя из возложенной на них ответственности, а также варианта финансирования. Бывают автономные организации и бюджетные, третий вариант – казенная форма. Первые два типа формируются публично-правовыми лицами. Идея их существования – обеспечить осуществление некоторых полномочий, следуя букве закона. Они могут существовать для реализации задач, возложенных на самоуправленческие структуры или госинстанции. Могут затрагиваться сферы культуры, соцзащиты, охраны здоровья, науки и образования. Сюда же относятся занятость, физкультура, развитие спорта. Правила формирования автономных учреждений перечислены в принятом в 2006 ФЗ под номером 174. Про бюджетные учреждения можно узнать, изучив нормативные акты, посвященные некоммерческим организациям. Ключевой – это принятый для их регулирования федеральный закон. Не менее важен Бюджетный кодекс нашей державы.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Казенная – это такая форма некоммерческой унитарной организации, которая предполагает специфическое правовое положение юрлица, декларированное Бюджетным кодексом. В нем же указано, в каком порядке формируются такие учреждения, как они ликвидируются, откуда получают деньги на существование. БК фиксирует правовое положение и факт его нахождения в сфере контроля органов госвласти. Возможно, управление возложено на внебюджетный госфонд или самоуправленческую структуру. Это лицо становится основным распорядителем денег, поступающих из бюджета для обеспечения работы учреждения. Доходы, обусловленные деятельностью юрлица, направляются в бюджет державы. Заключение контрактов и договоренностей возможно лишь в пределах оговоренных для конкретного юрлица лимитов. Учреждение заключает таковые от лица державы.

Понятие частного унитарного предприятия

Определение 1

Частным унитарным предприятием принято называть хозяйствующий субъект, не имеющий права собственности, на имущество которая за ним закреплено. Особенность такого предприятия заключается в том, что оно имеет лишь право хозяйственного ведения, закрепленным за ним имуществом.

Такое имущество является частной собственностью физического лица либо совместной собственностью членов крестьянского хозяйства, либо другого юридического лица. В связи с этим, имущество неделимое, оно не может быть разделено по долям и вкладам.

Основной учредительный документ частного унитарного предприятия – Устав, утверждаемый учредителем.

Этот документ должен содержать:

  • наименование и местонахождение предприятия;
  • цели деятельности;
  • характер деятельности;
  • размер уставного капитала;

Регулирование такой формы деятельности происходит через Гражданский кодекс. Зарегистрировать частное унитарное предприятие можно по адресу, где зарегистрирован собственник имущества предприятия, в том случае если жилое помещение принадлежит ему на праве собственности.

Право хозяйственного ведения недвижимого имущества предполагает отсутствие возможности:

  • продавать это имущество;
  • передавать во временное пользование сторонним лицам;
  • использовать в качестве залога;
  • вносить, как вклад, в уставной капитал;
  • каким бы то ни было другим способом распоряжаться этим имуществом, не получив согласие собственника.

Собственник имущество, на базе которого создается частное унитарное предприятие, принимает решение о создании этого предприятия определяет предмет и цель деятельности организации, а также принимает решение о реорганизации или ликвидации, назначает директора предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а также за сохранностью имущества.

Собственник имущества имеет право на получение прибыли, но не отвечает по обязательствам частного унитарного предприятия за исключением случаев банкротства предприятия по его инициативе.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия – некоммерческие организации. Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность, однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права. Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *