Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Конец врезки)

Заработная плата сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда:

  • оплата труда работников, выполняющих свою деятельность на рабочих местах с опасными или вредными условиями труда, происходит в повышенном размере;
  • работникам, работающим на производствах с вредными или опасными условиями, оплата труда вырастает минимум на 4% оклада (тарифной ставки), выплачиваемого при выполнении различных работ на местах с нормальными условиями труда;
  • точные размеры увеличения оплаты труда регулируются работодателем, принимающего во внимание мнение органа, представляющего интересы сотрудников предприятия в порядке, прописанном ст. 372 действующего Кодекса для утверждения местных нормативных актов, или путем составления коллективного, трудового договора.

Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.

Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.

Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.

Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

Читайте также:  Что нужно знать об испытательном сроке, чтобы отстоять свои права

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Порядок выполнения СОУТ определен положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Методика организации СОУТ дополнительно прописана в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти правовые акты устанавливают требования к организации работ, сроки выполнения конкретных этапов и другие параметры этой процедуры. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе самостоятельно проводить СОУТ: это условие введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны руководителей организации – например, попыток выдать опасные или вредные условия работы за допустимые или оптимальные с целью избежать необходимости предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников. Чтобы организовать проведение СОУТ, работодатель обязан обратиться в уполномоченную организацию, внесенную в особый реестр Минтруда.

За непроведение СОУТ действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции. Они прописаны в статье 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение порядка проведения этой процедуры также представляет собой проступок, за который нарушителю полагаются штрафы. При этом невыполнение СОУТ – это только один из видов нарушений в области безопасности работников, предусмотренных законом. В Кодексе об административных правонарушениях, кроме разделов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением оценки условий труда, содержится целый ряд оснований для наложения штрафов и других санкций, которые применяются в случаях несоблюдения работодателями требований ОТ. В особенно серьезных случаях к виновникам могут также применяться меры уголовной ответственности.

Комментарий к статье 14.54 КоАП РФ

Комментируемая статья введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ и вступит в силу с 1 января 2015 года. Это связано с тем, что проект Федерального закона N 337970-6 «О специальной оценке условий труда» в настоящее время рассмотрен только в первом чтении. Глава 2 данного законопроекта будет устанавливать порядок проведения специальной оценки условий труда. Согласно ст. 8 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда будет проводиться совместно работодателем и привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера организацией, соответствующей требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона, и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Специальная оценка условий труда будет проводиться на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Читайте также:  Нормирование шума, нормы шума, допустимый уровень шума

Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Уголовная ответственность работодателя

Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

  • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
    • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
    • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
    • исправительные работы – до 2-х лет;
    • принудительные работы – до 1 года;
    • лишение свободы – до 1 года.
  • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
    • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
  • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
    • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
    • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

Штраф за отсутствие СОУТ

За нарушение работодателя установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрен штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Для руководителей и ИП – это предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Для организаций – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Минтруд в комментируемом письме разъясняет, что административная ответственность устанавливается за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда в организации независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура.

Это значит, что штраф предусмотрен по организации в целом, не по каждому рабочему месту.

Что делать, чтобы этого не допустить? Работникам – активно участвовать в определении мест пребывания и времени нахождения. Представителям профсоюзов – жестко контролировать все этапы и процедуры СОУТ, включая проверку всех сведений, предоставляемых работодателями в оценивающие организации; проводить обучение работников и их представителей по вопросам СОУТ.

Читайте также:  Экзамен по теории в ГИБДД: секреты успешной сдачи

И еще раз обращаю внимание профсоюзов на время воздействия вредных факторов. Важно контролировать утверждение перечня таких факторов, с указанием времени их воздействия, до начала проведения замеров. Это позволяет исключить в последующем возможные «корректировки» результатов в пользу работодателя.

Последствия некачественной СОУТ известны всем: это ущемление прав работников, это проблемы с государственной инспекцией труда. А вот качественно проведенная спецоценка – это результат тесной, слаженной работы соответствующей комиссии, оценивающей организации и работников (в т. ч. в лице профсоюзов). Только в этом случае будут учтены интересы всех участников: работник – получит справедливые компенсации, работодатель – избежит социальной напряженности в коллективах, будет иметь кадровую стабильность и меньше внеплановых проверок контролирующих инстанций, а оценивающей организации не придется быть арбитром между профсоюзом и комиссией в спорных ситуациях.

По результатам надзорных мероприятий к административной ответственности по ст. 14.54 КоАП РФ привлечено три юридических и три должностных лица на сумму 270 тыс. руб.
В отношении пяти организаций в Федеральную службу по аккредитации направлены представления о приостановлении аттестата аккредитации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены административные наказания в виде предупреждения, а также в виде административного штрафа в размере:
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — должностное лицо;
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — индивидуальный предприниматель;
— от 60 тыс руб. до 80 тыс. руб. — юридическое лицо;
В марте 2019 г. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике во исполнение поручения Федеральной службы по труду и занятости от 20.02.2019 г. №ТЗ/107-03-3 было направлено хозяйствующим субъектам 175 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по результатам рассмотрения которых было установлено, что в 11 организациях не завершена СОУТ в установленный срок, а в 24 хозяйствующих субъектах вообще не проводилась.
По результатам полученных сведений Государственной инспекцией труда проведено пять внеплановых надзорных мероприятий, в ходе которых установлены нарушения порядка проведения СОУТ в двух организациях (СОУТ не проведена либо проведена в 2019 г.), одно юридическое лицо документы не предоставило в установленный в распоряжении срок, по данному факту возбуждено административное дело по ст.19.4.1 КоАП РФ. Два работодателя провели СОУТ в установленный срок, то есть до 31.12.2018 г.
В отношении лиц, нарушивших порядок проведения СОУТ, возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, решается вопрос о привлечении к административной ответственности.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2021 года

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859). Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *