Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Ограничения на полномочие распоряжения имуществом должника
Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника со следующими ограничениями:
-
крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, если иное не предусмотрено законом или планом внешнего управления (ст.76 Закона о банкротстве);
К крупным сделкам относятся сделки, влекущие распоряжение имуществом должника. балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости активов. Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, — см. Заинтересованные лица (в процедуре банкротства).
-
если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов (ст.79 Закона о банкротстве).
Кроме того, решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.80 Закона о банкротстве).
Ответственность арбитражного управляющего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве является основанием для отстранения судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Подробнее о функциях арбитражного управляющего
Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:
- наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
- финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
- внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
- конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.
Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:
- Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
- Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
- Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
- Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.
Конкурсный управляющий
Арбитражный управляющий, в зависимости от текущего этапе процедуры банкротства, может иметь несколько статусов, один из которых — конкурсный (внешний) управляющий.
На этапе реализации имущества банкрота в счет погашения долгов конкурсный управляющий выполняет следующие функции:
— проводит инвентаризацию имущества с последующей оценкой и обеспечивает сохранность описанной собственности;
— публикует сведения о несостоятельности в СМИ;
Цель публикации в газетах — довести до сведения всех кредиторов должника, что он собирается банкротиться, чтобы они успели встать в соответствующий реестр требований. У кредиторов есть два месяца, чтобы встать в реестр. Если пропустить установленный законом срок, теряется ряд прав по истребованию средств.
— возвращает собственность банкрота, которая была на хранении у других лиц;
— рассылает уведомления о будущем банкротстве заинтересованным лицам, в том числе работникам, если у банкрота были сотрудники;
— объявляет о предстоящих торгах;
— реализует имущество должника и погашает долги;
— составляет отчет для суда и кредиторов.
Отличие конкурсного управляющего от арбитражного в том, что арбитражный становится конкурсным на определенном этапе банкротства. Получается, что конкурсного управляющего всегда можно назвать арбитражным, но не наоборот. Например, есть дела о банкротстве, которые проходят без этапа конкурсного производства.
В таких делах нет и конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий назначается судом после вынесения соответствующего определения. Работа специалиста заканчивается в момент прекращения конкурсного производства.
Расходы и вознаграждение арбитражного управляющего при банкротстве
Деятельность арбитражного управляющего по банкротству физических лиц (или юридических) схожа с предпринимательской — он сам покрывает часть расходов из получаемого вознаграждения. Все расходы можно поделить на 3 категории:
Вознаграждение арбитражного управляющего фиксированное и зависит от его вида:
- временный управляющий — 30 000 руб.;
- внешний — 45 000 руб.;
- административный — 15 000 руб.;
- конкурсный — 30 000 руб.;
- финансовый — 25 000 руб.
Дополнительно арбитражный управляющий получает процент от суммы, вырученной от продажи имущества должника. Сумма процентов вознаграждения также различна:
- у временного управляющего — 0,5-4%, но не более 60 000 рублей;
- у внешнего — 3-8%;
- у административного — 0,001-4%;
- у конкурсного — 3-7%;
- у финансового — 7%.
Подробнее о расчете этих процентов — в ст. 20.6 127-ФЗ.
Чтобы хорошо зарабатывать, эти специалисты ведут одновременно десятки дел по банкротству физических и юридических лиц, зарабатывая таким образом в среднем около 250 000 рублей в месяц. Назвать точный доход арбитражных управляющих невозможно — эти данные не разглашаются.
Полномочия внешнего управляющего
- Временно запретить истребования кредитов и снять арест на имущество организации за исключением того, решение по аресту которого было принято в арбитражном суде.
- Обратиться в суд с исками, признавать в судебном порядке действующие договора недействительными.
- Взыскивать дебиторскую задолженность и любые долги.
- Отказывать в исполнении по договорным обязательствам организации.
- На любом этапе деятельности заключать мировые соглашения.
- Закрывать убыточные филиалы.
- Увольнять или временно отстранять персонал, включая руководящий.
- Повышать квалификацию или проводить переобучение персонала, если того требуют обстоятельства.
- Выпускать эмиссию ценных бумаг и векселей согласно ФЗ «Об акционерных обществах».
- Открывать или закрывать банковские счета, необходимые для ведения деятельности организации.
- Перепрофилировать организацию/производство с учетом потребностей рынка.
- Продавать или сдавать в аренду имущество предприятия (по согласованию с советом кредиторов) после предварительной независимой оценки.
Важно: арбитражный управляющий не может продавать имущество и сокращать персонал, если это повредит хозяйственной деятельности предприятия.
До составления плана по стабилизации предприятия внешний управляющий должен выяснить причины банкротства, составить проект по восстановлению платежеспособности и хозяйственной деятельности организации.
Назначения внешнего управляющего
Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.
Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.
Перечень документов, которые прикладываются к отчету
Перечень документов, которые прикладывает к отчету финансовый управляющий, не содержится в ст. 143 127-ФЗ. В законодательстве указан только обязательный перечень документации, предоставляемый управляющим по итогам процедуры продажи имущества и погашения требований кредиторов (по ст. 147 127-ФЗ).
Это значит, что перечень прилагаемых документов определяется на усмотрение конкурсного управляющего и является открытым. К отчету может потребоваться приложить:
- Копию реестра требований кредиторов.
- Документы, которые служат подтверждением продажи имущества.
- Кадровые документы, которые указывают на количество работников и уволенных сотрудников.
- Документы, которые подтверждают продажу имущества по договорам купли-продажи и пр.
- Прочие документы.
Как назначается конкурсный управляющий
Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.
Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.
Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Внешний управляющий это арбитражный управляющий, который утверждается в рамках дела о банкротстве арбитражным судом при введении в отношении должника процедуры внешнего управления.
Факт введения внешнего управления является основанием для отстранения руководителя должника от занимаемой должности.
С учетом изложенного внешний управляющий является тем должностным лицом, к полномочиям которого относится вопрос по руководству деятельностью должника.
Направление деятельности, обязанности и задачи внешнего управляющего должны соответствовать достижениям целей введенной процедуры банкротства – внешнего управления.
Общие требования к внешнему управляющему утверждаемому арбитражным судом совпадают с теми, которые предъявляются к арбитражным управляющим.
Утверждаемый арбитражным судом внешний управляющий должен быть гражданином Российской Федерации и являться членом одной из действующих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).
Данное правила применяются не ко всем должникам, так при проведении процедуры внешнего управления в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства внешним управляющим может быть утверждено лицо не соответствующее требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим.
В процедуре внешнего управления внешнему управляющему предоставляются следующие права:
- по распоряжению имуществом должника в соответствии с нормами Закона о банкротстве и утвержденным планом внешнего управления;
- по заключению мирового соглашения;
- по отказу от исполнения ущербных для должника договоров, по оспариванию сделок и взысканию убытков с органов управления должника или иных третьих лиц;
Внешний управляющий обладает полномочиями по привлечению специалистов, для обеспечения своей деятельности.
Пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве определяется, что в случае, если в соответствии с Законом о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность по привлечению третьих лиц для исполнения каких либо работ, то он должен их привлечь на договорной основе с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 закона.
Стоимость услуг привлеченных конкурсным управляющим в процедуре конкурсного производства лиц определяется пунктом 4 статьи 20.7 Закона о банкротстве и зависит от стоимости активов должника.
Пунктом 5, статьи 20.3 Закона о банкротстве, ограничиваются возможности внешнего управляющего в части передачи своих полномочий третьим лицам.
Как следует из пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 20.12.2016) пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим своих полномочий как лицом, осуществляющим руководством деятельностью должника, третьим лицам. Данная норма ограничивает возможность по передаче исключительных полномочий предоставленных Законом о банкротстве, в том числе, таких как:
- принятие решений об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов;
- решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
- принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (кроме случая передачи его ведения реестродержателю) и другие.
Пункт 5 статьи 20.3 Закона не исключают возможности материального и процессуального представительства для передачи арбитражным управляющим полномочий на совершение сделок и иных юридических действий, в том числе на заключение договоров, получение исполнения по обязательствам, на представление интересов в суде.
В силу положений ГК РФ о представительстве юридические действия, совершенные представителем от имени арбитражного управляющего, считаются совершенными самим арбитражным управляющим.
Обязанности конкурсного управляющего при банкротстве
Банкротство компаний по причине некомпетентного управления ими – не такое уж редкое явление. Если на этапе наблюдения суд обнаруживает, что причиной несостоятельности явился именно этот фактор, он назначает административного, а затем и внешнего управляющего из числа менеджеров, более грамотных и опытных, нежели прежнее руководство компании.
Специалист по банкротству на протяжении установленного законом срока пытается вывести компанию из глубокого кризиса, восстановить ее нормальное функционирование, а с ней и платежеспособность. Удается это сделать не всегда.
Конкурсный управляющий вступает в игру, когда становится ясно — «спасение утопающего» невозможно. Его цель – максимально выгодно продать имущество, которое осталось. Сформировать конкурсную массу, которая позволила бы расплатиться с как можно большим количеством лиц, внесенных в реестр кредиторов. Естественно, ему тоже необходимо экономическое либо юридическое высшее образование, как и менеджеру по банкротству. Более того, без образования и сдачи квалификационного экзамена он не сможет стать членом СРО. Но задачи перед конкурсным управляющим стоят совсем другие, требующие иных знаний и навыков, чем у временного управляющего.
Как ЕФРСБ помогает в выборе финуправа?
На данный момент данный ресурс предлагает самую точную и актуальную информацию обо всех финансовых управляющих России. Если, например, выбранный вами специалист покинул СРО, информации об этом на сайте арбитражного суда может не быть. На сайте ЕФРСБ напротив его фамилии обязательно будет пометка – «не состоит в СРО». Есть на сайте и список дисквалифицированных управляющих. Важно, чтобы фамилии «вашего» в нем не было.
Если же все в порядке, вы найдете на сайте профессиональную карточку финуправа, в которой содержится его полный послужной список. Услуги управляющего, который успешно провел несколько десятков дел о банкротстве, не имел отводов/самоотводов в их процессе, будут стоить весьма дорого. Так что рекомендуется искать не «звезду», а просто крепкого профессионала, на счету которого несколько успешных дел. Особое внимание обращайте на самоотводы – вам не нужен специалист, который «кинет» вас в ходе процесса, если ему покажется, что что-то пошло не так, как он планировал.
Регламент работы в рамках последней стадии банкротства
Он весьма строг:
- После назначения у конкурсного управляющего есть всего 10 дней на то, чтобы не вызывая неудовольствия суда и кредиторов, опубликовать сведения о начале новой стадии банкротства на ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ».
- Затем – девяносто дней на то, чтобы сформировать конкурсную массу. То есть, произвести полную инвентаризацию имущества банкрота. Оспорить сомнительные сделки и вернуть имущество, реализованное по ним в «общий котел». Составить подробный список каждого лота торгов с указанием цены каждого.
- После этого ему следует вновь опубликовать новые сведения о ходе этапа на федеральном ресурсе ЕФРСБ и составить отчет для кредиторов
- Затем следует организация торгов. А за ней – новый отчет для собрания кредиторов.