Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««ГИБДД это не нужно». Когда с камер начнут приходить штрафы за ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.
Как это будет работать?
Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.
Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:
- базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
- базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
- ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.
Действующее законодательство не адаптировано к возможностям дистанционного контроля. В ряде случаев могут возникнуть коллизии, приводящие к проблемам.
- Закон допускает эксплуатацию транспортного средства без ОСАГО в течение 10 дней после покупки. Камера не может установить дату сделки, соответственно неизвестно число, до которого действует льготный период.
- Камера не может определить переход права собственности путем считывания знаков. Если информация не поступила в базу ГИБДД, штраф придет прежнему владельцу.
- Штраф за забытый полис утрачивает актуальность. Он составляет 500 рублей, накладывается, если у водителя есть бланк ОСАГО, но он забыл его дома.
- Существует вероятность повторного наложения штрафа при проезде автомобилиста по одному маршруту несколько раз в день.
Перечисленные вопросы активно прорабатываются. Вероятно, по завершении первого этапа эксперимента будут внесены предложения по оптимизации системы.
Когда камеры начнут определять отсутствие страхового полиса
Пока при ответе на вопрос, штрафуют ли камеры за отсутствие страховки, сотрудники ГИБДД отвечают отрицательно. Согласно официальному документу от ведомства, до момента окончания обязательных работ автоматически выявить данные о правонарушениях не представляется возможным. Работать система будет после того, как пройдет техническую подготовку.
Поэтому точно сказать, когда заработают камеры видеофиксации, выписывающие штрафы за езду без ОСАГО, никто не может. Необходимо объединить базы ГИБДД и РСА, чтобы информация анализировалась в полном объеме.
Предполагается, что пилотный проект заработает в Москве. Далее по списку идет выявление авто без страховки в Татарстане. Регион является «первопроходцем» различных новшеств. После того, когда система будет проверена, а ошибки не выявятся, она будет распространена по всей стране.
Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО это не новая инициатива. Эта тема муссируется достаточно давно и теперь, кажется, что реализация идеи уже близко. Сама идея состоит в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО должны выписываться, если машина попадется на камеру видеофиксации на дороге. Но имеется оговорка — фиксация нарушения дважды в течение 10 дней. Объясняется это тем, что в законе предусмотрено десятидневное окно для езды без полиса после покупки авто. На деле инициатива пока не воплощена. Камеры на дорогах стоят давно и фиксируют другие виды нарушений, штрафы за езду без полиса также введены. Но до этого времени имелись сложности с санкционированием в адрес водителей без полисов, чье присутствие на дорогах зафиксировано на видео.
Как должна работать система
Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:
- Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
- В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
- По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
- Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД
Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.
Как избежать штрафов в будущем
Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.
Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.
Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.
Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО
Когда в 2021 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2021 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2021 года.
Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2021 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.
Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:
- номерной базы ГИБДД;
- базы данных РСА о действующих страховках.
В чем суть идеи со штрафами с камер
Суть идеи проста и понятна — автоматическая проверка всех автомобилей в движении на наличие полиса страхования третьей стороны. В России практически нет мест (за исключением, может быть, деревень), где автомобильные дороги не были бы покрыты сетью видеокамер. Большинство из них не только фиксируют скорость движения транспортных средств или нарушения, такие как непропуск пешеходов, но и считывают номера всех проезжающих автомобилей, даже если водители ничего не нарушают.
Одним из основных способов использования этой информации является проверка проезжающих автомобилей по базе данных угнанных автомобилей. Российские автостраховщики также предлагают проверять номерные знаки движущихся автомобилей по единой базе данных. Если у автомобиля нет действующей страховки, водитель или владелец получит штраф.
Когда начнут фиксировать?
Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.
Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.
- Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
- В 2021 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
- Такие же публикации облетали интернет в период до 2021 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
- Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
- Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
- Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
- По состоянию на 27 Февраля 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.
Возможные ошибки при работе камер ОСАГО
Среди возможных проблем и сложностей, которые могут повлиять на корректную работу системы, эксперты называют:
- ПДД в ряде случаев допускает вождение без полиса – например, в течение 10 суток после приобретения автомобиля. Камеры же не смогут распознать, перешло ли право собственности на машину при сохранении старых номерных знаков.
- Применить систему для ст. №12.3, когда действующий полис у владельца имеется, но он забыл его дома (штраф 500 руб.), не получится. Выявить это нарушение сможет только инспектор ДПС при личной проверке водительских документов.
- Открытым остаётся вопрос, сколько раз в день будет налагаться штраф за страховку с камер. Будет ли он выписываться новое взыскание при проезде под очередной камерой, или введётся некое ограничение, пока доподлинно неизвестно.
Ещё несколько странностей
Шутка ли, но действующее на 2021 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ «Об ОСАГО», предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.
Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.
Когда водителям ждать штрафов с камер?
Из-за ряда юридических моментов у ГИБДД и РСА возникла необходимость решить этот вопрос на законодательном уровне. Все дело в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не были запущены 01.09.2018 г. по одной причине: возникли сложности привлечения водителя без полиса ОСАГО к ответственности из-за многократного попадания его автомобиля в течение 1 дня под обзор разных камер видеонаблюдения, расположенных по всему городу. То есть, по действующему закону, на водителя нужно было бы столько раз наложить штраф, сколько раз он попадал под эти камеры.
Даже сами сотрудники службы ГИБДД и РСА сочли эту практику неразумной. Ежедневно водитель мог попасть под 5, а то и 7 камер видеонаблюдения в Москве и, соответственно, на несколько десятков тысяч рублей быть оштрафованным.
Но этот проект все-таки будет запущен. Все органы власти столицы, дорожной службы, автолюбителей дали точно понять, что старт проекта назначен на ноябрь текущего года.
Как это будет работать?
Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.
Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:
- базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
- базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
- ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.
Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:
- если у вас не оформлена страховка ОСАГО, и вы проезжаете под камерой, например, в Москве, то последняя считывает ваш госномер,
- информация проходит по базам данных по вышеописанной схеме, и, если по номеру авто отсутствуют данные о наличии полиса, то водителю отправляется штраф,
- вам он приходит через некоторое время по почте в виде копии постановления.
Вас также заинтересует:
- Имеют ли право ГИБДД выносить требование и арестовать за езду без страховки ОСАГО?
- Что будет, если написать заявление об утере прав после лишения и продолжать ездить на автомобиле?
- Можно ли оплатить штраф со скидкой, если он отображается без скидки?
Что еще поменять в ОСАГО
В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.
Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.
Подвижки есть и в этом направлении — в Госдуму внесен законопроект по полному переводу урегулирования убытков в электронный формат.
Новые тарифы по ОСАГО с учётом количества водителей
По этому показателю используется всего два коэффициента:
«1» — применяется для фиксированного количества водителей, которые вписаны в полис.
«1.87» — используется для полисов, которые распространяются на неограниченное количество лиц, допущенных к управлению определённым транспортным средством.
Первый вариант позволяет вписать не больше пяти водителей. Во втором случае количество управляющих транспортным средством не лимитировано. Важное требование – у всех их должно быть удостоверение водителя соответствующей категории.
В прошлом при использовании неограниченного полиса применялся множитель 1.8. Центробанк РФ повысил значение до 1.87. При вписывании в полис большого количества водителей выгоднее как раз использовать данный вариант. Для организаций неограниченная страховка, как и раньше, оформляется с коэффициентом 1.8.
Обратите внимание! Такие факторы, как срок страхования, региональный коэффициент и мощность – остались прежними. Коэффициенты ОСАГО в 2023 году по ним не изменились.