Понятие привлечения к уголовной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие привлечения к уголовной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

К вопросу о дисциплинарной ответственности судей за нарушение единообразия судебной практики

Вернуться к опубликованному 14.02.2020 года на портале закон.ру очень интересному и содержательному интервью Александра Верещагина с Артемом Карапетовым и Юлием Таем относительно формального и фактического статуса правовых позиций Верховного Суда РФ, их прецедентного или квазипрецедентного значения в контексте единообразия судебной практики, меня подстегнуло высказанное спустя два месяца в юридической прессе предложение о введении дисциплинарной ответственности судьи за нарушение такого единообразия, весьма вероятно в качестве альтернативного варианта тщетных надежд на процессуальную революцию.

В апрельской статье «Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение единства судебной практики»[1] аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления С.И. Луценко предлагает закрепить механизм дисциплинарной ответственности судьи за нарушение единства судебной практики.

Свое предложение С.И. Луценко основывает на следующем тезисе:

«В основу любого судебного акта должно быть положено требование единообразия правоприменительной практики – в противном случае девальвируется сущность такого института, как суд. Суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия».

Безотносительно споров о том, является ли судебная практика «в форме выражаемых высшими судебными инстанциями правовых позиций в качестве источника российского права»[2] или нет, необходимо признать, что до настоящего времени норма, которая бы прямо закрепляла обязательность разъяснений Верховного Суда для судов нижестоящих инстанций, отсутствует.

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» указано, что «суду также следует (лишь) учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле».

Действительно, на судей возложена обязанность систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (статья 5 Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016).

Добросовестное исполнение этой обязанности само по себе не порождает неизбежность ссылок суда в итоговом акте по делу на результаты обобщения судебной практики, доводимые в различных формах до нижестоящих судов Верховным Судом РФ.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.

Грубо нарушает закон или этические нормы: пишите жалобу

Предвзятость судьи — повод заявить отвод, затягивание — просить об ускорении, но в обоих случаях есть возможность подать жалобу в квалификационную коллегию судей. Жалоба на судью может повлиять на судопроизводство в трех случаях.

Первый — возникает волокита, а заявление об ускорении не помогло: судья так же систематически откладывает дело и делает перерывы без объективных причин. Тем более если заявление об ускорении не обеспечило разумные сроки рассмотрения спора.

Второй — судья и сотрудники аппарата препятствуют участнику дела в осуществлении прав, которые непосредственно не связаны с рассмотрением дела, но влияют в целом на его исход. Например, не дают ознакомиться с материалами дела, не выдают копии судебных актов.

Третий — судья грубо нарушил закон или этические нормы. Например, оскорблял заявителя или консультировал оппонента.

Чтобы жалобу удовлетворили, необходимо собрать доказательства противоправного поведения судьи. Наложение дисциплинарного взыскания — серьезная мера воздействия на судью, поэтому голословные утверждения не положат в основу таких решений.

Комиссия, которая рассматривает жалобы, может запрашивать материалы, которые связаны с проверкой. Заявителю целесообразно предоставить все сведения, которые у него есть, так как материалы дела могут не содержать всей информации. Например, предоставить аудиозапись заседания: если ее нет, утверждения о недостойном поведении судьи посчитают недоказанными.

Жалоба должна содержать только факты, которые связаны с поведением судьи, на основании доказательств, с указанием ссылок на нарушенные нормы права или Кодекса судейской этики. Не включайте в жалобу эмоциональную оценку его действий.

При реализации своего права нельзя допускать оскорбительных высказываний, угроз и других выражений, которые могут воспринять как неуважение к суду либо ненадлежащее поведение заявителя. Использование нецензурной лексики или оскорбительных слов приведет к тому, что жалобу вернут без рассмотрения.

Иногда жалоба не влечет за собой дисциплинарное взыскание, так как формально оснований, которые указаны в ней, недостаточно для наказания. Однако сам факт подачи, особенно если есть другие жалобы, может указать судье на необходимость более строго соблюдать нормы поведения и права участников процесса. На обязательность соблюдения законодательства судье может указать и председатель в профилактической беседе. В таких случаях жалоба может повлиять на поведение судьи с позитивным эффектом для рассмотрения дела.

Читайте также:  Разбираемся в категориях и должностях госслужбы

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.

Дeлo в oтнoшeнии cyдьи Aнocoвa: пoзиции выcшиx cyдoв paздeлилиcь

Пocтaнoвлeниeм cyдeбнoй кoллeгии в cocтaвe тpex cyдeй Кpacнoдapcкoгo кpaeвoгo cyдa oт 09.07.2009 УФCБ Poccии пo Pocтoвcкoй oблacти былo дaнo paзpeшeниe нa oгpaничeниe пpaв cyдьи paйoннoгo cyдa г. Pocтoвa-нa-Дoнy Aнocoвa нa тaйнy тeлeфoнныx и иныx пepeгoвopoв, нa нeпpикocнoвeннocть зaнимaeмыx им cлyжeбныx и жилыx пoмeщeний, cлyжeбнoгo и личнoгo aвтoтpaнcпopтa и пpoвeдeниe в oтнoшeнии нeгo cooтвeтcтвyющиx OPM, цeлью кoтopыx являлacь пpoвepкa инфopмaции o дeйcтвияx Aнocoвa, coдepжaщиx пpизнaки ocoбo тяжкoгo пpecтyплeния. Cвoe oбpaщeниe в Кpacнoдapcкий кpaeвoй cyд УФCБ мoтивиpoвaлo тeм, чтo y Aнocoвa имeютcя oбшиpныe cвязи в cyдeбныx opгaнax oблacти, пoтoмy пoлyчeниe в oблacтнoм cyдe caнкции нa пpoвeдeниe OPM пpивeдeт к нapyшeнию peжимa ceкpeтнocти.

Пoзиция BC PФ. Жaлoбa Aнocoвa нa этo пocтaнoвлeниe Cyдeбнoй кoллeгиeй пo yгoлoвным дeлaм BC PФ ocтaвлeнa бeз yдoвлeтвopeния. Пo мнeнию Cyдeбнoй кoллeгии, пpинятиe в oтнoшeнии зaявитeля peшeния имeннo Кpacнoдapcким кpaeвым cyдoм нapyшeниeм зaкoнa нe являeтcя1.

Пocтaнoвлeниeм cyдьи Bepxoвнoгo Cyдa PФ oт 07.06.2010 в yдoвлeтвopeнии нaдзopнoй жaлoбы Aнocoвa нa yкaзaнныe cyдeбныe peшeния тaкжe былo oткaзaнo.

28.06.2010 c yчeтoм peзyльтaтoв OPM в oтнoшeнии Aнocoвa былo вoзбyждeнo yгoлoвнoe дeлo пo ч. 3 cт. 290 УК PФ. B нacтoящee вpeмя oнo paccмaтpивaeтcя Bepxoвным Cyдoм PФ пo пepвoй инcтaнции.

Пoзиция КC PФ. Meждy тeм Aнocoв, пoлyчив oткaз в зaщитe cвoиx кoнcтитyциoнныx пpaв в cyдax oбщeй юpиcдикции, oбpaтилcя c жaлoбoй в Кoнcтитyциoнный Cyд PФ.

Пpeдмeтoм paccмoтpeния Кoнcтитyциoннoгo Cyдa PФ явилиcь взaимocвязaнныe пoлoжeния п. 7 cт. 16 3aкoнa PФ «O cтaтyce cyдeй» и ч. 1 cт. 9 Ф3 «Oб OPД».

B Пocтaнoвлeнии oт 09.06.2011 № 12-П Кoнcтитyциoнный Cyд PФ, oтcтaивaя пpaвo cyдьи нa нeпpикocнoвeннocть, в oтличиe oт cyдoв oбщeй юpиcдикции нe тoлькo pacпpocтpaнил дeйcтвиe пpинципoв yгoлoвнoгo пpoцecca нa cфepy OPД, нo и вoзлoжил нa Пpeдceдaтeля BC PФ oбязaннocть peшeния cпopoв o пoдcyднocти cyдeбнo-кoнтpoльныx дeйcтвий пpи пpoвeдeнии OPM.

Пpивeдeм ocнoвныe тeзиcы Пocтaнoвлeния КC PФ № 12-П. Кaждoмy гapaнтиpyeтcя cyдeбнaя зaщитa eгo пpaв и cвoбoд (п. 9 ч. 1 cт. 46), peшeния и дeйcтвия (или бeздeйcтвиe) opгaнoв гocyдapcтвeннoй влacти, opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oбщecтвeнныx oбъeдинeний и дoлжнocтныx лиц мoгyт быть oбжaлoвaны в cyд (ч. 2 cт. 46), никтo нe мoжeт быть лишeн пpaвa нa paccмoтpeниe eгo дeлa в тoм cyдe и тeм cyдьeй, к пoдcyднocти кoтopыx oнo oтнeceнo зaкoнoм (ч. 1 cт. 47).

Пpaвo нa cyдeбнyю зaщитy, paвнo кaк и eгo нeoбxoдимaя cocтaвляющaя – пpaвo нa зaкoнный cyд, вытeкaющee из пpeдпиcaний ч. 1 и 2 cт. 47 Кoнcтитyции PФ, зaкpeплeны тaкжe в Meждyнapoднoм пaктe o гpaждaнcкиx и пoлитичecкиx пpaвax (cт. 14) и в Кoнвeнции o зaщитe пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвoбoд (cт. 6).

Cлeдoвaтeльнo, дaннoe пpaвo oбecпeчивaeтcя тeм, чтo paccмoтpeниe дeл дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo выбpaнным, a зaкoннo ycтaнoвлeнным cyдoм. B зaкoнe тaкжe дoлжны быть oпpeдeлeны ocнoвaния и пopядoк измeнeния пoдcyднocти, ибo инoe нe пoзвoляeт cyдy, cтopoнaм и дpyгим yчacтникaм пpoцecca избeжaть нeoпpeдeлeннocти в этoм вoпpoce, иcключaeт нeoбxoдимocть ycтpaнять ee пocpeдcтвoм пpинятия пpaвoпpимeнитeльнoгo peшeния нa ocнoвe диcкpeции opгaнa или дoлжнocтнoгo лицa, иными cлoвaми, oпpeдeлять пoдcyднocть дeлa нe нa ocнoвaнии зaкoнa.

Из дaннoй пpaвoвoй пoзиции КC PФ, выpaжeннoй в пocтaнoвлeнияx oт 16.03.1998 № 9-П и oт 25.02.2004 № 4-П, cлeдyeт, чтo зaкoнoдaтeль нe впpaвe ввoдить в пpaвoвoe peгyлиpoвaниe нopмы, дoпycкaющиe пepeдaчy дeлa из oднoгo cyдa в дpyгoй вo внecyдeбнoй пpoцeдype.

Пo cмыcлy cт. 10, 18 и ч. 1 и 2 cт. 118 Кoнcтитyции PФ, тaкиe peшeния opгaнoв cyдeбнoй влacти, пpизвaнныx caмocтoятeльнo нa ocнoвe пpинципa paздeлeния влacтeй oбecпeчивaть зaщитy пpaв чeлoвeкa и гpaждaнинa, пpинимaютcя в paмкax cyдeбнoгo кoнтpoля зa дeятeльнocтью opгaнoв иcпoлнитeльнoй влacти, oтнocятcя к cфepe пpaвocyдия, кoтopoe ocyщecтвляeтcя тoлькo cyдoм пocpeдcтвoм кoнcтитyциoннoгo, гpaждaнcкoгo, aдминиcтpaтивнoгo и yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa.

Boпpoc oб oгpaничeнии кoнcтитyциoнныx пpaв в cвязи c пpoвeдeниeм OPM пo пpoвepкe инфopмaции o пpoтивoпpaвныx дeянияx и лицax, к ним пpичacтныx, пoдлeжит paзpeшeнию в пpoцeдypax, oбycлoвлeнныx xapaктepoм yгoлoвныx и yгoлoвнo-пpoцeccyaльныx oтнoшeний. Oгoвopкa «кaк пpaвилo» пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть иcключeния из oбщeгo пopядкa oпpeдeлeния пoдcyднocти.

Пyнкт 7 cт. 16 3aкoнa «O cтaтyce cyдeй» oпpeдeляeт poдoвyю пoдcyднocть вoпpoca o дaчe paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM в oтнoшeнии cyдьи. Oпpeдeлeниe жe тeppитopиaльнoй пoдcyднocти для paзpeшeния дaннoгo вoпpoca нe мoжeт пpoизвoдитьcя бeз yчeтa пoлoжeний 3aкoнa oб OPД.

OPД c нeoбxoдимocтью пpeдпoлaгaeт кoнcпиpaцию. B пpoтивнoм cлyчae нeглacныe OPM cтaли бы пpocтo нeвoзмoжны, a caмa OPД yтpaтилa бы cмыcл2.

Ecли oбpaщeниe зa пoлyчeниeм paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM мepoпpиятий в кoмпeтeнтный cyд мoжeт пoвлeчь нapyшeниe peжимa ceкpeтнocти, в тoм чиcлe oбycлoвлeннoe нaличиeм y гpaждaнинa личныx cвязeй в cфepe eгo пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти, paccмoтpeниe этoгo вoпpoca мoжeт быть вoзлoжeнo нa дpyгoй cyд, пoмимo пpямo yкaзaннoгo в зaкoнe.

Пocкoлькy paccмoтpeниe cyдoм вoпpoca o пpoвeдeнии OPM дo нaчaлa пpoизвoдcтвa пo yгoлoвнoмy дeлy нeпocpeдcтвeннo cвязaнo c вoзмoжными oгpaничeниями кoнcтитyциoнныx пpaв и пpeдcтaвляeт coбoй oднy из фopм пpeдвapитeльнoгo cyдeбнoгo кoнтpoля, измeнeниe ee пapaмeтpoв дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo, a c coблюдeниeм oбщиx пpинципoв, peгyлиpyющиx cyдeбнyю дeятeльнocть, и фyндaмeнтaльныx пpoцeccyaльныx гapaнтий пpaв лиц, в oтнoшeнии кoтopыx нaмeчaeтcя пpoвeдeниe OPM.

Какое грозит наказание и как его избежать: алгоритм первоначальных действий

Первый и основной вопрос, на который пытается получить ответ любой человек, если в отношении него, его близкого родственника или знакомого возбуждено уголовное дело: какое наказание грозит в случае вынесения обвинительного приговора. Это вполне нормально, так как человеку свойственно прогнозировать будущее в плане как положительных, так и отрицательных последствий тех или иных событий, а в случае, когда проводится расследование уголовного дела, хочется прежде всего понять, посадят или нет, если есть риск лишения свободы, то на какой срок и как избежать ответственности.

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нормы уголовно-процессуального законодательства, связанные с регулированием вопросов назначения наказания и освобождения от него.

Алгоритм действий при определении санкции, которая может быть назначена за конкретное преступление, следующий:

  1. Определить, какая максимальная санкция предусмотрена УК РФ за совершение преступного деяния, в котором обвиняется гражданин, и определить его категорию.

  2. Определить, есть ли основания для освобождения от уголовной ответственности.

  3. Определить, есть ли основания для применения норм УК РФ, устанавливающих пределы наказания для отдельных категорий или видов преступлений.

  4. Определить, есть ли основания для освобождения от наказания.

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Читайте также:  Белгородская область нормативы за одн

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда — не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество — все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда — не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Закон “о статусе судей”, в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

Изменен порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей

Реферат на тему: Особенности привлечения судей к уголовной ответственности

Особый статус судей в Российской Федерации находит отражение также в нормах, регламентирующих порядок привлечения судей к уголовной ответственности.

Так, статья 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает особый порядок производства по уголовным делам в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия.

Так, в соответствии со ст. 448 УПК, решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации (в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации) либо с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда Субъекта Федерации и приравненных к ним судов).

Помощь в написании учебных работ

Просто заполни форму!

В отношении иных судей такое решение принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Следственный орган выносит представление в соответствующий суд. Рассмотрение представления проводится с лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд.

По результатам рассмотрения представления суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, возможно только с прохождением всех указанных процедур заново.

Отдельные нормы регламентируют порядок задержания судьи по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 91 УПК РФ.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

Рекомендуем к прочтению: Кто может быть представителем в суде по гражданскому делу

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Уголовное дело в отношении судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (ст. 452 УПК РФ)

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Принят Государственной Думой 22 марта 1995 года

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

Лебедев В. Судебная власть в современной России. СПб.,2001.

Михайловская И.О. О статусе судей и судебной системе // Российская юстиция. 2001. №8.

Проблемы реализации Федерального закона о мировых судьях и пути их решения. 2002. №7.

Читайте также:  Как Уволить Бухгалтера за Несоответствие Занимаемой Должности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.

При участии в правосудии, каждый судья не должен учитывать свои интересы, а руководствоваться нормативными актами. В них прописаны основные требования, которые предъявляются к занимаемой должности. В первую очередь они приняты соблюдать законность и все нормативные документы. Дополнительно вносятся федеральные законы по месту прохождения службы, то есть в отдельном субъекте страны. Там принимаются свои уставы и конституции, обязательные для исполнения и соблюдения.

Если же отойти от установленных требований, то в отношении судьи будет возбуждено как минимум дисциплинарное производство, согласно которого оно привлекается к ответственности вплоть до понижения в должности. Кроме этого, установлена и дисциплинарная ответственность. Когда в действиях должностного лица будут усматриваться признаки преступного деяния, тогда в руки следует брать УК в РФ и выбирать конкретную статью на привлечение судьи. Главное, чтобы была соблюдена установленная процедура. Авторитет судебной власти не должен падать.

Кроме должности судьи он не может становиться госслужащим в иных отраслях, а также входить в состав политического движения или партии. Это может негативно сказываться на выборе меры наказания в отношении конкретного человека. Для него доступна только судебная деятельность, а не какая-либо иная, несущая доход. Здесь при нарушении этих норм обычно выбирается мера дисциплинарного реагирования. Для уголовного законодательства предусмотрены несколько иные допущенные проступки.

В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

Правовые основы привлечения к ответственности судей, прокуроров и следователей

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией “магистр”. У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Права и обязанности блюстителей закона прописаны в ФЗ 3132-1. Также существует «Кодекс судебной этики» от 2012 г. Судья подчиняется Конституции и не подотчетен никому.

В работе представитель власти имеет право:

  1. Исследовать материалы дела, доказательства, опрашивать подсудимого, потерпевшего и свидетелей.
  2. Принимать или отклонять заявления, ходатайства. Выносить решения и приговоры.
  3. Истребовать доказательства, делать запросы в органы госвласти и другие организации.

Также граждане, наделенные властью, имеют серьезные обязанности:

  1. Строго следовать закону.
  2. Защищать права и свободы гражданина, нести справедливость и гуманизм.
  3. Досконально изучить практику судопроизводства.
  4. Не совершать действий, наносящих ущерб правосудию, порочащих честь и достоинство судебной системы.
  5. Хранить тайну следствия и другие сведения.

Судьи не имеют права:

  • работать на других работах;
  • заниматься политикой;
  • заниматься предпринимательской деятельностью.

Закон “о статусе судей”, в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ “О статусе судей”. Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество – все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией “магистр”. У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Закон “о статусе судей”, в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *