Надзорная жалоба по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорная жалоба по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

Срок подачи надзорной жалобы по административному делу, срок ее рассмотрения

КАС устанавливает несколько сроков, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это срок подачи жалобы. Согласно ч. 2 ст. 333 КАС, он ограничен и составляет 3 месяца. Точка отсчета — момент обретения обжалуемым решением юридической силы. В противовес небольшому сроку заявителям предоставлена возможность его восстановления в случае пропуска по уважительной причине.

В качестве последней, в соответствии с п. 51 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36, могут признаваться:

  • неполучение судебного решения в связи с нарушением почтой правил доставки корреспонденции;
  • отсутствие получателя по месту жительства в связи с командировкой, стационарным лечением и т. д.
Читайте также:  Особенности оформления больничного на испытательном сроке

Во-вторых, это срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу в Верховном суде РФ, который складывается из двух периодов:

  1. От поступления документов в суд до конца единоличного рассмотрения дела судьей. Документы рассматриваются (ст. 336 КАС):
    • до 2 месяцев, если судья исследовал жалобу на основании приложенных решений предыдущих инстанций;
    • до 5 месяцев, если для исследования вынесенных решений потребовалось изучить материалы административного дела. При этом обычно на рассмотрение дела уходит до 3 месяцев, хотя в случае его особой сложности срок может быть увеличен еще на 2 месяца.
  2. С момента вынесения определения о передаче дела в Президиум ВС до окончания судебного заседания. Данный временной отрезок не должен превышать 2 месяцев (ч. 5 ст. 340 КАС).

Порядок рассмотрения жалобы в суде


После поступления надзорной жалобы в Президиум ВС РФ судья начинает предварительное изучение материала. Решает вопрос о необходимости запроса административного дела. После чего выносит определение о принятии жалобы к своему производству и пересмотре судебного акта, или же об отказе в принятии и возврате данного документа заявителю.

В случае принятия жалобы Президиум оповещает всех участников дела о предстоящем судебном заседании и направляет каждому:

  • копию надзорной жалобы;
  • копию определения ВС РФ о пересмотре того или иного судебного акта;
  • извещение о дате и месте заседания.

В судебном процессе судьей осуществляются следующие действия:

  • оглашаются все известные обстоятельства спора;
  • зачитываются все судебные постановления и определения, имеющиеся в материалах дела, которые были приняты судами предыдущих инстанций;
  • перечисляются аргументы заявителя, выступающие причиной пересмотра судебного акта.

На следующем этапе заседания присутствующие участники дают свои пояснения и возражения.

Президиум, методом голосования, принимает окончательный вердикт, которым может либо полностью аннулировать оспариваемое постановление/определении, либо частично его изменить или же оставить в силе. После чего коллегией Верховного суда оглашается соответствующее постановление, которое с момента своего провозглашения набирает юридическую силу и обжалованию не подлежит.

Срок подачи и рассмотрения жалобы

В КАС РФ определены несколько сроков, на основании которых следует строить работу по обжалованию:

  1. В части 2 статьи 333 установлен срок подачи жалобы. Он составляет 3 месяца с даты вступления в силу акта, который обжалуется. Срок может быть восстановлен в случае пропуска.
  2. Срок рассмотрения жалобы на основании статьи 336 КАС РФ, то есть от момента поступления до окончания единоличного рассмотрения судьёй. Стандартный период — 2 месяца, но если судья запросит материалы дела на исследование, то он может быть увеличен до 5 месяцев.
  3. Срок рассмотрения на основании части 5 статьи 340 КАС РФ, то есть с момента вынесения определения о принятии жалобы. Решение принимается не позднее, чем в двухмесячный срок.

Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.

Так, в надзорной жалобе в обязательном порядке должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование документа — надзорная жалоба.
  2. Название органа, в который документ направляется.
  3. Полные и достоверные сведения о лице, которое подает документ: ФИО, место жительства, процессуальное положение в деле судопроизводства.
  4. Информация о других участниках процесса: ФИО или название организации, место проживания физического лица или юридический адрес.
  5. Список уполномоченных органов (судов), которые рассматривали дело на первых стадиях оспаривания: апелляционной и кассационной, а также смысл вынесенных ими решений.
  6. Перечень оспариваемых актов.
  7. Доводы, которые лицо приводит в качестве оснований для пересмотра дела.
  8. Просьба субъекта о пересмотре или отмене судебного постановления.
  9. Полный перечень прилагаемых материалов, которые подтверждают требования, указанные лицом в претензии.
  10. Дата составления документа и подпись заявителя.

Однако судебная практика показывает, что самостоятельно составленные жалобы редко соответствуют всем требованиям. Чтобы документ приняли к рассмотрению, подающему жалобу субъекту следует обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист составит надзорную жалобу, учитывая все нюансы и грамотно оформит ссылки на надлежащие нормативные акты.

Срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу

Период рассмотрения НЖ регламентируется законом. Если материалы по делу не запрашиваются, жалобу должны изучить в продолжение 1 месяца с момента передачи в суд. Если же материалы запрашиваются, срок увеличивается до двух месяцев. Время запрашивания дела и его доставка в суд в учет не берутся. Также срок может быть увеличен, если случай сложный.

Результаты рассмотрения

Порядок анализирования ходатайства предусмотрен Гражданско-процессуальным кодексом России. Представитель закона анализирует заявление и прилагаемую документацию, выносит заключение.

По результатам рассмотрения обращения суд имеет право принять одно из решений:

  • не рассматривать жалобу, оставить судебное постановление в неизменном виде;
  • полностью либо частично отменить решение, снова отправить его на изучение;
  • отменить акт суда и остановить деловое производство;
  • внести изменения в один или несколько актов.

Статья 379 УПК Российской Федерации содержит список причин, по которым решение нижестоящего суда будет отменено:

  • нарушено уголовно-процессуальное законодательство;
  • статья, на которую ссылался представитель закона, истолкована неправильно;
  • вынесенное заключение несправедливо;
  • обстоятельства по факту не совпадают с выводами, изложенными в приговоре.

Служба надзора — завершающая стадия в вопросе оспаривания судебного решения. В дальнейшем его разрешается обжаловать лишь в международной службе или по новым обстоятельствам.

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Читайте также:  Жизнь не будет прежней: что изменится в Беларуси с 1 апреля 2023 года

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Штраф – обжалованию подлежит?

Наиболее часто встречающимся административным правонарушением является нарушение правил дорожного движения водителями авто. Отсюда и наиболее распространенный штраф получают именно от сотрудника дорожной инспекции. Но всегда ли постановление о правонарушении составлено идеально верно и соответствует действительности? Очевидно, что не всегда, поскольку человеческий фактор никто не отменял. Если постановление составлено с нарушениями закона и является нарушением ваших прав, то защитить себя можно подав жалобу.

Многие водители авто сталкиваются с большими штрафами на дороге, а некоторые даже с лишением водительских прав на определенный срок. Знаете ли вы, что постановление ГИБДД можно обжаловать, если на то есть веские причины? Возможно, большинство знает об этом, но не знает порядка процедуры обжалования постановлений об административных правонарушениях. А ведь это может стать спасением, особенно когда вы «попадаете» на крупный штраф там, где не было вашей вины.

Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения

Шаг 1. Определите, не истек ли срок обжалования/принесения протеста на постановление (ПДАП).Сроки обжалования рассматривались в части первой данного материала (воп.4, 10-12). По общему правилу, срок обжалования — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Этот же срок применяется и для обжалования последующих решений по жалобам на постановление (ПДАП).

Исключение составляют дела, связанные с проведением выборов/референдума, когда срок сокращается до пяти дней. Зачем это нужно: проверка срока на обжалование на предмет его истечения необходима для ответа на вопросы:а) вступило ли постановление в законную силу;б) имеется ли возможность обжаловать данное постановление;в) в какой орган (или какому лицу) надлежит направлять жалобу/заявление;г) имеются ли основания для восстановления пропущенного срока.

Внимание!

Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием возврата жалобы на постановление (ПДАП) заявителю, если обжалующее постановление лицо не ходатайствует о восстановлении пропущенного срока или нет оснований для его восстановления при наличии такого ходатайства

Последствия пропуска (истечения срока):1) Изменяется порядок обжалования:а) подведомственность рассмотрения жалобыЕсли жалоба на не вступившее в законную силу постановление подается в порядке ст.30.1 КоАП РФ, то при вступлении в законную силу — уже в порядке ст.30.13 КоАП РФ, т.е. порядок обжалования становится исключительно судебным.

Существует несколько факторов, от которых зависит, куда направляется надзорная жалоба по административному делу:

  1. При попытке обжаловать постановление областного отделения суда, оглашенные по первичной инстанции при соблюдении условия, что они ранее не являлись вопросом надзорного либо кассационного судопроизводства в верховной инстанции, судебных решений местных и мировых судов, тогда документ необходимо посылать в Президиум областного суда.
  2. При желании обжаловать постановления районного отделения суда, вынесенные по первичной инстанции при условии, что они не являлись предметом кассационного рассмотрения в Верховном суде РФ, судебных приказов на решение районного суда одобренных в первой инстанции и жалобы были составлены без согласования с Президиумом областного суда, документ нужно подавать в Судебную коллегию Верховного суда РФ.
  3. При попытке оспорить постановление Верховного судебного отделения, рассмотренного по первичной инстанции, принятой в кассационном процессе подавать документ требуется в Президиум Верховного суда РФ.

Как осуществляется процесс обжалования решения районного суда по административному делу?

  1. В обязательном порядке нужно получить решение суда, а также определить срок, в течение которого вы сможете подать на апелляцию;
  2. Определите вышестоящую инстанцию, куда можно будет подать свое заявление;
  3. Обратите внимание на то, что если законную силу решение еще не набрало, осуществляется процесс подачи апелляционной жалобы. Если же решение вступило в силу, осуществляется процесс подачи кассационной жалобы;
  4. Очень важно, чтобы жалоба была составлена правильно и имела обоснование. В принципе, вы можете воспользоваться резервами официальных сайтов судов, где есть раздел с образцами документов и ссылками на законодательство.

Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу

Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.

Выделим несколько причин для использования протеста:

  • по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
  • недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.
Читайте также:  Договор перенайма: анализ споров

Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.

Оставить комментарий к документу

Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Жалоба в порядке надзора по административному делу (образец)», а также задать вопросы

, связанные с ним.

Если вы хотите оставить комментарий с оценкой

, то вам необходимо оценить документ вверху страницы

Ответ для

Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2021 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

В соответствии с п. 2 ст. 333 КАС РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок представления жалобы, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица при соблюдении одного из нижеперечисленных условий:

  1. Обстоятельства, послужившие причиной такого пропуска, произошли до истечения 1 года со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта;
  2. Заявление подано гражданином (организацией, учреждением), не являющимся участником административного дела, права (свободы, интересы) которого были нарушены принятым судебным актом. И этот субъект обратился с надзорной жалобой после того, как узнал об исходе дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *