Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальный счет для участника закупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для участия в торгах на любой электронной площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо иметь Специальный счёт участника закупок в уполномоченном банке.
Список банков, в которых можно открыть спецсчет для участия в госзакупках
Открыть спецсчет можно только в банке, который одобрен Минфином. В 2020 году разрешение на это имеют 22 российских банка:
- Сбербанк.
- ВТБ.
- Газпромбанк.
- Россельхозбанк.
- Альфа-банк.
- Московский кредитный банк.
- Открытие.
- Райффайзен.
- Росбанк.
- Всероссийский банк развития регионов.
- Промсвязьбанк.
- Россия.
- Санкт-Петербург.
- Совкомбанк.
- РНКБ.
- ОТП.
- ЮниКредит банк.
- Возрождение.
- Тинькофф.
- Ак Барс.
- СМП банк.
- Новикомбанк.
Стоимость открытия и ведения
Наименование банка
Открытие
Обслуживание
Сбарбанк России
Бесплатно
Бесплатно. Стоимость обработки запроса на блокировку денежных средств от ЭТП – 50 рублей. Прекращение блокировки осуществляется бесплатно.
ВТБ
3000 рублей
Обслуживание счета, подключенного к системе ДБО – 1000 рублей/мес., не подключенного – 5000 руб./мес. Плата взимается только за те месяца, в которых проводились операции.
Альфа-банк
Если у клиента уже имеется счет в Альфа-банке, то открытие специального счета бесплатное. В противном случае – 3300 руб.
От 220 руб./месс. до 6900 руб./месс. в зависимости от дополнительных опций и условий обслуживания.
Промсвязьбанк
Бесплатно
ОПТ Банк
Бесплатно
Тарифы и условия обслуживания могут меняться в зависимости от регионов и подключения дополнительных услуг. Сроки открытия также различны. В среднем они составляют от 1 до 3 рабочих дней. Многие банки также предлагают услугу дистанционного открытия. Для этого достаточно оформить заявку на сайте финансовой организации.
Что такое закон 44-ФЗ
Это Федеральный закон, который регламентирует проведение открытых торгов, определяет взаимоотношения сторон. Заказчиками в этом случае выступают только государственные, бюджетные и муниципальные органы. По 44-ФЗ наличие спецсчета для участия в госзакупках на крупные суммы обязательно, без него участие в торгах невозможно.
Требования к участникам торгов:
- компания не испытывает финансовых проблем, не готовится к ликвидации или банкротству;
- компания не имеет долгов перед государственными органами: ФНС, ПФР и пр.;
- потенциальный поставщик не судим за экономические преступления;
- организация не связана с офшорами.
Что значит спецсчет для участия в госзакупках
Такой расчетный счет можно открыть только в банке, включенном в подготовленный правительством список. Последний обнародован в распоряжении от 13.07.2018 1451-р. Специальные счета используются поставщиками для хранения средств, которые будут играть роль залога во время их участия в электронных конкурентных закупках. В процессе проведения конкурса электронная торговая площадка обращается в банк, и тот блокирует сумму в качестве обеспечения по заявке, а потом отменяет данную операцию.
Сегодня существует восемь электронных площадок госзакупок и одна, где проводятся закрытые закупки АСТ ГОЗ. Все они сотрудничают с банками, включенными в упомянутый выше список. То есть для пользования любой площадкой необходимо иметь один спецсчет с достаточным объемом денег для внесения залога.
Если у вас открыт обычный расчетный счет, а ваш банк попал в указанный перечень, то ваша задача значительно упрощается. Вы просто заключаете с финансовой организацией соглашение и начинаете использовать свой счет как специальный. Форма данного документа установлена п. 5 постановления № 626.
Зачем нужен специальный счёт?
Спецсчёт — это инструмент обеспечения участия поставщика в торгах и страховка заказчика на случай отказа претендента от заключения договора. Расскажем простыми словами на конкретном примере. В рамках закона 44-ФЗ государственный или муниципальный заказчик хочет что-то купить для производственных или бытовых нужд: оргтехнику, мебель, услуги уборки офиса. Он публикует тендерную документацию на специализированном сайте – электронной торговой площадке. Всего в России восемь ЭТП, аккредитованных для тендеров по 44-ФЗ, торги по 223-ФЗ можно проводить и на других площадках.
Потенциальные поставщики товаров и услуг знакомятся с конкурсной документацией и решают принять участие в тендере. Для этого им надо зарегистрироваться на ЭТП. Раньше на каждой «поляне» нужна была отдельная учётная запись, но теперь жизнь исполнителей существенно облегчилась – достаточно аккредитоваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ ко всем восьми площадкам. Участвовать в торгах можно лишь при наличии сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Прежде чем заявиться на аукцион или конкурс, поставщик должен обеспечить заявку деньгами через спецсчёт или банковской гарантией. Гарантия представляет собой поручительство аккредитованного в системе госзакупок российского банка, который компенсирует убытки заказчика в случае уклонения исполнителя от подписания контракта (договора). Но получение банковских гарантий — процедура хлопотная, к ней прибегают крупные игроки, постоянно работающие в сфере госзаказа и выстроившие доверенные отношения с банком. Для рядовых, а тем более начинающих исполнителей работа по спецсчёту – самый приемлемый и необременительный вариант обеспечения.
Размер депозита, вносимого на специальный счет для закупок по 44 и 223 законам, зависит от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Минимальная ставка – 0,5%, максимальная – 5%. Если сумма тендера меньше 30 миллионов рублей, предельная ставка – 2%. В прошлом поставщики вносили депозиты непосредственно на ЭТП, потом их приходилось возвращать, чтобы перебросить на другую тендерную площадку. Сейчас достаточно открыть единый спецсчет.
В каких случаях спецсчёт не нужен?
Несмотря на показную суровость 44-ФЗ в его рамках предусмотрены тендеры на сумму до 1 миллиона рублей, в которых не обязательно обеспечение заявки. 223-й закон намного либеральнее. Требования открытия спецсчёта может не быть при сумме НМЦД до 5 миллионов рублей. Требование заказчика по обеспечению заявки обязательно прописывается в извещении о проведении тендера и в закупочной документации.
Открытие спецсчёта не требуется при подаче заявок на бумажных носителях, но такая форма встречается крайне редко и только при запросе котировок.
Это важно! Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта – это не одно и то же! Если заказчик хочет подстраховаться на случай «бегства» подрядчика в ходе исполнения договора, то он требует в документации перечислить залоговую сумму уже ему, заказчику, а не на спецсчёт. Распоряжаться залогом он не имеет права до завершения или расторжения контракта. Обеспечением исполнения договора (как и обеспечением заявки) может также стать банковская гарантия.
Как работает спецсчет?
Чтобы разобраться в алгоритме работы специального счета, следует детально рассмотреть каждый этап процедуры обеспечения заявки. Схема выглядит следующим образом:
- Перед обращением в банк потенциальный исполнитель должен предварительно позаботиться о приобретении электронной подписи и пройти регистрацию на сайте ЕИС в качестве участника.
- Поставщик подает заявку и пакет учредительной документации в кредитную структуру для открытия счета. В некоторых банках это можно сделать онлайн. Если у клиента уже имеется расчетный счет, процедура проходит по упрощенной схеме — в финансовую организацию направляется заявка, стороны подписывают дополнительное соглашение.
- Сразу переводить денежные средства на счет не обязательно. Главное следить, чтобы необходимая сумма размещалась на балансе до момента окончания подачи заявок.
- Контрагент направляет заявку на электронную торговую площадку (ЭТП) для участия в процедуре. Так, он дает предварительное согласие на последующую блокировку определенной суммы на спецсчете.
- В течение одного часа после окончания приема заявок на ЭТП, банк временно блокирует операции по балансу. Ограничение снимается за 1 рабочий день после предоставления для этого основания.
- Денежные средства со счета победителя торгов перечисляются на р/с заказчика после подписания контракта. Транзакция осуществляется банком по запросу ЭТП.
Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508
К отношениям по ведению таких счетов применяется Закон № 275-ФЗ, а не ГК РФ и Закон о банкротстве. Выводы судов об обратном ошибочны.
Кредиторы исполнителя гособоронзаказа, расчеты с которыми не относятся к операциям, допускаемым Законом № 275-ФЗ, не могут рассчитывать на удовлетворение их требований за счет средств, выделенных на такой заказ. Причем обособление этих средств сохраняется и при банкротстве их получателя.
В ходе конкурсного производства названные спецсчета нельзя закрыть автоматически. Оставшиеся на них средства расходуются для удовлетворения требований только тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает установленные Законом ограничения.
Если же денежных средств на спецсчетах недостаточно для удовлетворения всех разрешенных Законом № 275-ФЗ требований, то они погашаются с учетом очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.
Поскольку в рассматриваемом случае спорные договоры банковского счета заключены обществом в соответствии с Законом 275-ФЗ, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска конкурсного управляющего. В ходе конкурсного производства отдельные счета не подлежат автоматическому закрытию. Расходование оставшихся на этих счетах денежных средств по-прежнему осуществляется в целях удовлетворения требований лишь тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает ограничения, установленные ст. 8.3 и 8.4 Закона об оборонном заказе. При недостаточности денежных средств на особых счетах для удовлетворения всех разрешенных Законом об оборонном заказе требований их погашение производится конкурсным управляющим с учетом очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве2.
Статьями 8.3, 8.4. Закона № 275-ФЗ закреплен режим использования отдельного счета, предусматривающего запрет исполнения исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
• перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
• перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Список закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
На первый взгляд, кажется, что Закон № 275-ФЗ ограничивает исполнение листов, а арест только обеспечивает будущее исполнение, соответственно, такое действие пристава-исполнителя является законным и не ограничивается Законом № 275-ФЗ. Ведь позднее ограничения будут сняты, прибыль на счете останется и будет возможно исполнить лист. Тем не менее, арест счета блокирует движение всех денежных средств по счету.
В одном из постановлений Арбитражного суда Московского округа суд косвенно высказался о том, что ограничения использования отдельного счета будут сняты после полного исполнения оборонного заказа, и только тогда у службы судебных приставов будет возможность наложить арест на такой счет3.
Из сказанного следует вывод, что обращение взыскания денежных средств, находящихся на отдельном счете, арест счета в пользу кредитора – организации до снятия ограничений режима использования отдельного счета противоречит п. 9 ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ.
Следует отметить, что ФАС России является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.
Так, в одном из дел суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа с предприятия – Исполнителя. Как следует из судебного дела Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя, в ходе которой установил, что Исполнитель часть средств на выполнение гособоронзаказа получил неправомерно, по следующим причинам:
• Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.
• Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции».
• Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы».
Как идёт работа по специальному счёту
Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.
Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.
Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.
Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:
- Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
- Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.
Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ
В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:
- порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
- требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.
Шаг 5. Изучите условия госконтракта
Проверять контракт на стадии подписания — плохая практика. После того, как тендер уже выигран, поздно вносить изменения в условия поставки, а исполнитель может лишиться выгоды и даже сработать в минус.
Представьте, что вы выиграли тендер на поставку детского питания в детские сады. Но проморгали, что по контракту обязаны поставить госзаказ не в один район республики, а в 35. Вы не учли логистику в себестоимости контракта и не смогли его исполнить, за что вас внесли в реестр недобросовестных поставщиков, подали на вас в суд и взыскали неустойку.
Поэтому изучайте условия госконтракта до того, как вы решили участвовать в торгах.
Проверять проектную документацию лучше с профессиональным юристом или специалистом по госзакупкам. Он укажет на риски, которые могут привести к убыткам.
Семён Сивцев, маркетолог-консультант, занимался госзакупкамиОбычно документация к тендеру — это стопка бумаг формата А4, в которых сухим канцелярским языком и мелким шрифтом без интервалов написано, какие обязательства берёт на себя исполнитель, когда он должен выполнить условия контракта и что ему будет, если он нарушит договор. Но прочитать эти документы придётся, потому что на каждой странице могут прятаться нюансы и обычные опечатки, которые усложнят будущую работу.
Шаг 7. Назначьте цену
Электронный аукцион — это конкуренция с другими участниками. Побеждает тот, кто предлагает минимальную цену.
Но эксперты не рекомендуют снижать цену на аукционе до самого минимума. Ведь даже забирая тендер по начальной максимальной цене, у исполнителя нет гарантий, что он в итоге получит то, на что рассчитывал. От подписания контракта до получения денег порой уходят месяцы, а в худшем случае — почти весь финансовый год. За это время может произойти всё, что угодно, начиная от банальной инфляции и заканчивая эпидемией коронавируса. Так что лучше заложить в стоимость возможные риски.
Семён Сивцев, маркетолог-консультант, занимался госзакупкамиВ 2013 году, рассчитывая стоимость госконтракта, я заложил в неё рост доллара на два рубля. Деньги по контракту получил в 2014 году, и если бы мне не удалось отстоять перед заказчиком эту курсовую разницу, тендер закрылся бы в ноль. А с учётом банковских процентов, скорее всего, и в минус. И это при том, что мы забрали тендер без торга, исполнили его и получили деньги в срок.
Если в течение десяти минут никто из ваших соперников не предложит заказчику более выгодную цену, аукцион завершится, а вы станете победителем. После этого можно будет приступить к работе, чтобы выполнить все обязательства по контракту.
Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком
Соглашение должно содержать в том числе условия:
- об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке;
- о предоставлении банком оператору ЭТП сведений об участнике закупки, которому таким банком открыт либо закрыт спецсчет;
- о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ. А также прекращения блокирования на основании информации, направляемой оператором ЭТП в банк согласно ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ;
- об ответственности оператора ЭТП перед банком за своевременность и достоверность информации;
- о предоставлении оператором ЭТП в банк распоряжения о переводе денежных средств, согласно ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ.
Преимущества и недостатки использования спецсчета
Если на спецсчете участника находятся денежные средства, то банком начисляются проценты за пользование ими, в том числе во время их блокирования для обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.
В случае просрочки возврата денежных средств участник имеет право потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.
Вышесказанное, несомненно, является выгодным условием для участника закупки. Однако, в этой схеме есть и недостатки. Электронным площадкам Правительство РФ дало право взимать плату с участника за победу в закупках, проводимых в электронной форме:
- 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. руб.;
- 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. руб. (для СМСП и СОНКО).
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
- о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
- о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
- о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Например, заказчик обязан:
- разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
- организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
- формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
- заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
- присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
- включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.