1.3. Основные характеристики пенсионной системы Российской Федерации.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.3. Основные характеристики пенсионной системы Российской Федерации.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер. Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР. Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.

Система пенсионного характера

Определение 1

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Право на одновременное получение двух пенсий

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Несмотря на небольшое число юридических фактов, выступающих в качестве оснований назначения того или иного вида пенсии, в реальной жизни эти основания могут «наслаиваться» одно на другое. В результате у человека, пенсия которому назначена по одному основанию, может возникнуть право на пенсию по другому основанию (при наступлении соответствующих юридически значимых обстоятельств). По общему правилу человек имеет право получать только одну пенсию. Чаще всего ему назначается наибольшая по размеру пенсия. Вместе с тем он вправе выбрать по своему усмотрению пенсию другого вида, несмотря на ее меньший размер.

Указанное правило, действующее в отношении большинства пенсионеров, имеет исключения. При этом следует отметить тенденцию к увеличению числа этих исключений.

Пенсионное обеспечение

Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Для Российской Федерации характерно преобладание государственной системы пенсионного обеспечения. Выплата пенсий в России осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, которые формируются посредством отчисления страховых взносов в размере 22% от заработной платы работающих людей. Такая величина отчислений устанавливается до достижения размера заработной платы с начала отчетного года определенной величины. Например, в 2019 году стандартный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд применялся по отношению к доходам работника в пределах 1 150 000 руб., в 2020 году – в пределах 1 292 000 руб. При превышении предельной базы тариф страховых взносов в Пенсионный фонд понижается до 10%. Нагрузка по уплате страховых взносов ложится на работодателей.

В нынешнем виде пенсионная система России существует с 1 января 2015 года. Пенсионная система России представляет собой совокупность отношений, направленных на формирование, назначение и выплату различных видов пенсий, в том числе:

  • социальной, которая полагается всем гражданам страны независимо от показателя трудового стажа;
  • страховой, которая предоставляется гражданам, успевшим накопить необходимое количество пенсионных баллов;
  • накопительной.

В основе назначения пенсий в Российской Федерации находятся следующие основания:

  • во-первых, достижение пенсионного возраста, который существенно повысился относительно недавно;
  • во-вторых, достижение показателя необходимого трудового страхового стажа;
  • в-третьих, достижение величины индивидуальных пенсионных коэффициентов, то есть баллов.

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Читайте также:  Подключение к ЭДО ПФР: два сценария

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

Какая пенсионная система в России?

В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.

Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось . Так формировались личные пенсионные накопления.

Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.

При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.

Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.

По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько (УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.

Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать .

Пенсионное обеспечение граждан: разновидности

В РФ актуальна схема пенсионного обеспечения, разделенная на три уровня страхования:

  • Обязательное. Оно составляется из взносов, поступающих в ПФР по системе ОПС. Почти все граждане России получают именно такие пенсии, общее количество – примерно 83 процента от числа пенсионеров;
  • Государственное. Средства для выдачи таких пенсий берутся в федеральном бюджете, за процесс ответственен Пенсионный фонд. Выплаты доступны отдельным группам граждан, если на то имеются основания;
  • Негосударственное. НПО позволяет гражданам России сформировать пенсию на добровольной основе. Взносы инициированы либо гражданином, либо его работодателем, перечисляются определенный временной период по соответствующему договору.

Пенсионная система — введение

  • Пенсия – это отложенные сбережения на тот период, когда человек становится нетрудоспособным по тем или иным причинам (возраст, нетрудоспособность или просто нежелание работать).
  • Пенсия – это не только государственные пенсия. Возможны другие варианты – сбережения, получение рентного дохода (сдача квартиры), поддержка со стороны детей.
  • Задача пенсионной системы – обеспечить перенос финансовых ресурсов во времени на длительный промежуток времени (до 30-40 лет).
  • Первые общегосударственные появились в конце 19 века в Германии – при канцлере Бисмарке.
  • Сейчас практически во всех странах есть государственная пенсионная система. Но характер и масштаб пенсионных систем отличаются по разным странам.
Читайте также:  Понятие и виды процессуальных сроков

Как определяется пенсия сейчас?

Пенсия = ФВ (фиксированная выплата) + ИПК * СИПК

  • С 2015 года введена новая пенсионная формула на основе баллов — «индвидуальный пенсионной коэффициент», которая определяет величину страховой пенсии.
  • Условия получения страховой пенсии:
  1. Достижение возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин)
  2. Наличие стажа не менее 15 лет (с 2024 года)
  3. Наличие минимального количества баллов (не менее 30). Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.

Что это такое и какие разновидности обеспечения бывают

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это денежное обеспечение от государства, которое выплачивается ежемесячно. Государство предлагает гражданам разные виды обеспечений, отличающихся размером, правилами назначения и получателями. К ним относятся:

  • пенсии по старости, которые могут быть страховыми или социальными, причем назначение проводится при достижении конкретного возраста;
  • по выслуге лет, но такие выплаты могут быть получены исключительно людьми, работающими по специфическим профессиям;
  • по потере кормильца, если оставшиеся члены семьи не могут самостоятельно себя материально обеспечивать;
  • по инвалидности при ухудшении состояния здоровья.

Госслужащим предлагаются определенные послабления при оформлении пенсии.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Условия для страховой пенсии по старости

Устанавливаются
три вида страховых пенсий: по старости,
по инвалидности, по случаю потери
кормильца.

Установлено,
что права на страховую пенсию будут
учитываться в пенсионных коэффициентах
(баллах), исходя из уровня заработной
платы (уплаченных с нее страховых
взносов), стажа и возраста выхода на
пенсию.

Условиями
возникновения права на страховую пенсию
по старости являются достижение возраста
60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин,
наличие страхового стажа (т.е. минимального
стажа уплаты страховых взносов) не менее
15 лет, наличие величины индивидуального
пенсионного коэффициента (баллов) не
менее 30.

В
2025 году минимальный общий стаж для
получения пенсии по старости достигнет
15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение
10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году
в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году
будет менее 15 лет, имеют право обратиться
в ПФР за социальной пенсией (женщины в
60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого,
будет производиться социальная доплата
к пенсии до прожиточного уровня пенсионера
в регионе его проживания.

С
1 января 2015 года минимальная величина
индивидуального пенсионного коэффициента,
при котором возникает право на назначение
страховой пенсии, установлена в
размере 6,6 с последующим ежегодным
увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025
году.

Что
такое индивидуальный пенсионный
коэффициент?

С 1
января 2015 года накопительная часть
пенсии выделяется в самостоятельный
вид пенсии. Ее может устанавливать как
ПФР, так и НПФ, если в нем формируются
ваши пенсионные накопления.

При
выборе варианта пенсионного обеспечения
нужно помнить, что приняв решение о
формировании накопительной пенсии, вы
уменьшаете пенсионные права на
формирование страховой пенсии, и
наоборот. Какой вариант выгоднее —
решаете вы сами.

При
принятии решения о выборе стоит помнить
о том, что страховая пенсия гарантированно
увеличивается государством за счет
ежегодной индексации по уровню не ниже
инфляции. В то время как накопительная
пенсия — это пенсионные накопления,
которые передаются из ПФР в управление
негосударственному пенсионному фонду
или управляющей компании и инвестируются
ими на финансовом рынке.

По
новым правилам расчета размер накопительной
пенсии также будет выше, если обратиться
за назначением пенсии позднее
общеустановленного пенсионного возраста:
60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин.
Ведь для расчета накопительной пенсии
сумма пенсионных накоплений делится
на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии
– 228 месяцев. А если, например, обратиться
за назначением пенсии на три года
позднее, то сумма пенсионных накоплений
делится уже на 192 месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *