ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО: ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО: ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.

Какими компаниями владеет Росимущество?

Реестровый номер федерального имуществаНазваниеПрямая доля РосимуществаКоличество акцийДоля в уставном капиталеП21000002796«Транснефть»569446978,55%П21000000222«АЛРОСА»243232195333,03%П21000005817«Сбербанк России»1129347400150% +1 акцияВ21140000001, П21000002825«Газпром»75000 + 908434464438,37%П21000002791«Аэрофлот — российские авиалинии»140166867257,3%П21000002060«РусГидро»27116153560661,73%П21000003914«Российские сети»17687503733788,04%П21000002811«Банк ВТБ»2930127442529212,13%П21000004835«Ростелеком»125418956435,91%П21000002089«Новороссийский морской торговый порт»385198130020%П21000003618«ФСК ЕЭС»75112186560,59%

Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.

Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).

Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».

С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.

Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:

  • Экологические технологии
  • Царскосельская Янтарная Мастерская
  • Центр компетенций и обучения
  • Инновационно-внедренческий центр института земной коры
  • Арктик Лизинг-13
  • Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.

❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.

Дата основания: 9 марта 2004 года
Подчинено: Министерство финансов Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Министерство финансов Российской Федерации
Предшественники: Госкомимущество, Министерство государственного имущества Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Росимущество было создано в 2004 году на базе расформированного Министерства имущества РФ. Регламентация деятельности Росимущества проводится в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденном Постановлением № 432 Правительства РФ от 5 июня 2008 года.

Задачами вновь сформированного агентства стали:

  • оперативное, в пределах своей компетенции, управление государственным имуществом;
  • продажа госимущества на основании приватизации;
  • реализация конфискованного имущества;
  • обращение в собственность государства имущества, признанного бесхозным;
  • оказание государственных услуг в пределах своей компетенции;
  • защита имущественных государственных интересов;
  • иные задачи, относящиеся к сфере управления госимуществом.

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Муниципальная собственность – имущество муниципального образования.

— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— муниципальная казна, состоящая из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:

1) Решения вопросов местного значения;

2) Осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (земля, водоемы);

3) Обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.

В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для этих целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению.

Муниципальное образование – первичный субъект права муниципальной собственности. Местное население имеет право управления муниципальным имуществом через местный референдум. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники (осуществляют полномочия от имени первичного собственника и формулируют его интересы). В Красноярске –департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и другими НПА органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование ФЗ/ЮЛ, органам государственной власти РФ, субъектам РФ, органам местного самоуправления иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.

Читайте также:  Новая выплата из материнского капитала-2023. Кто и сколько может получить

В состав муниципальной собственности входят:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

На что направлена деятельность органа по защите федерального имущества? В соответствующем правительственном постановлении закреплены следующие цели рассматриваемой инстанции:

  • управление государственной собственностью и анализ приватизационной деятельности, использование маркетинговых, социологических, финансовых и прочих исследований;
  • разрешение вопросов о числе акций, находящихся в собственности государственного характера, поддержание механизмов регулирования в сфере экономики;
  • разработка и проведение ряда земельных работ при участии исполнительных структур, которые заинтересованы в этом;
  • разработка и внедрение нормативных актов, которые касаются контроля, учета и использования государственного имущества.

Организационно-правовая система управления государственным имуществом

Управление государственным имуществом — ответственнейший вид деятельности органов исполнительной возможностях власти: по этому виду деятельности судят о самом государстве и его экономических. Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 9 сентября 1999 г., под управлением государственным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Особо важная роль в управлении принадлежит управляющим — руководителям унитарных предприятий, учреждений, представителям государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительным управляющим государственным имуществом, управляющим компании.

Хотя за годы реформ государству и пришлось серьезно «подвинуться», уступая место более эффективному частному собственнику, оно до сих пор владеет огромным имуществом. Российской Федерации принадлежит до 37 тыс. госпредприятий (в том числе 14 тыс. унитарных), более 23 тыс. учреждений, не менее четверти капитала в 2,5 тыс. акционерных обществ и недвижимость общей площадью в 337 млн. м2.

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Управление федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  • Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  • Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  • Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  • Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:

  • Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
  • Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  • Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  • Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  • Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:

  • Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  • Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  • Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  • Учет арендных договоров федеральной собственности.
  • Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
  • Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  • Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Читайте также:  Акции и скидки «РЖД» на 2023 год: последние обновления

Система субъектов управления федеральным имуществом

В подобной роли от имени государства выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус, Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Фактически определенные качества субъектов управления федеральным имуществом присущи различным звеньям государственно-властного механизма. В подобной роли выступают органы государственной власти, Президент РФ и Правительство РФ. Определенные функции в сфере управления федеральным имуществом возлагаются и на органы судебной власти. Вместе с тем, основные субъекты государственного управления федеральным имуществом входят в систему федеральных органов исполнительной власти.

Собственность субъектов управления федеральным имуществом можно классифицировать по объему властно-распорядительных полномочий в отношении этого имущества, а также в зависимости от положения субъекта в системе разделения властей и вертикали исполнительной власти. Возможно также провести разделение субъектов управления федеральным имуществом по отраслям и сферам жизнедеятельности.

Определенную роль в управлении федеральным имуществом играет законодательная власть в лице Федерального собрания РФ. Именно этот орган принимает основополагающие законы, определяющие основные направления в сфере управления федеральным имуществом. Это, например, такие акты, как Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ , Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21.07.97г. № 123-ФЗ85 и другие акты. Инициативы органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом могут быть внесены в Федеральное собрание Правительством РФ согласно п.1 ст. 104 Конституции РФ.

Таким образом, полномочия Федерального Собрания РФ по управлению федеральным имуществом выражаются в законодательном закреплении норм, регулирующих управление объектами федеральной собственности.

Также важна роль Президента РФ в управлении федеральным имуществом. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, в том числе и касающиеся управления федеральной собственностью. Некоторые вопросы регулирования федеральной собственности отражены в Указе Президента РФ «О продалсе государственных предприятий-должников» от 02.06.94г. № 111486, Указе Президента РФ «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» от 23.07.97г. № 775 и других. Президент РФ также определяет структуру органов исполнительной власти в государстве, что влияет на распределение властных полномочий этих органов по управлению федеральной собственностью. Так Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 года № 867 (в ред. Указов Президента РФ от 20.09.2000 № 1678, от 01.12.2000 № 1953)88 в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, упразднен Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Министерство государственного имущества Российской Федерации преобразовано в Министерство имущественных отношений Российской Федерации, которому передана часть функций упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике.

В управлении федеральным имуществом участвуют также и некоторые президентские структуры. Так, согласно Положению «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», утвержденному Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149, от 09.09.2000 № 1624, от 30.01.2001 № 97) 89, полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач, в частности: -обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; -организует в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Все вышеперечисленные полномочия относятся и к контролю за управлением объектами федеральной собственности на подведомственных полномочному представителю территориях.

Виды госсобственности в современной России

Действующее законодательство относит к государственной собственности следующие объекты:

  • Оборонного назначения (предприятия, учреждения, организации и НИИ, выполняющие разработку, испытание и ликвидацию оружия, военной техники и другого имущества.
  • Автодороги федерального значения и компании, занимающиеся их обслуживанием.
  • Составляющие фундамент богатства российского государства — особо охраняемые природные зоны, ресурсы континентального шельфа; ценности, обладающие историческим и художественным значением; памятники природного наследия).
  • Относящиеся к сферам, занимающимся обеспечением нормального функционирования народного хозяйства страны и его отдельных отраслей.
  • Созданные для поддержания полноценной работы государственных структур и реализации важнейших общенациональных задач (Госказна, золотой запас, валютный и алмазный фонды, имущество ВС РФ и другое).

Состав имущества, которое принадлежит федеральному центру или субъектам РФ определяется действующим законодательством.

Минфин нашел подход к имуществу

Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.

Читайте также:  Эстония: самостоятельное оформление визы для россиян в 2023 году

Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.

В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью. Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня. Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов.

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2021 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

Порядок разграничения выглядит следующим образом:

Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

  • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
  • в рамках реализации местных или региональных программ;
  • при реализации плана застройки или развития территории.

Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

Путин передал Росимущество Минфину

Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.

Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.

Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.

Отдел управления федеральным имуществом

Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление.

Реализация государственной политики приватизации государственных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями, высвобождаемого военного имущества, имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий.

2. Осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных го сударственных унитарных предприятий, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Кировской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Кировской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

3. Координация деятельности государственных органов в сфере приватизации, управ ления и распоряжения государственным имуществом, обеспечение выполнения решений Правительства РФ, Росимущества о приватизации.

Органы управления государственной (федеральной) собственностью

Ключевая роль в решении вопросов, касающихся госимущества, принадлежит исполнительным институтам власти. Высшим органом в системе является правительство. Оно наделяется соответствующими полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью во взаимодействии с различными институтами власти, госпредприятиями, учреждениями, акционерными обществами. В системе власти созданы также министерства, в полномочия которых включены вопросы, касающиеся госимущества. Особой компетенцией наделяется Минэкономразвития. Необходимо отметить и Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Этот институт решает огромное количество задач, в том числе, предоставляет услуги населению, обеспечивает реализацию госполитики в имущественной сфере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *