Как проходит административное расследование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит административное расследование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.

Как проводится административное расследование?

Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.

Основные виды административного расследования:

Предварительное расследование. Этот вид расследования проводится для установления фактов административного правонарушения и определения лица, подозреваемого в его совершении. Предварительное расследование выполняется компетентными органами, такими как полиция или прокуратура, и включает сбор доказательств, показания свидетелей, осмотр места происшествия и другие процессуальные действия.

Специальное расследование. Этот вид расследования применяется в случаях, когда для выявления фактов административного правонарушения требуются специальные знания или технические навыки. Например, специальное расследование может проводиться в области наркотиков, экологии, пожарной безопасности и т.д. Оно включает в себя привлечение специалистов и проведение специальных экспертиз.

Следственное действие. В рамках следственного действия проводятся определенные процессуальные мероприятия, например, допрос подозреваемого, проведение обыска или осмотра, изъятие документов или веществ, а также другие следственные действия, направленные на сбор доказательств.

Контрольные заключения. В определенных случаях органы, проводящие расследование, могут обратиться к экспертам или специализированным учреждениям для получения контрольного заключения или экспертного мнения. Например, экспертное заключение может быть запрошено для определения состояния алкогольного опьянения водителя, определения степени повреждения имущества и т.д.

Конкретный вид административного расследования применяется в зависимости от обстоятельств и характера правонарушения, а также в соответствии с требованиями закона.

Обычно сроки проведения административного расследования определены следующим образом:

  • Предварительное расследование. Законодательство предусматривает, что предварительное расследование должно быть завершено в разумные сроки. Однако конкретные сроки не указаны и могут варьироваться в зависимости от сложности дела. В общем случае, сроки предварительного расследования могут колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • Специальное расследование. Сроки проведения специального расследования могут быть более продолжительными, так как оно связано с проведением специализированных экспертиз или дополнительных исследований. В зависимости от сложности дела и доступности необходимых ресурсов, сроки проведения специального расследования могут составлять от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Следственное действие. Сроки проведения следственных действий также могут быть различными и зависят от конкретных обстоятельств дела. Например, сроки для проведения допроса подозреваемого или свидетелей могут быть определены в пределах нескольких дней или недель.

Проведение административного расследования

При выявлении экологических правонарушений проведение административного расследования возможно как в отношении юридического лица, должностного лица, так и в отношении неустановленного круга лиц.

Кто уполномочен проводить административное расследование:

1) согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ: должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

2) согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”: прокурор.

После выявления факта административного нарушения уполномоченное должностное лицо принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должна быть в течении суток вручена под расписку либо направлена потовым отправлением лицу, в отношении которого вынесено определение.

Административное расследование, как этап возбуждения дела об административном правонарушении

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного. Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия , дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения .

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Читайте также:  Годными будут все? В Беларуси изменили требования к здоровью призывников

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование: понятие, процедура проведения

Административное расследование — это совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Понятие и сущность административного расследования

Административное расследование имеет место быть в каждом выявленном правонарушении, однако его продолжительность, сроки и порядок ведения зависит от обстоятельств выявления административного проступка.

В большинстве случаев, проведение административного расследования не требуется, так как обнаруженные обстоятельства позволяют наиболее полно и объективно свидетельствовать о всех признаках правонарушения.

Например, при выявлении нарушения скоростного режима, зафиксированного камерой фото фиксации скорости, подтверждает неоспоримые доказательства вины данного гражданина.

В других случаях, когда требуется более тщательный подход в рассмотрении административного дела, может потребоваться дополнительных мероприятий для сбора доказательственной базы.

Как проводится административное расследование?

Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу административное расследование должно быть закончено не позднее месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Административное расследование — это один возможных путей производства по делу об административном правонарушении. В том случае, когда при выявлении нарушения невозможно сразу установить лицо, совершившее правонарушение, все обстоятельства совершенного правонарушения, произвести оценку информации о совершенном правонарушении — проводится административное расследование.

Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия.

Административным правонарушением признается ненормальное поведение человека в обществе, которое является социальным и юридическим противопоставлением существующим нормам.

Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.

  1. Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия. Другой вариант — гражданин желал наступивших последствий и сознательно допустил их, или же просто не предпринял действий для их предотвращения.
  2. Правонарушение считается произведенным по неосторожности, если гражданин предполагал наступление негативных последствий и пытался их предотвратить, однако не рассчитал свои возможности, хотя должен был их предвидеть. В данном случае равно, как и в предыдущих моментах, учитывается как действие, так и бездействие гражданина.

Административное нарушение расследуется, если необходимо провести какие-либо экспертизы, проверки и другие процессуальные действия. Так как все это занимает время, сроки расследования регламентированы законодательством.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью самого процесса административного расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства и граждан сферах, при таких нарушениях, например, как нарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это реальная жизнь, конкретные ситуации, а не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру, с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.

Читайте также:  Налог при продаже машины 2023 до какой суммы

Объектом данного вопроса являются общественные отношения, возникающие между субъектами административного права в процессе проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Предмет исследования — процессуальный порядок и особенности проведения расследования при расмотрении дел об административных правонарушениях.

Целью данной контрольной работы -является рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации, законодательства его регулирующего.

— Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям.

-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.

-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования.

1. Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях

Прежде чем разбирать какую либо область права, материальную либо процессуальную, необходимо дать понятие тому что нас интересует. Расследование в широком смысле — деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению, раскрытию и процессуальному оформлению каких-либо обстоятельств. Пленум Верховного Суда РФ [5] разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, при необходимости проведения административного расследования, дело об административном правонарушении считается возбужденным. В дальнейшем производство по делам об административных правонарушениях можно представить в четырёх частях (стадиях)[1]:

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

Таким образом, административное расследование — это одна из стадий административного процесса, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование имеет место в случаях нарушения законодательства в сферах определённых частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

2. Порядок проведения административного расследования

2.1. Этапы административного расследования

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определённых стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которая, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности[6]. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше.

Стадия административного расследования состоит из семи этапов[7]:

1. Принятие решения о проведении административного расследования.

2. Установление обстоятельств дела.

3. Приостановление административного расследования.

4. Процессуальное оформление результатов административного расследования.

5. Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

6. Дополнительное административное расследование.

7. Повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных — признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

«Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Проведение административного расследования

При выявлении экологических правонарушений проведение административного расследования возможно как в отношении юридического лица, должностного лица, так и в отношении неустановленного круга лиц.

Кто уполномочен проводить административное расследование:

1) согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ: должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Читайте также:  Можно ли аннулировать отказ от наследства?

2) согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор.

После выявления факта административного нарушения уполномоченное должностное лицо принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должна быть в течении суток вручена под расписку либо направлена потовым отправлением лицу, в отношении которого вынесено определение.

Отличие административного расследования от проверки

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)», имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.

Все должно быть четко

В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.

Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.

ПРОЦЕДУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Момент оформления указанного определения или постановления на основании ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ признается моментом возбуждения дела об административном правонарушении. Составление иных документов, например, в форме протокола об административном правонарушении на данном этапе административного расследования действующим законодательством не предусмотрено.

По этой причине нельзя согласиться с мнением В.Д. Сорокина, считающего, что «проведению административного расследования обязательно должен предшествовать протокол об административном правонарушении» . По мнению указанного автора, «составление протокола об административном правонарушении — это всегда первичное процессуальное действие, являющееся необходимым юридическим основанием для проведения всех последующих процессуальных действий, из которых складывается процедура производства по делу об административном правонарушении».

Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 517, 518.

Отметим, что и формулировка нормы ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ не вводит условие обязательного составления протокола в момент выявления административного правонарушения. В ней говорится лишь о необходимости обязательного составления протокола по каждому выявленному факту противоправного деяния, по которому возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол не составляется только при возбуждении дел об административных правонарушениях прокурором (ст. 28.4 КоАП) или при назначении административного наказания без составления протокола за незначительные нарушения (ст. 28.6 КоАП).

В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.

Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:

  • 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
  • 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
  • 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *