Реформа третейского законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа третейского законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В Послании Президент назвал существующие третейские суды «карманными». По нашему мнению, это понятие точно подходит для определения нынешней ситуации и является одной из актуальных проблем третейского разбирательства в России. Третейские суды ведут списки надежных третейских судов, создают различные союзы и ассоциации третейских судов, которые никаким образом не являются гарантом законности их деятельности и не отражают действительного положения дел.

В настоящее время действуют третейские суды, созданные при коммерческих структурах, что, по мнению многих экспертов, ставит под сомнение принцип независимости и беспристрастности третейских судей, которые могут представлять интересы конкретных компаний. На наш взгляд, это утверждение нельзя назвать верным, так как если третейский суд вынесет неправосудное решение, то доверия к такому суду не будет, и стороны впредь не обратятся к нему.

Вместе с тем Законом «Об арбитраже в РФ» устанавливается, что постоянно действующие арбитражные учреждения теперь создаются только при некоммерческих организациях. Вряд ли эта норма поможет решить проблему «карманных» судов, ведь при таких условиях нельзя исключать создание формально независимых некоммерческих организаций, в которых учредители и руководство не будут иметь никакого отношения к сторонам арбитража, но фактически будут ими контролироваться.

Возможно, эту проблему решит новый механизм получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, которое предоставляется актом Правительства РФ, принимаемым на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Также установлены требования для получения такого права:

  • соответствие правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям закона;
  • наличие рекомендованного списка арбитров, соответствующего закону;
  • достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано учреждение, и ее учредителях (участниках);
  • репутация некоммерческой организации, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников), позволяющие обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в РФ.

Вводится и требование к составу арбитражного учреждения. Так, количество арбитров (третейских судей) должно быть не менее 30, при этом не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, а не менее половины арбитров должны иметь десятилетний опыт работы судьей (третейским, федеральным или мировым). При этом один арбитр не может входить в более чем три рекомендованных списка.

Таким образом, с введением нового Закона все действующие третейские суды должны пройти процедуру допуска к деятельности, при этом также будет учитываться деятельность учреждения-правопредшественника, количество рассмотренных им дел, включая количество решений, принятых им при администрировании арбитража, которые были отменены судом или по которым судом было отказано в выдаче исполнительного листа.

Законом N 409-ФЗ внесены изменения, согласно которым часть корпоративных споров может быть передана на разрешение третейского суда (ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К ним относятся:

  • споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, с эмиссией ценных бумаг, за исключением споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов;
  • споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
  • споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица;
  • споры, возникающие из гражданских правоотношений между органами управления, органами контроля и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;
  • споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров;
  • споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.

Указанные выше споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда только в случае, если юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах, заключили соответствующее третейское соглашение.

Такие споры могут быть переданы только постоянно действующему арбитражному учреждению (третейскому суду), если им зарегистрированы (депонированы) правила разбирательства корпоративных споров, они размещены на сайте, место арбитража — территория РФ.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

  • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

  • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Что касается самого спора «Мостеплосетьстроя» и «Мосинжпроекта», то эксперты усматривают в действиях заказчика злоупотребление правом. «В контракте сказано, что в случае недоразумений дело будет рассматривать третейский суд. Однако после рассмотрения дела заказчик, с которого взыскали неустойку, не хочет исполнять решение третейского суда и тянет время, аргументируя свою позицию тем, что подобный спор должен рассматривать арбитражный суд. Судебная практика по таким спорам неоднозначна. Злоупотребляет ли заказчик своими правами? Я считаю, что да. Но доказать это будет очень и очень непросто», — сказал «Интерфаксу» партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Дмитрий Терентьев.

Суды первых двух инстанций были правы, когда удовлетворили требования «Мостеплосетьстроя» о принудительном исполнении решения третейского суда, считает Савельев. «Полагаю, что такой спор может быть предметом третейского разбирательства. В случае сомнений положения закона должны толковаться в пользу третейского разбирательства. В данном же случае нет даже сомнений, а просто согласно букве закона такой спор арбитрабелен», — сказал он.

Если КС решит, что дело подлежит рассмотрению в третейском суде, «Мостеплосетьстрой» будет вынужден обратится в арбитраж с иском о взыскании заново, отметил Терентьев. «Пока новый иск будет слушаться и решение суда вступит в силу, «Мосинжпроект» выиграет время — на вполне законных основаниях он сможет еще 3-6 месяцев не платить ответчику», — сказал он.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

  • договорами (подряда, поставки, контрактации, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами), в целом с финансовыми отношениями между компаниями;
  • корпоративные споры, то есть споры о «внутренних делах» компании: о принадлежности акций, долей в уставном капитале, об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.;
  • деятельностью публично-правовых компаний;
  • защитой деловой репутации.

Отзывы наших клиентов

Илья Маркин, Москва

Когда мои партнёры по бизнесу предложили мне идти в третейский суд, чтобы решить конфликт, я не знал, что делать. Я никогда до этого не слышал о третейских судах и не знал, что это такое. Поэтому пошёл в Юрист-Эксперт24 за бесплатной консультацией. Мне всё рассказали, теперь я думаю, что можно согласиться на третейский суд.

Алексей Кононенко, Железнодорожный

Как и другие руководители, я не имею большого опыта судебного представительства. Тем более, в третейских судах, которые не сильно распространены в России. Поэтому я обратился за юридической поддержкой в компанию Юрист-Эксперт24 и полностью удовлетворён работой.

Марина Ивенкова, Москва

Для меня третейский суд — тёмный лес. Что-то знакомое из тех времён, когда я училась на юриста, но не более того. Сейчас жизнь привела меня именно в третейский суд, где я столкнулась с контрагентами. Решила освежить память и проконсультироваться в компании Юрист-Эксперт24 перед судом. Очень довольна консультацией, спасибо.

Наташа Потолицына, Реутов

Хочу поблагодарить компанию Юрист-Эксперт24 за ведение дела в третейском суде. Дело касалось договора перевозки, и мне было очень важно выйти победителем, что и произошло. Приятно, что юристы оказались компетентными и квалифицированными.

Олег Ерин, Москва

Очень выручила компания Юрист-Эксперт24 тем, что помогла организовать полноценный третейский суд для разрешения строительного спора. Составили все документы, помогли с избранием арбитров.

Владимир Бережной, Химки

Спасибо за работу, господа юристы. Я хотел идти в арбитражный суд из-за конфликта с поставщиком строительного материала, но в компании Юрист-Эксперт24 изучили договор и рекомендовали обратиться в третейский суд с целью экономии времени и сил. Так и сделали, благо, поставщики согласились. В результате вышли на мировую. Каждый бы конфликт так заканчивался. Юрист-Эксперт24, вы оправдали ожидания

Читайте также:  Кто наследует имущество после смерти одного из супругов?

Антон Гаваза, Москва

Спасибо подробную консультацию, как выиграть дело в третейском суде. Никогда не сталкивался с подобным, а теперь жизнь заставила.

Екатерина Минаков, Балашиха

Я юрист в компании. У нас трудное дело, и начальство решило прибегнуть к помощи сторонних юристов, тем более, что дело слушалось в третейском суде, где свои правила. Обратились в Юрист-Эксперт24 и выиграли, теперь ждём исполнения решения.

Конституционные основы судебной власти

Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.

Судебная система рф 2021 схема по действующему законодательству

Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции.

В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений. Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов.

Судебная реформа, полным ходом идущая в нашей стране, вступает в заключительную фазу. Не позже 01 октября 2021 г.

в России начнут действовать иные апелляционные и кассационные суды, а также вступят в силу различные процессуальные поправки.

Большинству судебные расходы на апелляционные и кассационные инстанции теперь обходиться будут значительно дороже. Расскажу о самых значимых изменениях в системе российского судопроизводства.

По каждому гражданскому делу между судом, с одной стороны, и иными участниками процесса, с другой, складывается совокупность…
В Советском Союзе судебная власть зачастую представляла собой не оружие защиты права, а инструмент расширения бесправия. Суд, в особенности, когда речь…

В этой инстанции производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу. Основанием для рассмотрения служит апелляционная жалоба одной из сторон.

В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров.

О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией).
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе.

Точно также вследствие данной судебной реформы «повезло» и петербуржцам. Именно в их городе создаётся третий кассационный суд. Зона его деятельности охватит север и запад России. Он станет отвечать за пересмотр дел в Карелии, Коми, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. Жители и юрлица, зарегистрированные в этих субъектах РФ будут направлять свои жалобы в Санкт – Петербург.
Остальные кассационные суды разместятся в Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и во Владивостоке.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2021). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

По действующему законодательству в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения, рассматривающие дела в первой инстанции. «Вынесенные ими решения можно оспорить в апелляционной инстанции. Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных.

6) применение типового должностного регламента государственных гражданских служащих суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, предусматривающего требования к их профессиональным, деловым, этическим качествам, либо положения суда о пресс-службе;

Информационная политика должна быть частью общей стратегии развития судов. Популяризация знаний о судебной системе повышает имидж суда, расширяет возможности профориентации, является действенным инструментом для расширения кругозора в области судебной деятельности среди широкой общественности. Популяризация предполагает нацеленность на различные возрастные и социальные группы населения и включает в себя ряд мероприятий.

Читайте также:  Процедура развода в ЗАГСЕ по обоюдному согласию

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Российская Федерация является конституционным государством, и правосудие в РФ осуществляется только в специально созданных для этого учреждениях — судах.

Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. (А. Сухарев “Большой юридический словарь”)

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким.

Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды.

Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.

Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку.

В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

это постановление суда первой инстанции, вынесенное в установленных законом процессуальной форме и определенном порядке, которым дело разрешается по существу, направленное на защиту прав и законных интересов участников спорного правоотношения, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

это судебный акт, принимаемый в виде отдельного документа или заносящийся в протокол судебного заседания (протокольное определение), разрешающий вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела, или завершающий рассмотрение дела без вынесения судебного решения.

Как работает третейский суд

Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности такого третейского суда. Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении. Казалось бы, в этом случае сторонам предоставлена полная свобода. Однако следует помнить, что и в случае создания «разового» суда необходимо руководствоваться Законом и выполнять его требования к составу третейского суда. После того как «разовый» суд рассмотрел спор, он прекращает свою деятельность.

Если стороны не хотят сами решать все организационные вопросы и искать третейского посредника для разрешения спора, то им следует обратиться в постоянно действующий третейский суд. Такие суды работают при ряде негосударственных организаций, чтобы разрешать экономические споры.

В конце 2003 года начал работу третейский суд при Адвокатском бюро «Правовая гарантиЯ».

Споры между юридическими лицами и физическими лицами рассматриваются в каком суде

АПК РФ Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Услуги наших юристов:

  • бесплатная юридическая консультация по вопросам третейского судопроизводства;
  • разработка третейского соглашения и правил третейского разбирательства;
  • написание и подача искового заявления и отзыва в третейский суд;
  • участие в процедуре переговоров (медиации), содействие в заключении мирового соглашения;
  • организация экспертиз (бухгалтерских, товароведческих, строительных и других);
  • сбор, анализ и систематизация доказательств (документов, аудио- и видеозаписей, вещественных доказательств);
  • заявление об обеспечительных мерах;
  • представительство в третейском суде;
  • оспаривание решения третейского суда;
  • контроль за исполнением решения третейского суда.

Реформа третейских судов: 10 важных изменений в коммерческом арбитраже

1 сентября 2016 года в России начинается реформа третейских судов. С этой даты они меняют названия на постоянные арбитражные учреждения и фактически полностью вливаются в российскую судебную систему. Мы подготовили карточки с наиболее значимыми изменениями, которые произошли в институте третейского разбирательства.

Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ о третейском арбитраже вступает в силу 1 сентября 2016 года. К этому документу уже разработано множество ведомственных нормативных актов, определяющих новые правила работы третейских судов в Российской Федерации. В результате арбитражей станет меньше, но они станут достойными конкурентами государственным судам.Что же меняется в системе бывших коммерческих “карманных судов” корпораций?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *