Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирования деятельности пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Что именно делает НПФ?
1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.
Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.
Подробнее – читайте статью «Что такое накопительная пенсия и кто ей управляет?».
2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.
К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.
Подробнее – читайте статью «Как увеличить будущую пенсию: разбираемся в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО)».
Рейтинг НПФ по количеству клиентов
По данным ЦБ, всего негосударственным пенсионным фондам управлять накопительной частью пенсии доверили 36,91 млн человек.
Рейтинг НПФ по количеству застрахованных клиентов, то есть доверивших формирование своей пенсии фонду, согласно данным Банка России на 30 сентября 2021 года:
- «НПФ Сбербанка» — 8,72 млн человек;
- «НПФ «Открытие» — 6,98 млн человек;
- «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» — 6,40 млн человек;
- «НПФ «БУДУЩЕЕ» — 4,17 млн человек;
- «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» — 3,78 млн человек;
- НПФ ВТБ Пенсионный фонд — 2,95 млн человек;
- «НПФ Эволюция» — 1,96 млн человек;
- Межрегиональный НПФ «Большой» — 0,44 млн человек;
- «Национальный негосударственный пенсионный фонд» — 0,31 млн человек;
- «НПФ «Социум» — 0,30 млн человек.
Общественный контроль
Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.
Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить. Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.
Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация. Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом.
На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования. Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение.
Мы выяснили какие органы контролируют НПФ. Конечно же, каждый житель нашей страны вправе самостоятельно решать, где именно ему размещать свои пенсионные накопления.
Тем не менее, в настоящее время государство гарантирует защиту вкладчиков от мошенничества со стороны НПФ на достаточно большой промежуток времени. Поэтому люди вновь могут поверить органам власти и своему государству в целом, убедившись, что их будущая пенсия в надежных руках.
Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:
- обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
- реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
- бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
- реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
- уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
- организация качественной системы управления рисками.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:
Особый статус НПФ
НПФ — некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Структура имущества НПФ
Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Пенсионные резервы фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.
На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,
управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).
Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ
Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.
Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений
Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.
Страхование рисков
Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.
Функции НПФ:
* разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
* заключает пенсионные договоры;
* аккумулирует пенсионные взносы;
* ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;
* заключает договоры с управляющим фонда;
* формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
* ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
* производит выплаты негосударственных пенсий;
* осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
* предоставляет информацию о своей деятельности.
Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
3) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
4) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.
НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.
В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.
Система внутреннего контроля
Совет Фонда
Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет.
Попечительский совет
Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.
Система вневедомственного контроля
Специализированный депозитарий
Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.
Независимый аудитор
Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.
Независимый актуарий
Проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.
Система негосударственных пенсионных фондов представлена 118 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. ( Приложение 1).
В рамках системы создана и эффективно функционирует инфраструктура накопительного пенсионного страхования, включающая в себя управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.
Сегодня негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 30 млн. граждан России. По состоянию на начало 2014 года в негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 22,2 млн. человек. Почти 6,8 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.
По итогам кампании 2013 года по переводу средств пенсионных накоплений граждан удовлетворены 6 млн. заявлений о переходе из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Пенсионные накопления 2,5 тыс. граждан, которые в 2013 году одновременно с подачей заявления о переходе из ПФР в НПФ вступили в Программу государственного софинансирования, в размере 89 млрд. рублей перечислены в негосударственные пенсионные фонды в течение 2013 года. Пенсионные накопления еще 6 млн. застрахованных лиц заморожены в Пенсионном фонде России и будут перечисляться в негосударственные пенсионные фонды после 1 января 2015 года по мере вступления этих фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
В негосударственных пенсионных фондах уже получают дополнительную (негосударственную) пенсию1537,1 тыс. человек. В тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12 – 15%.
В течение последних лет как в результате повышения требований к имуществу негосударственных пенсионных фондов, так и в результате экономического кризиса произошли существенные изменения в количестве и структуре действующих НПФ.
Общее количество фондов, имеющих лицензию, уменьшилось с начала 2008 года с 240 до 118. Число фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию – со 125 до 90. (Приложение 2).
Уменьшение числа пенсионных фондов произошло как в результате ухода с рынка небольших фондов, не сумевших обеспечить заданный размер ИОУД, так и в результате присоединения небольших фондов к более крупным.
В то время как количество фондов с малым размером СПС уменьшилось (на 127 фондов со средствами менее 100 млн. рублей, и на 35 фондов со средствами в диапазоне от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей), количество крупных фондов выросло (на 16 фондов со средствами в диапазоне от 1 до 10 млрд.рублей и на 22 фонда со средствами свыше 10 миллиардов рублей).С 79% до 92,1% выросла и доля в общей сумме пенсионных средств фондов, имеющих СПС свыше 10 млрд. рублей.
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 63 фонда, в Санкт-Петербурге — 11, в Республике Татарстан, Ростовской и Самарской областях — по 4, в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе – по 3.
Определенный интерес представляет структура негосударственных пенсионных фондов по соотношению в их деятельности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Распределение фондов по их отношению к негосударственному пенсионному обеспечению приведено в таблице 1. В качестве критерия для классификации выбрана доля числа участников по НПФ в общей сумме числа участников и застрахованных лиц.
В соответствии с этим критерием фонды разделены на 5 категорий:
Таблица 1
№№ пп |
Вид деятельности фонда |
Величина показателя |
Количество фондов |
1 |
Фонд осуществляет деятельность исключительно по НПО « |
более 99% |
28 |
2 |
Фонд осуществляет деятельность преимущественно по НПО |
от 75% до 99% |
20 |
3 |
Фонд в равной степени работает по НПО и ОПС |
от 25% до 75% |
36 |
4 |
Фонд осуществляет деятельность преимущественно по ОПС |
от 1% до 25% |
26 |
5 |
Фонд осуществляет деятельность исключительно по ОПС |
менее 1% |
5 |
Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность исключительно по негосударственному пенсионному обеспечению, составляют по количеству около четверти (23,7%) общего числа фондов. В этих фондах сосредоточено 3,37% участников и 2,2% всех пенсионных резервов.
Исключительно обязательным пенсионным страхованием занимаются 5 фондов (НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», НПФ «Башкомснаббанк», НПФ «Согласие», НПФ «КИТ-Финанс» и НПФ «Индустриальный»). В них осуществляют формирование накопительной части трудовой пенсии 13,6% застрахованных лиц, выбравших НПФ, их пенсионные накопления составляют 3,1% общей суммы пенсионных накоплений.
Как работают организации
Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).
При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.
Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.
Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.
У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.
В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.
Защита средств граждан
Все НПФ, получившие лицензию и разрешение от Центробанка так же как и рядовые банки находятся на жёстком контроле. Фонды еженедельно проверяют аудиторы ПФР и Банка России, ежемесячно – федеральная налоговая служба и ежегодно – независимые актуарии и Счётная палата РФ. То есть средства граждан надёжно защищены, а их оборот контролируется государством.
Фатально ошибиться с вложением денег в тот или иной НПФ нельзя. Каждый фонд функционирует по единым правилам, где деятельность организации помимо федерального закона регламентируется множеством других актов, задача которых обезопасить сбережения участников.
Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.
Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.
По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.
Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.
Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.
Можно ли сменить НПФ?
Договор с НПФ — это не пожизненный контракт. Фонд можно сменить в поисках большего дохода или из опасений за устойчивость своего НПФ. Правила смены фонда по обязательному государственному пенсионному страхованию едины и определены законом. А по добровольным пенсиям — прописаны в договоре с конкретным фондом. И эти условия выхода из личного пенсионного плана стоит заранее внимательно изучить.
Во всем мире НПФ — главный источник «длинных денег» для экономики. Поскольку контракты с ними рассчитаны на много лет, фонды могут инвестировать средства в долгосрочные проекты с повышенной доходностью.
Но у этого есть и оборотная сторона: если вы хотите забрать деньги до окончания договора, фонд может получить убытки. Поэтому все НПФ заранее оговаривают порядок расчета выкупной суммы, то есть денег, которые вам вернут, если вы захотите выйти из пенсионного плана раньше времени.
Вы можете остаться без инвестиционного дохода за несколько лет или вообще за все время. А иногда вы получите даже меньше, чем внесли. Такие детали надо выяснять заранее.
Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:
- НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
- Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
- Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.
Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.
На тот случай, если ваш негосударственный пенсионный фонд не входит в систему гарантирования безопасности ваших сбережений, то он вероятно не был внесен в специальный реестр, где учитываются все участники данного программы (имеются ввиду пенсионные фонды). Если фонд не введен в эту систему, то Центральный банк просто не разрешат проводить какие-либо операции данному негосударственному пенсионному фонду.
Получается, что с момента, когда был введен данный запрет, ваши обязательства перед НПФ (и его перед вами) прекращаются, и теперь все средства передаются из данного НПФ в Пенсионный Фонд Российской Федерации в течении срока в 30 дней.
Если те сбережения, которые были накоплены и должны быть переданы в Пенсионный Фонд РФ меньше, чем те, которые гарантируются НПФ, то в ПФР будет возмещено это Центральном Банком Российской Федерации.
При подаче заявления о смене страховщика, на случай если у прошлого была отозвана лицензия нужно учитывать некоторые аспекты. Так, если вы приняли подобное решение после того, как у негосударственного пенсионного фонда отозвали лицензию, то в заявлении о смене страховщика указывается уже не ваш старый Негосударственный Пенсионный Фонд, а Пенсионный Фонд России. Это объясняется тем, что статус ваших сбережений уже изменился, сначала они были на счету Негосударственного пенсионного фонда, а теперь они состоят на счету Пенсионного Фонда Российской Федерации и произошло это автоматически.
Если же подавать заявление о смене страховщика, указывая Негосударственный Пенсионный фонд в случае, если это заявление были подано до того, как отозвали лицензию, то все будет рассмотрено в стандартном порядке.
В саму структуру страхования данных сбережений, или как правильно сказать страхования было включено почти 40 НПФ. Причем если фонд не включается в данную систему, то он и не может осуществлять свою деятельность. Вся эта ситуация похожа на деятельность банков, когда если банку не выдается лицензия (либо отзывается), вся его деятельность прекращается, а гражданам выплачиваются денежные средства по страхованию вкладов.
Конечно же, тут есть и некоторые отличия, там это были вклады, а здесь накопления, там есть определенный максимальный порог (1 миллион 400 тысяч рублей), здесь порога нет, а есть гарантированная сумма. В связи с этим вопрос о возмещение денежных средств через суд вообще практически отпадает, так как деньги все равно возвращают, причем чуть ли не автоматически.
Какая статья за драку с телесными повреждениями?
Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.
Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.
Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.
Пострадал от недобросовестных НПФ и «Внешэкономбанк» (ВЭБ), который управляет половиной всех пенсионных накоплений граждан РФ. На его счетах хранятся пенсионные отчисления россиян, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
Граждане продолжают переводить деньги в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
«За 2020 г. 255 млрд руб. оттекло из нашего фонда. В 2020 г. благодаря решению ПФР о приостановлении деятельности удостоверявших центров у нас ожидается меньший отток. Мы сейчас точную цифру не можем сказать, наверное, она в этом году будет чуть ниже», — заявил первый зампред «Внешэкономбанка» Николай Цехомский.
Рекордный отток пенсионных накоплений из ВЭБа в НПФ был в 2015 г. 401,5 млрд руб., в 2020 г. — 266,4 млрд руб.
Цехомский считает, что отток был бы меньший, если бы россияне знали о потери до 20% дохода при досрочном переводе пенсионных накоплений чаще чем в один раз в 5 лет.
«В 2020 г. мы можем увидеть достаточно большой отток, и нас это настораживает. Принципиально важно на законодательном уровне принять закон об информирований наших пенсионеров, что они будут терять большую часть дохода при переходе в НПФ, в некоторых случаях — до 20%», — пояснил Цехомский.
Предлагаем ознакомиться: Как узаконить в гибдд знак инвалид
Органы, регулирующие деятельность
Среди государственных организаций, занимающихся надзором, можно отметить следующие:
- Центральный Банк России выступает уполномоченным контролирующим органом, осуществляет государственное регулирование, утверждает различные документы (типовые стразовые правила, форма договора, форма заявлений и другое). Кроме того, Банк России утверждает требования к пенсионным схемам, а также осуществляет лицензирование деятельности.
- Министерство труда и социальной защиты РФ также является органом исполнительной власти. В компетенцию министерства входит выработка государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и страхования.
- Пенсионный Фонд РФ осуществляет проверку правильности заключения договоров, а также проверку полноты данных застрахованных лиц.
Общественным контролем занимается попечительский совет, куда включены вкладчики, разные участники, застрахованные граждане и их представители. Попечительский совет следит за тем, чтобы права и интересы вкладчиков и участников не были нарушены.
Также существует вневедомственный контроль, куда входят:
- Независимый аудитор. В его функции входит ежегодная проверка на правильность ведения финансово-хозяйственной деятельности негосударственного фонда. Все заключения, составленные независимым аудитором, публикуются, а сведения предоставляются в Банк России.
- Независимый актуарий. В компетенцию актуария входит независимое оценивание на возможность выполнения НПФ своих обязательств. Именно актуарий проводит оценку и дает прогноз стоимости активов учреждения. По итогам своей работы актуарий составляет заключение и направляет его в Банк России.
- Специализированный депозитарий контролирует состав и структуру пенсионных резервов, а также пенсионных накоплений.
Управление рисками и взаимодействие с УК
Регулирует деятельность НПФ и УК, равно как и других участников финансового рынка, мегарегулятор в лице Банка России. Законодательством установлен большой спектр ограничений и требований к НПФ в части организации инвестиционной деятельности по пенсионным портфелям. Фонд полностью отвечает за формирование инвестиционной стратегии, определение и контроль риск-аппетита, контроль и соблюдение нормативных ограничений на состав и структуру портфелей, их стресс-тестирование. Сейчас крупные фонды обладают большой эскпертизой и технологической базой (от Middle-office до Portfolio Allocation), поскольку несут административную (пруденциальную) и финансовую (фидуциарную) ответственность за принимаемые инвестиционные решения и финансовый результат. Таким образом, формирование модельного портфеля, его целевой доходности, распределение ресурсов по видам активов и по доверительным управляющим, установка риск-ограничений, включая определение лимитов, постоянный анализ эффективности управления, прогнозирование и стресс-тестирование портфелей и, разумеется, соответствующий учет ведутся на стороне фонда.
При этом от каких-то управляющих компаний фонд может ожидать «альфы», то есть, грубо говоря, экспертизы, позволяющей стабильно получать желаемые результаты вне зависимости от динамики или волатильности рынка, а от других — «беты», иными словами качественной и недорогой пассивной репликации тех или иных бенчмарков. За периметром НПФ пока в явном виде остаются Execution, то есть поиск контрагентов и непосредственное совершение сделок, а также сопутствующая часть Back-office. Это, разумеется, не означает, что УК, которым переданы средства в управление, не должны на своей стороне управлять рисками или формировать инвестиционную стратегию в рамках установленных фондом целей и ограничений.
«НПФ «Открытие» находится в плотном контакте со партнерами — управляющими компаниями. Мы, как минимум, ежеквартально встречаемся с управляющими, обсуждаем результаты работы и текущую конъюнктуру, обмениваемся ожиданиями и прогнозами, корректируем при необходимости инвестиционные цели и стратегию. В рабочем порядке постоянно на связи по вопросам расширения лимитных книг, предложениям новых бумаг и продуктов. Несмотря на то, что фонд сам не торгует, он все равно вынужден непрерывно быть «в рынке».