Как уведомить Минтруд об обучении работников охране труда с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уведомить Минтруд об обучении работников охране труда с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязанность работодателей по обучению работников нормам и требованиям охраны труда закреплена в ст. ст. 214 и 219 ТК РФ. Данная обязанность распространяется как на организации, так и на ИП. Обучение охране труда представляет собой профилактическое мероприятие, направленное на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также снижение их последствий.

Охрана труда: что входит в систему

В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.

В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).

Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.

Плановые и внеплановые проверки трудовой инспекции: основные отличия и нюансы

Как уже было сказано выше, в полномочия трудовой инспекции входит проведение проверочных мероприятий. В ходе них выявляется, имеются ли в деятельности конкретного работодателя какие-либо нарушения. В зависимости от непосредственных причин назначения проверки, а также иных важных факторов, она может быть:

  1. Плановая. Как видно по названию данного мероприятия, оно проходит в плановом режиме, в соответствии с заранее составленным и утвержденным в официальном порядке расписанием. План проверок подготавливается в установленном порядке. При этом учитываются такие нюансы, как направление деятельности организаций, наличие опасных или вредных условий труда в них и т.д. Расписание будущих проверок не является секретом. Вся необходимая информация находится в открытом доступе. Чтобы с ней ознакомиться, заинтересованному лицу необходимо лишь посетить официальный сайт Государственной Трудовой инспекции РФ.
  2. Внеплановая проверка. Данное мероприятие может быть проведено вне зависимости от действующего расписания. Для инициирования такой проверки у уполномоченной инстанции должны появиться соответствующие основания. К таковым можно отнести:
    • получение письменной жалобы от одного либо сразу нескольких сотрудников конкретной организации. Если служащие считают, что их права нарушаются определенными действиями начальника – оптимальным решением может стать составление официальной претензии в письменной форме. Данный документ может являться индивидуальным либо коллективным. В последнем случае каждый сотрудник, принимающий непосредственное участие в составлении жалобы, должен указать свои личные данные в заявлении, а также поставить собственную подпись.
      Официальной формы заявления для трудовой инспекции действующими нормами установлено не было. Документ может быть подготовлен заинтересованными лицами в свободном порядке. Сначала там указывается стандартная информация относительно причин обращения граждан в трудовую инспекцию. Далее идет перечисление имеющихся у заявителей требований;
    • несчастный случай на предприятии. Подобная ситуация, безусловно, является полноценным основанием для срочного назначения внеплановой проверки. Вполне возможно, что несчастный случай стал прямым следствием различных нарушений со стороны работодателя. Представители трудовой инспекции обладают законным правом на принятие активного участия в проводимом директором расследовании. Вся собранная информация по происшествию фиксируется в письменном порядке. После окончания мероприятия, инспектором составляется официальное заключение по поводу обнаруженных нарушений;
    • получение официального распоряжения от другого уполномоченного органа. Таким органом может являться, например, прокуратура, судебное учреждение, а также иные инстанции. В данном случае после получения официального распоряжения инспектор будет обязан инициировать внеплановую проверку в ближайшем будущем.

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

  1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
  2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
  3. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.

Оформление взыскания за нарушение требований ОТ

Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.

Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:

  • с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
  • с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.

В срок не входит:

  • время болезни работника;
  • время его отпуска;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).

Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:

  • внесите данные организации или оформите на бланке;
  • внесите дату, время и место составления;
  • укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
  • детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
  • включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
  • приложение — документы, объяснительные, докладные;
  • рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).

Можно не утверждать новые правила и инструкции по охране труда

Минтруд попытался снизить нагрузку на работодателей, и до 2023 года им разрешили игнорировать требования, которым должны соответствовать новые правила и инструкции по охране труда. Перечень требований утвердили приказом от 29.10.2021 № 772н (далее — приказ № 772н).

Работать по новым правилам нужно было с 1 марта 2022 года. Несмотря на то что формально все документы работодатели обязаны были оформить до марта 2022 года, 17 марта опубликовали приказ о том, что до января 2023 года руководствоваться требованиями не нужно (приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н).

За счет такой разницы в датах и с учетом того, что работодатели должны были уже 17 дней руководствоваться новыми требованиями, послабления выглядят скорее попыткой минимизировать количество штрафов. Так как новые правила и инструкции по охране труда помогут минимизировать риск производственного травматизма и развития профзаболеваний. А это как минимум оплата листов нетрудоспособности, а как максимум — увольнение работника из-за того, что он не может продолжать работать по состоянию здоровья. С учетом этого рекомендуем оформить документы по правилам из приказа Минтруда.

Требования к инструкциям по охране труда

При разработке новых инструкций следует учитывать:

  • нормативные требования по охране труда, определенные государственными актами;
  • профессиональные функции работников;
  • результаты СОУТ рабочих мест для конкретных должностей;
  • требования профстандартов;
  • оценку профрисков для конкретных должностей;
  • причины несчастных случаев, включая микротравмы, и профессиональных заболеваний;
  • безопасные методы и приемы выполнения трудовых обязанностей;
  • требования инструкций безопасности изготовителей оборудования, используемого на производстве.

Штрафы за нарушение требований охраны труда

Наиболее часто штрафные санкции за нарушение требований охраны труда начисляются при следующих ситуациях:

  1. Несоблюдение режима трудовой деятельности и отдыха, который установлен соответствующими актами на том или ином предприятии. Например, работодатель привлекает работника без его согласия к выполнению должностных обязанностей в ночное время и выходные дни, сверхурочным рабочим часам с последующим невнесением сверхплановой работы в учет при начислении заработной платы, не соблюдает установленную продолжительность непрерывного отдыха и др.
  2. Рабочий не располагает или игнорирует необходимость использования индивидуальных средств защиты. В данном случае штраф за нарушение требований охраны труда будет наложен именно на работодателя, так как контроль за соблюдением Техники Безопасности также входит в перечень его обязанностей, определенными действующим законодательством Российской Федерации.
  3. Расследование несчастных случаев на производстве происходит не по установленному порядку: нарушается регламент процедуры, выявляются попытки подлога, руководство прибегает к шантажу или подкупу пострадавших.
  4. Штраф за нарушение охраны труда будет взыскан за игнорирование правил обязательного проведения инструктажа по ведению рабочего процесса в безопасном режиме. Например, взятие на работу сотрудника без прохождения стажировки, отсутствие регулярной аттестации, проверки знаний и др. К таким правонарушениям также относятся случаи, когда руководство фирмы не проходит регулярное обучение.
  5. Допуск на объект сотрудника при отсутствии медицинского осмотра, прохождение которого является обязательным. Такие правонарушения чаще всего встречаются в компаниях, которые занимаются транспортными перевозками. В данном контексте имеется ввиду непрохождение медицинского осмотра водителями автотранспортных средств и поездов. Также штраф за нарушение требований охраны труда может быть начислен за отсутствие медосмотров у пилотов самолетов и других специалистов, от состояния здоровья которых зависит жизнь и здоровье других людей.
  6. Неправильная эксплуатация машин, оборудования и приборов на производстве, которая может повлечь за собой не только порчу имущества, но и травмы для работников;
  7. Организация трудовой деятельности, которая не соответствует обязательным нормам и правилам, подвержена наложению штрафа за нарушение охраны труда.

Таблица штрафов по ОТ

Основание Ответственный Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 2000 до 5000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 2000 до 5000

На юрлиц

От 50 000 до 80 000

Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 5000 до 10 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 5000 до 10 000

На юрлиц

От 60 000 до 80 000

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 15 000 до 25 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 15 000 до 25 000

На юрлиц

От 110 000 до 130 000

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 20 000 до 30 000

На юрлиц

От 130 000 до 150 000

Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

На юрлиц

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На юрлиц

От 70 000 до 100 000

Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность)

От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На юрлиц

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Сокрытие страхового случая

Статья 15.34 КоАП РФ

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа.

На граждан

От 300 до 500

На должностных лиц

От 500 до 1000

На юридических лиц

От 5000 до 10 000

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 50 000

На юридических лиц

От 100 000 до 200 000

Читайте также:  Профессиональная переподготовка военнослужащих

Оформление взыскания за нарушение требований ОТ

Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.

Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:

  • с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
  • с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.

В срок не входит:

  • время болезни работника;
  • время его отпуска;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).

Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:

  • внесите данные организации или оформите на бланке;
  • внесите дату, время и место составления;
  • укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
  • детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
  • включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
  • приложение — документы, объяснительные, докладные;
  • рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).

Шаг 3. Предложите работнику подготовить письменное объяснение. Сделайте это в письменной форме и получите его подпись на запросе. Попросите предоставить объяснение в течение двух рабочих дней (ч. 1 ст. 193 ТК).

Шаг 4. Если спустя два дня объяснительная не предоставлена, составьте акт об отказе. Подпишите его сами и у двух свидетелей.

Шаг 5. Изучите факты, оцените тяжесть проступка. Примите решение о дисциплинарном взыскании или откажитесь от него.

Таблица штрафов по охране труда

Нарушение

Ответственность

Статья КОАП

Учреждение, его руководители либо бизнесмен не исполнили предписания ОТ. Исключения составляют ситуации, прописанные в ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Если это должностное лицо – вынесение предупреждения либо наложение штрафа размером от двух до пяти тысяч рублей. Если это бизнесмен – аналогичная сумма. Если юридическое лицо (учреждение) – от 50 000 до 80 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Учреждение, его руководители либо бизнесмен не выполнили зафиксированный процесс осуществления спецоценки ОТ на рабочих местах (либо она не была проведена вообще)

Если это должностное лицо – вынесение предупреждения либо наложение штрафной санкции от пяти до десяти тысяч рублей. Если индивидуальный предприниматель – цифры такие же. Если учреждение – наложение штрафа размером от 60 000 до 80 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Учреждение, его руководители либо бизнесмен позволили сотруднику выполнять рабочие обязанности, хотя у него имелись медицинские противопоказания либо он не прошел: положенное обучение, проверку знаний условий ОТ, обязательный медосмотр (вне зависимости от его типа), обязательное психиатрическое освидетельствование.

Если это должностное лицо – наложение штрафа от 15 000 до 25 000 рублей. Если предприниматель – тоже самое. Если учреждение – штраф составит от 110 000 до 130 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Учреждение, его руководители либо ИП не выдали сотрудникам СИЗ.

Если это должностное лицо – производится выписка штрафа от 20 000 до 30 000 рублей. Если это ИП – идентичная сумма штрафа. Если учреждение – от 130 000 до 150 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Учреждение, его начальство либо бизнесмен неоднократно нарушают предписания ОТ. В прошлом они уже подвергались наказаниям за точно такие правовые нарушения.

Если это должностное лицо – происходит выписка штрафа от 30 000 до 40 000 рублей. Также возможна дисквалификация на временной период от года до трех. Если это бизнесмен – сумма точно такая же. Также может быть приостановлена деятельность на временной период до трех месяцев. Если речь идет о предприятии, сумма штрафа составит от ста до двухсот тысяч рублей (либо на три месяца приостановят деятельность).

ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

За защитой нарушенных прав гражданин имеет право обратиться в суд, в том числе параллельно с обращениями в трудовую инспекцию либо в прокуратуру. Заключая трудовой договор, работодатель принимает на себя обязательства по обеспечению безопасного труда. О нарушениях условий трудового взаимодействия можно обратиться в суд, если последствия не причинили тяжкого вреда здоровью человека – в таком случае это уголовная юрисдикция.

В требованиях, помимо восстановления нарушенных прав, можно заявить о компенсации морального ущерба или вреда здоровью (например, возникновение профессиональных заболеваний). Если разбирательство с руководством привело к отстранению или увольнению, можно также ходатайствовать о восстановлении на работе и выплате заработка (ст. 236 ТК РФ).

Обращаться следует в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации, однако можно и по месту жительства работника или по нахождению филиала компании (п.6.3, п.9 ст.29 ГПК РФ).

Нарушение Ответственность Статья КоАП
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб. Для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб. Для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб. ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного); обязательных психиатрических освидетельствований Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб. Для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб. ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб. Для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб. ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили требования охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *