Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О профессии Воспитатель логопедических групп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Особенности профессии учитель-логопед
Учителя-логопеды – это высококвалифицированные специалисты, которые диагностируют и устраняют всевозможные речевые нарушения, выявляя и учитывая предпосылки их появления. В арсенале специалиста есть апробированные технологии и приемы, которые он использует в работе с детьми и взрослыми. Все они способствуют улучшению или полному восстановлению функций речи.
Основные направления деятельности логопеда в ДОУ
В систему логопедической помощи, реализуемой в детском саду, входят:
- Диагностические процедуры. Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи.
- Коррекционно-развивающие мероприятия. Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика.
-
Просвещение и консультирование участников образовательного процесса (родители, педагоги). Это одна из многих функциональных обязанностей учителя-логопеда в детском саду. Может быть реализована в рамках родительского собрания, на котором родители получают информацию о факторах риска, особенностях и пользе логопедических занятий.
В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи. - Методическая деятельность. Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы.
- Аналитическая деятельность. Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год.
Какое образование должно быть у логопеда?
- Cокращенная продолжительность рабочего дня или посменный график работы;
- Социальные льготы;
- Длительный отпуск до 56 дней;
- Стабильная зарплата;
- Возможность повышения квалификации;
- Высокий уровень востребованности, легко трудоустроиться;
- Возможность досрочного выхода на пенсию при достижении 25-летнего педагогического стажа;
- Общение с детьми;
- Возможность применять авторские методики коррекционной работы.
Чтобы работать в качестве воспитателя логопедической группы нужно иметь образование не ниже среднего профессионального. От соискателя требуются такие знания: основы дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии и гигиены, элементарные методы диагностики физического, интеллектуального и личностного развития детей, основы доврачебной медицинской помощи, основы специальной педагогики, психолого-педагогические особенности детей с ОНР (общим недоразвитием речи).
Помимо профессионального образования будущему воспитателю логопедической группы необходимо обладать рядом личных компетенций.
Необходимые личные качества:
- активность; оптимистичный настрой;
- быстрота принятия решений;
- высокий уровень личной культуры;
- склонность к анализу ситуации;
- творческие способности;
- развитая интуиция.
После обучения и получения диплома об образовании можно претендовать на следующие должности:
- Помощник воспитателя;
- Младший воспитатель;
- Воспитатель логопедической группы;
- Воспитатель;
- Гувернёр-воспитатель;
- Старший воспитатель.
Специалист может вести частную практику: вести индивидуальные занятия на дому или удаленно, вести групповые занятия по направлениям развития ребенка как в государственных, так и в частных организациях. Дополнительное и развивающее образование становится все более востребованным.
При получении высшего образования можно получить работу в должности:
- Педагог-дефектолог;
- Старший воспитатель;
- Семейный консультант;
- Руководитель образовательной организации;
- Специалист в области государственного и муниципального управления в сфере образования.
Высокая потребность в таких специалистах, в первую очередь, в государственных и коммерческих детских садах. Воспитатель логопедических групп может работать в таких организациях:
- Муниципальные ДОУ (в том числе коррекционного вида);
- Частные ДОУ;
- Центры дополнительного образования и развития ребёнка;
- Дома культуры и творчества;
- Работа гувернером-воспитателем.
- Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение
- Дисфагия: симптомы, причины и лечение заболевания
- Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях
- Автоматизация звука К: упражнения и задания
- Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Положение о воспитателе логопедической группы
Для того чтобы понять, что же говорят на родительском собрании в логопедической группе, нужно знать план и ход мероприятия.
Первое это цели. Их существует несколько, но в основном это увеличение общения специалиста с родителем. Нужно это для нахождения общего языка. Далее следует планирование задач на учебное время.
Родительское собрание
Нужно ознакомить родителей с некоторыми задачами образовательной работы, чтобы они всегда понимали, что будет дальше. Требуется правильно рассказать и показать, как следует наблюдать за ребенком, не допускать ошибок.
Специалист рассказывает, как понять малыша, радоваться его успехам, подбадривать, когда случаются неудачи, оказывать помощь, когда ему предстоит тяжелый выбор.
Это поможет чаду развиваться в нужном направлении и решить проблему с нарушением речи.
План проведения мероприятия:
- Начинается все с поздравления родителей с учебным годом.
- Знакомство специалиста с родителем.
- Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе.
- Рассказ о важности образовательного процесса в логогруппах и чем он полезен.
- Родителей знакомят с МДОУ на всё учебное время.
- Анкетирование родителей.
- Выбор состава родительского комитета.
Проведение мероприятия:
- Все начинается с подготовительно этапа (поиск и заполнение анкет для выдачи родителям, планирование мероприятия).
- После прихода родителей начинается организационный этап (знакомство с воспитателем).
- После того, как пришли все родители, начинается вступительная часть (поздравление родителей с учебным годом).
- После поздравлений идет сообщение специалиста (работник рассказывает о важности образовательных программ, показ презентации, иногда конкурсы).
- Обратная связь с участниками (родители задают интересующие вопросы).
- Ознакомление родителей с МДОУ (рассказ логопеда о том, как нужно следить за детьми).
- Выбор нового состава родительского комитета.
- Заключительная часть (рассказ о том, какие навыки следует развивать у ребенка).
Обратите внимание! Важно сделать так, чтобы к шести годам у ребенка была понятная речь. Это ему поможет чувствовать себя хорошо в школе и легко начать общаться со сверстниками.
Логопедическая работа воспитателя
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Программа имеет несколько вариантов трудоемкости (объема академических часов), каждый из которых может быть освоен в обычном режиме обучения и интенсивном. Это позволяет Вам выбрать наиболее подходящий для Ваших нужд вариант программы. Учебный план, срок обучения и стоимость программы зависят от выбранной трудоемкости и режима обучения. Представленная ниже информация позволит Вам принять верное решение.
Поступить на обучение может любой желающий (профиль образования не обязательно должен быть педагогическим). Для начала обучения необходимо отправить заявку на обучение (кнопка “Зарегистрироваться”). Далее в личном кабинете (создается автоматически) необходимо заполнить электронную анкету слушателя. На ее основе автоматически сформируется договор и заявление на обучение.
После этого документы для личного дела слушателя необходимо отправить через Ваш личный кабинет и произвести оплату по квитанции в банке (квитанции размещаются в личном кабинете) или по реквизитам в любой платежной системе. Все готово! Вы можете приступать к обучению!
Для поступления требуются в электронном (сканированном) виде следующие документы:
- заявление и договор об обучении (оформляются автоматически)
- копия документа об образовании или справка об обучении (для студентов)
- копия паспорта (первый разворот)
- документ о смене имени, отчества или фамилии (если фамилия, имя или отчество в паспорте и дипломе не совпадают).
Какую профессию вы освоите?
Выбирайте одно из актуальных направлений для профессионального роста:
- Учитель начальных классов
- Учитель старшей школы (у нас ведется переподготовка на все существующие в школьной программе предметы)
- Преподаватель спортивных дисциплин для школьного и внешкольного образования
- Воспитатели, вожатые и другие сотрудники детских внешкольных учреждений
- Специалисты по охране труда, пожарной безопасности и пр.
- Специалисты по маркетинговому продвижению в сфере образования
Как происходит дистанционное обучение на курсах переподготовки?
Каждый курс имеет несколько програма. Разница заключается в объеме информации и количестве часов, которое будет указано в вашем дипломе.
На прохождение каждой темы отводится определенное количество часов: сюда включены лекции, самостоятельная работа с темами и решением задач. Завершает обучение тестирование, по результатам которого вам выдается документ о прохождении курса.
Мы предлагаем ученикам два типа дистанционных занятий: индивидуальные и групповые. В первом случае вам не нужно ждать — приступайте к обучению сразу же после внесения предоплаты. Во втором случае понадобится дождаться набора группы, но в этом случае вы получаете скидку на обучение.
Формат дистанционного обучения предполагает посещение занятий в любом городе и месте. По окончании курса вы получаете документ-свидетельство о прохождении профессиональной переподготовки.
Москалец В.П., Уссурийск
Уважаемые организаторы, довожу до вашего внимания, что при получении трек номера своего заказного письма, я проследила его по пути следования. Данное письмо прибыло в место выдачи еще в марте, пролежав там месяц уже возвращается обратно отправителю, на что я обратилась в почтовое отделение 692509, где разговаривала непосредственно с почтальоном. Где получила следующий ответ: что письмо мое приходило, а извещение не получила из-за отсутствия доступа в подъезд. Посещение данного дома только после того как насобирается корреспонденция. Из всего разговора я поняла, что извещения она вовсе и не приносила какой смысл ноги бить, если не возможно попасть в подъезд. Я как получатель письма не была уведомлена, что оно ожидает меня. Они выполнили все нормы и отправили его обратно. Я в бешенстве, но письмо уже в пути обратно. Прошу Вас выслать мне снова мое письмо и обязательно указать трек номер, что бы я могла отслеживать и не попасть в данную ситуацию. А со свой стороны я напишу претензию на данное почтовое отделение для разбирательств.Спасибо.
Трудности работы воспитателем логопедической группы
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
- Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
- Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Начните с простых задач
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Результат после обучения
Знания
- Основы педагогики и психологии дошкольников.
- Особенности использования логопедических методик во время занятий с дошкольниками.
- Особенности предшкольной подготовки детей с нарушениями речи.
- Результативные методики и техники развития речи.
Навыки
- Применение игровых упражнений для формирования звукопроизношения: песен, считалок, музыкальных постановок.
- Выбор и использование упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от коррекционных задач.
- Выбор и применение упражнений для правильной постановки интонаций, голоса, дыхания.
- Использование логоритмики для коррекции дефектов речи и формирования мелкой моторики.
- Применение специальных методик и техник для развития речи дошкольников: визуальных, вербальных, игровых.
- Анализ динамики и итогов работы.
- Подготовка отчетных документов и методических материалов: картотек упражнений, программ развивающих занятий и др.
- Взаимодействие с педагогом-логопедом и родителями для повышения эффективности коррекционной деятельности.
Как получить документы?
По окончании обучения Вы можете получить документы лично или посредством заказного письма (на Ваш выбор). Адрес для направления документов указывается в электронной анкете слушателя в личном кабинете.
Дипломы оформляются в бумажном виде на специальных бланках с несколькими степенями защиты.
Вместе с дипломом выдается приложение с выпиской оценок, договор и акт в бумажном виде.
В соответсвии с законодательством РФ, диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации выдается лицам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование.
Если слушатель не имеет такого образования, ему будет выдано свидетельство о дополнительном образовании (при получении среднего профессионального или высшего образования в будущем слушателю также будет выдан диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации).
Документы оформляются от 1 до 10 рабочих дней (на практике 1-3 дня).
>
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).