ТКО: нормы, формулы расчета, региональные тарифы.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТКО: нормы, формулы расчета, региональные тарифы.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Что такое норматив накопления твердых коммунальных отходов?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) – это среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. С их помощью определяется, сколько граждане должны будут заплатить за вывоз и утилизацию таких отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ТКО – это отходы, формирующиеся в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций, работа которых непосредственно не связана с производством товаров либо выполнением услуг. К ним относят бытовой мусор, схожие по составу отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Справочно

Это могут быть как биологические (кости животных, помои, отбросы), так и синтетические отходы (пластик, бумага, древесина, текстиль, кожа, резина, стекло, металл).

Правила определения нормативов накопления ТКО

Полученные данные о массе и объёме отходов объекта по каждой категории суммируются по дням недели. Из этого результата и складывается норматив, который выражается в количественных показателях массы и объёма отходов на 1 расчётную единицу. Расчётные единицы по каждой категории объектов устанавливаются уполномоченными органами власти.

Нормативы могут различаться по:

  • территории субъекта РФ — региональным и муниципальным образованиям и зонам деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
  • категориям потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО — физических и юридических лиц;
  • категориям объектов, на которых образуются отходы.

Правительственным постановлением также утверждаются формулы для определения:

  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в год;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц.

Создайте места накопления ТКО

Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.
Читайте также:  Взыскание заработной платы при увольнении

Постановление содержит несколько разделов:

1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

  • Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

  • Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

  • Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

  • Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  • УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  • Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  • Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  • В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.

Читайте также:  Районный повышающий коэффициент в 2023 году по регионам

Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Нормы накопления ТКО на квартиру

Нормы накопления ТКО рассчитываются за квадратный метр, а не за человека (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения), проживающего в квартире или другом жилом помещении. Такой порядок объясняется тем, что квадратные метры жилья всегда остаются неизменными, тогда как количество жильцов может меняться и его трудно отследить. Хотя мусор и не появляется сам по себе. На нормативы накопления отходов влияет ряд факторов:

  • благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления);

  • возможность раздельного сбора составляющих мусора;

  • наличие зеленых насаждений в городах;

  • потребление местным населением овощей и фруктов;

  • климатические условия.

Зачем необходимо устанавливать и знать параметры скопления мусора

Знание такой информации необходимо для того, чтобы можно было рассчитать количество ТБО, которое образовалось за определённый промежуток времени. Такие данные помогают при:

  • создании плана сбора, вывоза и переработки мусора;
  • распределении и учёте работников;
  • создании правил техники безопасности на предприятии;
  • выборе и подборе транспортных средств, осуществляющих вывоз мусора;
  • выборе контейнеров;
  • логистических работах;
  • осуществлении закупок материалов, необходимых для переработки;
  • установлении зарплат сотрудникам в соответствии со сложностью и опасностью выполняемой работы.

Человечество руководствуется такими параметрами, чтобы работа с отходами происходила без проблем.

Норма ТБО для организаций

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:

  • установление предельного объема ТБО;
  • нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
  • экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
  • допустимые способы обезвреживания мусора.

Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!

Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2022 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.

Читайте также:  Калужанам напомнили, как получить региональный маткапитал

Платить за вывоз ТКО обязаны все жители многоквартирных и частных домов, собственники дачных и садовых участков. Тарифы рассчитываются исходя из нормы накопления отходов на одного человека в течение года. Порядок определения и установления нормативов субъектами РФ регулируется ПП РФ от 04.04.2016 № 269 (с ред. от 27.02.2018). Весь цикл обращения с ТКО с момента вывоза с площадки до утилизации контролируется региональными операторами.

Расчет для юридических лиц

Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.

При проверке предприятий Росприроднадзором устанавливается норма, которую организации не должны превышать. Обычно они ниже, чем у физических лиц на 30-50%.

Одно из изменений, связанных с появлением коммунальной – включение юридических лиц в число плательщиков. Использовавшееся ранее понятие ТБО применялось только для физических лиц. ТКО включает те же виды отходов, но они распространяются на все группы лиц: физические и юридические.

Современные способы сбора отходов

Прямое влияние на нормы оказывают применяемые способы сбора отходов. В России применяется следующая схема по сбору мусора:

  • накопление отходов в баках;
  • вывоз и первичное прессование в транспортном средстве;
  • сортировка и прессование на полигоне;
  • утилизация.

Чем более однородный будет состав мусора, тем ниже будут нормы накопления отходов по показателю объема. Снижение объема приводит к увеличению плотности мусора, что позволяет эффективнее его обрабатывать. Один из шагов по снижению объема – внедрение системы раздельного сбора мусора.

Твердые коммунальные отходы состоят из нескольких видов мусора:

  • органический пищевой (30-40%);
  • макулатура (20-30%);
  • пластик (10-15%);
  • стекло (7-12%);
  • дерево (5-6%);
  • металлы (5%);
  • текстиль (3%);
  • другой мусор (2-10%).

У каждого материала своя плотность, поэтому совместный сбор однородного мусора позволит использовать пространство наиболее плотно. Кроме того, это позволит отправлять отходы на переработку, что положительно повлияет на установленную цену за вывоз ТКО за компенсации от вторичного использования.

Нормы ТБО: накопление, сбор и вывоз

Особенно это важно для отходов, представляющих опасность для здоровья людей, — это энергосберегающие и другие лампы. Для обращения с такими предметами мусора нужно знать правила утилизации, особенно это касается вещей, содержащих ртуть и другие токсичные вещества, опасные для здоровья человека.

★ Подсказка! Многие люди не задумываются о последствиях при нарушении правил утилизации и обращения с токсичными бытовыми отходами. Если такой мусор пролежит в контейнере хотя бы несколько дней, то это может стать причиной заражения (органические отходы), отравления (ртуть) или возгорания.

Правилам обращения с токсичным мусором очень важно обучить детей, поскольку от этого зависит здоровье всей семьи и экологическая ситуация в общем.

Все неудобства, связанные с вызовом специальных служб по утилизации токсичных веществ, невозможно сравнить с той опасностью, которой могут подвергаться люди. для

Данные, необходимые для подсчета контейнеров ТБО

Чтобы корректно подсчитать количество мусорных контейнеров, надо знать следующие показатели:

  • Количество проживающих в доме людей, которые будут выбрасывать мусор.
  • Сколько мусора производит один человек за год. Это усредненный показатель накопления ТКО в куб. м, который утверждается постановлением правительства.
  • Период заполнения емкостей – через сколько дней мусор вывозят по графику.
  • Объем контейнеров, которые установлены на площадке. Для сбора мусора используют разные модели баков. Чем меньше объем одного, тем больше емкостей нужно будет поставить.
  • Коэффициенты заполнения мусоросборников – постоянные величины, которые учитывают неравномерность наполнения емкости. Например, при расчете учитывают, что бак будет заполнен не до верха, а максимум на три четверти. Это дает возможность рассчитать число баков с запасом, избежать в дальнейшем их переполнения.

Собрав необходимые для расчета данные, можно подсчитать количество контейнеров ТБО по установленным формулам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *