Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

  2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

  3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

  4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;

  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

  • действие лица в состоянии крайней необходимости;

  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

  • рассмотрение дела об административном правонарушении;

  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.

Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.

Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:

Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.

В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд.

На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права.

Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Согласно Федеральному закону от 3.07.16 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ был дополнен ст. 4.1.1. На основании этой статьи лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Отметим, что вступление в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ не повлекло уклонения правоприменительных органов от применения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ, а, напротив, при назначении административного наказания, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, финансовое положение юридического и физического лица или предпринимателя, причины и условия совершения правонарушения, позволило правоприменителю использовать возможность замены штрафа на предупреждение. В случаях использования такой возможности правоприменитель — орган или должностное лицо, участвующее в производстве по делу, обязаны оценивать обстоятельства, которые смягчают ответственность за административное правонарушение или отягчают указанную ответственность, и исходить из того, что ст. 4.1.1 содержит не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (их регулируют главы 24–30 КоАП РФ), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в следующем:

выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, содержащимся в ст. 3.2 КоАП РФ; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Читайте также:  Какие товары подлежат маркировке в 2023 году?

Обратите внимание! В соответствии с нормами части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью изложенных условий.

Административная и уголовная ответственность за одно и то же деяние

В ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует положение о том, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности. Однако об этом говорится в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ имеется оговорка «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, статьи 5.16, 5.19, 5.20 КоАП РФ). Таким образом, для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно не содержало признаков преступления.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная. Так полагает ряд авторов в связи с тем, что приоритет уголовного законодательства над административным объясняется поглощением уголовной противоправностью всех иных видов противоправности, поглощением составом преступления состава административного правонарушения.

Вместе с тем правоприменительная практика не всегда следует указанным теоретическим положениям и исходит из противоположного принципа. Например, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в редакции от 3 декабря 2013 г.) судам разъяснено, что «когда допущенное лицом административное правонарушение содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности».

Тем самым Верховный Суд РФ четко сформулировал правило о приоритете норм административного права перед нормами уголовного. Однако данное правило разрешения коллизий формально имеет юридическое значение только для коллизий норм, регламентирующих разные виды ответственности за нарушение правил хранения или ношения оружия, а также за некоторые другие действия, связанные с незаконным оборотом оружия. На иные нормы уголовного и административного законодательства это правило можно распространить лишь по аналогии, которая, как известно, в уголовном праве недопустима.

Что такое привлечение к административной ответственности?

Привлечение к административной ответственности возможно в отношении правонарушений, перечисленных в КоАП по решению:

1) суда (мировых судей);

2) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ;

4) Банка России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

5) органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП;

7) государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 23.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Читайте также:  Как вести себя в суде по гражданскому делу

Административное правонарушение и наказание

Административное правонарушение может выражаться в следующих деяниях: нарушение правил дорожного движения, мелкая кража, неисполнение родителями своих обязанностей, употребление курительных смесей, запрещенных к употреблению законом РФ, и др. Наказания за такие деяния могут быть разнообразны. От штрафа до ограничения в каких-либо правах или административного ареста.

Наказание за нарушение Административного кодекса может применяться как к физическим, так и к юридическим лицам. В основном это денежный штраф, который может варьироваться от небольшой суммы до достаточно крупной. Размер штрафной санкции зависит от совершенного правонарушения.

Наказание за административное правонарушение определяет суд. Но такие нарушения не всегда рассматриваются судебными органами. Практически все органы государственной власти могут определить наказание самостоятельно, без обращения в суд. Это может быть служба судебных приставов, сотрудники полиции или ГИБДД.

С какого возраста привлекают к административной ответственности? Наказание за совершение таких правонарушений применимо к лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Если же несовершеннолетний не достиг этого возраста, то лицом, привлекаемым к административной ответственности, может стать один из его законных представителей.

Дисциплинарное правонарушение и ответственность за него

Дисциплинарное правонарушение — это невыполнение человеком должностных обязанностей, нарушения в ходе рабочего процесса, нарушения воинского устава и т. д.

Дисциплинарная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. Наказание за совершение дисциплинарного правонарушения вправе определять администрация предприятия, на котором работает человек, совершивший деяние. Наказание может быть разным: замечание или выговор, выговор с занесением в личное дело, штраф, лишение премии, увольнение или понижение в должности.

Примеры дисциплинарных правонарушений:

  • несвоевременный уход с рабочего места;
  • неявка на рабочее место;
  • опоздание на рабочее место;
  • невыполнение служебных обязанностей;
  • неправомерное вмешательство в ход рабочего процесса.

Виды основных взысканий административного характера для людей, занимающих определенные должности, прописаны в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ.

Но здесь нет точных правил, что, то или иное наказание можно задействовать по отношению к должностным лицам. Это общие меры наказания. Они автоматически распространяются на обычных людей, на юридических лиц и на ИП.

Есть некоторые меры и санкции, которые нельзя применять относительно должностных лиц по причине их определенного правого статуса. Сюда относятся такие формы взыскания, как:

  • Лишение водительского удостоверения;
  • Выдворение из страны;
  • Арест, даже на короткое время;
  • Обязательные работы принудительного характера;
  • Приостановление осуществляемой деятельности;
  • Запрет на посещение мест организации соревнований.

В массе случаев данная категория нарушителей получает наказание в виде денежного штрафа, официального предупреждения или дисквалификации. Это основано на характере совершенных проступков.

Административное правонарушение: понятие, признаки

Для привлечения к административной ответственности конкретного субъекта необходимо наличие трех взаимосвязанных оснований: юридического, практического и процессуального. В случае отсутствия хотя бы одного основания из перечня невозможна даже постановка вопроса о привлечении субъектов к админ. ответственности.

Юридические основания административной ответственности подразумевают наличие соответствующей правовой нормы, которая предусматривает привлечение к ответственности за конкретное правонарушение. Фактическое основание для привлечения к административной ответственности предполагает наличие конкретного противоправного деяния со всеми признаками административного правонарушения, совершенного субъектом. Процессуальное основание – это протокол административного нарушения, совершенного субъектом, который составляется уполномоченным представителем органа исполнительной власти.>

Определение 1

Противоправные, виновные действия или бездействия юридического или же физического лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админ. ответственность, называются административным правонарушением.

Какие меры ответственности предусмотрены законом за каждый вид преступного действия?

Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:

Правонарушения (административная ответственность)Преступления (уголовная ответственность)С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • кратковременный арест.

Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.

  • заключение на определенный срок;
  • штрафы;
  • исправительные или принудительные работы.

Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.

Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.

Основания привлечения к ответственности

В связи с тем, что дисциплинарная ответственность может быть применима только по отношению к сотрудникам и должностным лицам, состоящих в трудовых отношениях, учредители и акционеры к дисциплинарной ответственности не привлекаются.

Что касается руководителя организации, то он, как должностное лицо, несет дисциплинарную ответственность. Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения работодателем дисциплинарного проступка, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях с любым другим работником общества.

Исключением может являться дополнительные основания увольнения работодателя, предусмотренные законодательством о труде.

В частности, на основании принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации или однократного грубого нарушения руководителем организации своих трудовых обязанностей.

На практике руководители очень редко привлекаются к дисциплинарной ответственности по ряду причин. Так как назначить дисциплинарное взыскание может только вышестоящий орган, сложности могут возникнуть с организационной структурой общества.

Поскольку федеральными законами и уставом общества может быть предусмотрен в компании коллегиальный орган – совет директоров, такой орган не наделяется полномочиями издавать приказы и распоряжения по обществу.

Таким образом, дисциплинарная ответственность руководителя может быть исключена полностью. Законами РФ в качестве альтернативы устанавливается материальная ответственность руководителей, которая предусматривает возмещение убытков работодателей обществу в виде упущенной выгоды и прямого действительного ущерба.

К административной ответственности руководитель может привлекаться по многим основаниям, перечислим основные:

  • несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
  • нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • нарушение законодательства о рекламе;
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;
  • нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов;
  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение сроков представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
  • незаконное использование товарного знака;
  • нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице;
  • представление документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • недобросовестная эмиссия ценных бумаг;
  • незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;
  • нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  • нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и т.д.
Читайте также:  Как получить РВП в РФ иностранному гражданину в 2023 году

Что касается административной ответственности учредителя ООО, то учредитель также может нести административную ответственность, однако если будет являться должностным лицом.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда учредитель правомочен подавать документы общества на государственную регистрацию. Как заявитель он будет нести ответственность за достоверность предоставляемых сведений на государственную регистрацию.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственный реестр сведений, а также за представление недостоверных сведений заявитель несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности может осуществляться только по тем основаниям, которые прямо предусмотрены в Трудовом кодексе РФ.

Во-первых, работодатель должен провести расследование и убедиться в том, что дисциплинарный проступок имел место быть в действительности.

Работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме. Так как законодательством не предусмотрена обязанность со стороны работника что-либо объяснять, а данная норма диспозитивна, при отказе работника это сделать составляется соответствующий акт, в котором следует указать данные и личные подписи присутствующих при этом свидетелей.

Работник вправе как дать письменное объяснение, так и отказаться от дачи такового. В любом случае, отказ работника дать объяснение не может рассматриваться как противоправное поведение.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не было предоставлено, то составляется соответствующий акт. Акт составляется в произвольной форме и должен быть подписан работодателем, работником и свидетелями, констатирующими данный отказ.

Отказ работника дать объяснение не является основанием не применения по отношению к нему меры дисциплинарного взыскания. Во-вторых, работодатель определяет вид дисциплинарного наказания, с учетом трудового законодательства РФ и мнения компетентного органа, избираемого в организации.

Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности может стать основанием для признания дисциплинарного взыскания необоснованным.

В-третьих, работодатель обязан подготовить приказ, в котором будет указано о привлечении конкретного работника к дисциплинарной ответственности, с обязательным указанием мотивов его применения. Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт, при этом отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.

В-четвертых, приказ должен быть доведен до работника под роспись. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Следует перечислить документы, являющиеся основанием для применения дисциплинарного взыскания. Для работников таким основанием может являться служебная записка или какое-либо заявление, написанные руководителем структурного подразделения или вышестоящим по должности сотрудником.

Для руководителей основанием применения дисциплинарного взыскания является заявление или жалоба любого работающего в обществе работника. Если факт нарушения не подтвердится, руководитель имеет право обратиться в суд. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка. Этим днем считается день, когда лицу стало известно о совершении проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Работодатель имеет возможность сохранить за собой право для досрочного снятия дисциплинарного взыскания путем составления приказа о снятия дисциплинарного взыскания.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено сроками. Дисциплинарные взыскания, снятые досрочно или утратившие силу по истечении года со дня их применения, не могут учитываться при увольнении работника.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

  • наличие события административного правонарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность;
  • виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Следует также отметить органы, которые наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях:

  • судьи (мировые судьями);
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.

Производство по делу об административных правонарушениях начинается с составления протокола уполномоченным лицом, который передается в дальнейшем органу, уполномоченному законом рассматривать дело об административном нарушении. Наглядно можно показать эту процедуру следующим образом.

Возьмем, к примеру, часто встречающуюся ситуацию – в отношении должностных лиц организаций за представление недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица.

В соответствии с КоАП РФ, непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *