Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Санкт-Петербурге открылась навигация по рекам и каналам города». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На Неве и Малой Неве навигация откроется 10 апреля, на рукавах Невы – 20 апреля. Мосты в Санкт-Петербурге НЕ будут разводиться по графику на Неве и Малой Неве с 30 ноября по 10 апреля, на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. 15 ноября 2022 года завершился навигационный период для разводки мостов, расположенных на рукавах реки Невы.
История водного транспорта
Пётр I в 1703 году возводил Санкт-Петербург как морской и портовый город. |
Одним из требований ко всем зданиям и районам Санкт-Петербурга была максимальная доступность к ним на водном транспорте. До того, как построить автомагистраль Петербург — Москва, транспортная связь с остальными городами страны осуществлялась по Неве, через Верхневоложскую водную систему. |
В Петербурге построили пристани, пирсы и порты. |
Почти на всей береговой линии располагались на небольшом расстоянии друг от друга различные причалы. Все крупные предприятия Северной столицы имели доступ к воде. |
На начало XXI века в Северной столице насчитывалось большое количество пристаней, причалов и портов. |
Морское и речное прогулочное сообщение, пассажирские и грузовые морские перевозки с другими городами осуществлялись раздельно. |
Акватория Санкт-Петербурга позволяет осуществлять навигацию с начала апреля — до конца ноября. |
Невская губа в прибрежных районах покрыта льдом с конца ноября — начала декабря и до конца марта — начала апреля, но при необходимости в этот период движение судов обеспечивается ледоколами. |
В городе на Неве есть несколько морских портов, старейшим и главным из них является порт Санкт-Петербург.
В 2022 году движение маломерных судов сначала остановили в рукавах Невы в ночь на 15 ноября. Прекратился развод переправ Кантемировского, Гренадерского и Сампсониевского мостов. Навигация по Большой и Малой Неве продлилась на две недели больше, завершившись в среду, 30 ноября. Отметим, что минувший навигационный сезон начался 10 апреля.
За этот период произошло около двух тысяч разводок мостов в Санкт-Петербурге, по Неве прошло примерно одна тысяча 600 судов. Согласно данным «Мостотрест», лидерами по количеству разводов мостов стали Благовещенский и Дворцовый мосты, которые разъединили 398 раз за сезон. 288 разводок у Володарского моста, что позволяет причислить его в лидирующую тройку.

«No mooring/Не швартоваться» – эту надпись повсеместно можно встретить как на шумной Неве, так и маленькой Карповке. Все очень просто: швартоваться в Петербурге нельзя практически нигде. Это значит, что законопослушный владелец личного плавсредства, решивший соблюсти все правила, должен, поплавав, сразу забрать свою лодку с собой. А все городские набережные со спусками к воде являются госсобственностью и предоставляются в аренду только на платной основе, порядка 600 рублей.
«Швартоваться на городских причалах может кто и что угодно: любая лодка хоть с мотором, хоть на веслах, катамаран – вообще все равно. Но эту услугу нужно оплачивать. Единственное, это не долгосрочная швартовка, а всего 15 минут, – сказали в Агентстве внешнего транспорта».
В ведомстве также добавили, что бронировать место нужно заблаговременно, потому что, как правило, все места заняты. Оплата швартовки производится через сайт проекта «Городские причалы».
Штраф частным лицам за швартовку в неположенном месте составляет от 3 до 5 тыс. рублей. Однако в целом петербуржцы отмечают, что чрезмерной строгости, как, например, на автомобильных дорогах, на городских реках нет. Как рассказал «АиФ» петербуржец Илья О., он регулярно плавает на байдарках с друзьями по рекам вокруг Каменного острова: Большая и Малая Невки, река Крестовка.
«Это наш обычный тренировочный маршрут, на нем проблем никогда не было, никто нас не штрафовал и не выгонял. По центру тоже плавали, тоже без каких-либо ограничений», – объяснил петербуржец.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Правила регистрации МС
Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.
Регистрировать не нужно:
- любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
- моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).
Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.
Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:
- надувные транцевые лодки;
- надувные, типа «Турист»;
- пластиковые;
- металлические;
- деревянные;
- разборные композитные;
- лодки с электромоторами указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
Нарушение правил плавания
Превышение скорости | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Несоблюдение требований навигационных знаков | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Преднамеренная остановка или стоянка в запрещенных местах | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Нарушение правил маневрирования | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Нарушение правил подачи звуковых сигналов | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Управление судном не имея при себе документов
Если при себе нет прав* | предупреждение / либо 100 рублей |
Если при себе нет документов на судно* | предупреждение / либо 100 рублей |
Передача прав управления судном лицу не имеющему при себе удостоверения | предупреждение / либо 100 рублей |
Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?
С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.
Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).
Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Главные изменения 2022 года
- Утратил силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается с 2022-ого с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, в период 2022-2023 мы официально и повсеместно перешли на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам жить в 2023.
Дни репетиций парада ВМФ в Санкт-Петербурге в 2023 году
Репетиции парада ВФМ — это хорошая возможность оценить масштабы праздника и посмотреть на корабли с максимально близкого расстояния.
График репетиций парада на День ВМФ в Санкт-Петербурге в 2023 году ещё уточняется.
В прошлом году году при подготовке параду на день ВМФ в СПб было проведено 5 репетиций. Самая яркая — генеральная репетиция.
- 14 июля — плановая репетиция парада ВМФ;
- 19 июля — ночная репетиция парада кораблей и дневная воздушная;
- 21 июля — ночная репетиция парада кораблей и дневная воздушная;
- 24 июля — дневная репетиция парада кораблей;
- 25 июля и 26 июля тренировочные прогоны кораблей от Благовещенского до Дворцового моста;
- 28 июля — дневная генеральная репетиция парада ВМФ.

Акватории морских портов
На территории города находятся два морских порта:
- Большой порт Санкт-Петербург
- Пассажирский порт Санкт-Петербург
Территория:
Акватория Финского залива, Невской губы, реки Невы ниже по течению нижней кромки Благовещенского моста, реки Малой Невы ниже по течению нижней кромки Тучкова моста, реки Малой Невки ниже по течению нижней кромки Большого Петровского моста, реки Большая Невка, реки Средняя Невка западнее меридиана западной оконечности Крестовского о-ва (30°12’55,0″ восточной долготы), реки Екатерингофки выше по течению верхней кромки Екатерингофского моста и ниже по течению нижней кромки Железнодорожного моста.
На территории портов дополнительно действуют следующие правила:
- Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72);
- Обязательные постановления в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», утвержденные Приказом Минтранса России от 12.12.2011 № 311;
- Обязательные постановления в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург», утвержденные Приказом Минтранса России от 19.10.2012 № 380.
Заход в акватории морских портов «Большой порт Санкт-Петербург» и «Пассажирский порт Санкт-Петербург» носит разрешительный, а не уведомительный характер.
Запрещается плавание маломерных судов на акваториях указанных морских портов без разрешения службы управления движением судов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (СУДС).
Разрешение на заход в акватории морских портов судоводитель должен запросить у службы капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по радиостанции на 9 канале УКВ-диапазона, позывной «Радио-5» или по телефонам службы капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»: 718-89-05 и 714-92-11.
Запрещается плавание на маломерных судах по указанных акваториях без радиостанции морского диапазона. Радиостанция должна быть постоянно включена на 9 или 16 каналах УКВ-диапазона.
Запретными для плавания на маломерных, прогулочных и спортивных парусных судах являются:
- участок портовой части Санкт-Петербургского морского канала от Золотых ворот до Невских ворот;
- река Екатерингофка от Железнодорожного моста до устья с прилегающими гаванями и рейдами;
- Петровский канал до буев №№ 9 и 10;
- подходной канал Пассажирского порта Санкт-Петербург;
- подходной канал многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка».
Есть повод оштрафовать?
Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович по роду своей деятельности знаком со многими рыбаками, и, по его мнению, ужесточение правил – еще один повод собрать побольше штрафов.
«Не понимаю, зачем спасжилет, если ты рыбачишь на мелководье? Рыбаки-любители сейчас и так запуганы разными штрафными санкциями из-за нового закона по рыболовству, который запрещает ловить «недомерков». Получается, чтобы избежать штрафных санкций, каждую рыбину теперь нужно измерять линейкой», – сетует Александр Липкович.
Надо сказать, что ограничения коснутся не только рыбаков. Владельцам прогулочных катеров и мелким бизнесменам, катающим пляжников на «бананах», «ватрушках» или парашютах, нельзя будет этого делать вблизи плавательной зоны пляжей.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
Как известно, с 2012 года маломерные суда с подвесными двигателями менее 8 квт (10 л.с), не подлежат регистрации.
Согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ (или КТМ) и положениям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 кг. включительно, с мощностью двигателей (если они установлены) до 8 кВт включительно (это изложено в пункте 1.1 статьи 16 КВВТ и пункте 1.1. статьи 33 КТМ ).
При этом, рекомендовано при определении массы маломерного судна руководствоваться положениями ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».
А по данному стандарту, масса укомплектованного судна рассчитывается совместно с массой наиболее тяжелого мотора (или моторов), которые рекомендованы производителем (причем независимо от того, что судоводитель может не устанавливать мотор совсем, или к примеру, поставить мотор меньшей массы), вместе с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Для начала, изучим законодательство.
С 25 мая 2012 года вступил в силу ФЗ-36 от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
В этом законе уточнено понятие маломерного судна:
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Также в законе указано, что регистрации не подлежат суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
А уже в Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Что говорит нам о том, что не подлежащее регистрации маломерное судно, не только не должно регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
Есть один очень важный момент, который нужно учитывать при расчете веса своего комплекта мотор+лодка. А именно то, что ГИМС считает не фактический вес лодки с фактически установленным мотором, а так называемую укомплектованную массу лодки.
С какого числа можно плавать на лодках в 2021 году
Весна – время, когда любители рыбалки стремятся на берега водоемов. Тот, кто имеет лодки, предпочитают выходить на открытую воду. Как показывает практика, наличие плавсредств дает больше возможностей рыбакам. С помощью лодки легче найти места, где наблюдается скопление рыбы, тем самым, можно больше поймать и максимально удовлетворить свои рыбацкие потребности. Практически всех рыбаков интересует вопрос: «Рыбалка с лодки с какого числа разрешена?». Несмотря на наличие возможности выйти на воду не всегда это можно делать, особенно в весенний период. В каждом регионе действуют свои запреты и правила. Их следует учитывать прежде, чем собирать лодку и ехать с ней на водоем. При нарушении таких требований рыбак может попасть в весьма неприятную ситуацию. Проблем с законом в этом случае не избежать.
Важно! На некоторых водоемах вообще запрещено рыбачить, причем не только с лодки. Запрет действует на протяжении всего года, а не отдельного сезона.